жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Архитектура пожарной безопасности

Закон о техническом регулировании действует начиная с января – с поправками. На его основе должны быть разработаны технические регламенты для разных видов продукции, включая строительную. Одними из первых были разработаны регламенты по пожарной безопасности.

О том, как работают новые регламенты на рынке, о преимуществах советской системы пожарной охраны и об отставании российской нормативной базы от мировой строительной практики рассуждает в интервью нашему журналу Дмитрий ТЕРЕЩЕНКОВ, генеральный директор ООО «Проактив Безопасность»:

– Прежде всего, я бы не стал разделять строительство и пожарную безопасность, которая является одной из главных составляющих строительства, если мы думаем о безопасности вообще. Свод правил в области пожарной безопасности разработан одним из первых. Тут мы идем в ногу со временем.

Конечно, ощущается некоторая поспешность в ущерб качеству этих документов. Отсутствует единая логика изложения противопожарных требований, поскольку их создавали разные ведомства, и никто не привел к единому знаменателю. Отсюда много противоречий, неоднозначных толкований. В основном же современные своды правил подтверждают те требования, которые были и ранее, с корректировкой в сторону европейских нормативов. В этом смысле российские требования должны стать понятными для зарубежных инвестиционных и строительных компаний.

Проблема состоит в том, что все эти нормативные документы не изучаются участниками строительства достаточно глубоко и своевременно. А механизм контроля включается слишком поздно, на этапе экспертизы готового проекта. К этому моменту, чего греха таить, многие объекты уже построены и что-либо менять слишком сложно и дорого.

В прежние времена жесткий контроль действовал с самого начала проектирования. Каждый проектный институт, каждое ПКБ, любая проектная организация проверялись регулярно. С частотой, которая зависела от сложности проектируемых объектов. Такие институты, как ЛенНИИпроект, Лен- ЗНИИЭП, ПИ-1, проверялись каждый год бригадой из 3–4 опытнейших сотрудников нормативно-технического отдела управления пожарной охраны. Проверялось наличие нормативных документов, знание проектировщиками требований пожарной безопасности.

Процесс был для института очень сложным, особенно если выявлялись серьезные замечания. Приходилось готовить ответы, отчитываться, устранять, платить штрафы. Это заставляло проектные организации создавать внутри систему, позволяющую знать и применять правильно противопожарные требования. Практически все проектные организации имели собственного специалиста по пожарной безопасности в области проектирования.

На этапе строительства объект закреплялся за специально выделенным инспектором пожарной охраны. Он не менее двух раз в год, а нередко  и более, проверял объект на предмет соответствия проектной документации, прежде всего в части противопожарных требований и норм. По материалам проверок писали информационные письма, приводили примеры пожаров, произошедших из-за нарушений нормативных требований наших и зарубежных. Разбирали характерные случаи. Все материалы направлялись в строительные и проектные организации. И если инспектор работал добросовестно, то к завершению строительства мы получали объект, на котором вопросы пожарной безопасности были решены.

– А какова была в то время роль Госкомиссии в вопросах пожарной безопасности?

– Она уделяла им самое серьезное внимание. Но там акцент был другой.

Принципиальная разница в подходе тогда и сейчас: тогда инженер нормативно-технического отдела не мог допустить, чтобы на сдаче объекта госкомиссии вдруг всплыли вопросы, которые не были выявлены в процессе строительства. Потому что сразу возник бы вопрос, куда он смотрел. Инспектор с самого начала проводил на своих объектах большую организационную работу.

Сейчас надзор физически не в состоянии качественно проверить все объекты в процессе строительства. Ведь инспекторов строительного надзора, специализирующихся на пожарной безопасности, на порядок меньше, чем было ранее. И далеко не все участники строительства понимают, что обращаться за помощью к специализированным организациям надо как можно раньше.

– Каковы типичные ошибки в работе проектных организаций?

– Довольно типичным является неучет при проектировании пожарного депо, прибытие автотехники из которого должно быть гарантировано в течение 10 минут для города и 20 минут для области. Это требование Технического регламента, а регламент имеет статус закона, и здесь не может быть отступлений.

При проектировании зданий, имеющих несколько пожарных отсеков или помещений с различным функциональным назначением, необходимо предусматривать самостоятельные пути эвакуации. А это часто не обеспечивается из соображений экономии. Расходы, связанные с дополнительными лестничными клетками, для застройщика довольно ощутимы.

В результате ошибок в определении степени огнестойкости здания очень часто бывает превышена допустимая площадь пожарного отсека. Многочисленные ошибки выявляются в системах дымоудаления из помещений и коридоров.

В городском строительстве есть еще одна проблема. Новые технологии развиваются быстрей, чем нормативно-техническая база. По идее, должно быть наоборот: нормативно-техническая база должна как бы «предвидеть» то, что в скором времени появится.

Например, у нас появилось сплошное остекление фасадов. Оно давно существует за рубежом. Но у нас до сих пор нет разработанных норм для узлов примыкания перекрытий к таким фасадам. А неправильно разработанный узел приводит к угрозе мгновенного распространения пожара по фасадам.

– Есть универсальный и эффективный выход из подобных «неувязок»?

– Безвыходных ситуаций не бывает. Можно найти индивидуальные решения даже для архитектурно нестандартного случая. Таких фирм, как наша, очень много. Они уже набили руку, набрали хороших специалистов. Можно найти предложение экономически приемлемое. Но дешево – не всегда хорошо. Есть нюансы. Мы, например, работаем так, чтобы проблема была не сиюминутно закрыта, а решена основательно. Так, чтобы у контролирующих органов не возникало вопросов ни на каком этапе.

Иногда мы помогаем сократить расходы на выполнение противопожарных мероприятий, но обязательно в рамках действующего законодательства.

– Как убедить застройщика, что нельзя экономить на противопожарных мерах?

– Экономить можно, применяя оптимальные в каждом случае решения, которые обеспечат безопасность зданий, сооружений и не будут противоречить нормам. Для этого нормы надо хорошо знать. Но целесообразнее выбрать сотрудничество со специализированной организацией. Выбор сейчас очень большой.

Записала Дина Богуш

Другие материалы по теме

X