жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Рынок лизинга выравнивается

Даже в Правительстве РФ порой уверяют, что тема лизинга дорожной техники в нашей стране, что называется, «не пошла».

Дорожная сеть Ленинградской области не рассчитана на современные транспортные потоки, поэтому надо строить новые магистрали. (Чтобы увеличить, кликните на фото)

Даже в Правительстве РФ порой уверяют, что тема лизинга дорожной техники в нашей стране, что называется, «не пошла».

Дорожники традиционно предпочитают свою «синицу в руках» лизинговому «журавлю в небе». Дать свою оценку положению дел в этом сегменте рынка мы попросили представителей лизинговых компаний.

– Каково состояние лизинга дорожной техники в Санкт-Петербурге и Ленинградской области? Что сегодня главным образом препятствует развитию этого рынка?

А. Ставицкий:

– В настоящее время лизинговая отрасль в целом и сфера лизинга дорожной техники в СПб и ЛО только начинает восстанавливаться. Мы фиксируем увеличение спроса на дорожную технику от потенциальных лизингополучателей. Перспективным направлением здесь я считаю технику, связанную с асфальтоукладкой, так как современная техника (например, BOMAG) позволяет существенно улучшать состояние дорог в СПб и ЛО. Основным препятствием к ее приобретению дорожно-строительными компаниями является ее дороговизна, причем как новой, так и б/у. А также – ее низкая ликвидность с точки зрения лизинговых компаний и банков по сравнению, скажем, с автотранспортом.

Примерно на 55% упал рынок лизинга в ходе кризиса относительно докризисного 2007 г.

А. Узянов:

– Рынок лизинга пострадал в период кризиса сильнее других сегментов финансового рынка. Лизинг дорожной техники в Санкт-Петербурге и Ленинградской области значительно сократился в отличие от положительных тенденций в ЦФО и Московском регионе. В этом сегменте меньше стало появляться новых бизнес-единиц, что вызвало сокращение количества лизинговых заявок. С другой стороны, последний зимний сезон обнаружил несколько острых проблем, которые заставили дорожные предприятия оперативно и единовременно приобрести технику за счет целенаправленно увеличенного бюджетного финансирования.

Главная причина сокращения объемов лизинговой деятельности – дефицит средств у предприятий дорожной отрасли. Россия сегодня является одной из немногих стран, где объем финансирования автомобильных дорог не увеличился, а, наоборот, сократился.

Соответственно, дорожные предприятия зачастую не имеют возможности обновить технический парк даже с помощью лизинговых механизмов. Со своей стороны, лизинговые компании не всегда готовы пойти им навстречу и предложить условия, удобные для обеих сторон.

Но у Государственной транспортной лизинговой компании несколько иные задачи. Остро назрел вопрос обновления дорожного парка. Предприятия продолжают использовать устаревшую технику и оборудование, тогда как современные стандарты, развивающаяся экономика требуют повышения производительности и качества работы дорожных служб.

Поэтому для поддержки предприятий и модернизации технического парка в уставный капитал ГТЛК было выделено 10 млрд руб. из федерального бюджета. Это позволяет проводить специальные лизинговые программы на экономически выгодных для предприятий условиях, в том числе без первоначального взноса. Нулевой аванс, раскрываемые низкие ставки, разумные сроки и гибкие условия делают лизинговые программы для дорожников доступными.

– Каков процент сделок по лизингу дорожной техники в общем объеме операций, совершаемых компаниями? Растет ли объем сделок, связанных с этой позицией?

А. Ставицкий:

– Доля сделок по дорожной технике составляет примерно 20% от общего количества лизинговых сделок. Безусловно, данный вид лизингового имущества мы считаем приоритетным, и в течение 2010 года наша компания планирует наращивать объемы. В настоящее время мы рассматриваем несколько проектов по лизингу дорожной техники, которые планируем осуществить уже в июле 2010 г.

– Как строится политика компаний в отношении лизингополучателей? Какие санкции вы можете применить к нарушителям условий договора?

А. Ставицкий:

– Количество клиентов с начала 2010 года постоянно увеличивается, однако кризис и увеличение числа недобросовестных лизингополучателей заставило нас избирательно относиться к потенциальным клиентам. В процессе рассмотрения сделки лизингополучатель предоставляет нам пакет юридических и финансовых документов. Проводится оценка финансово-экономического состояния клиента, учитывается его кредитная история и др. На основании этого мы принимаем решение о финансировании.

В договоре лизинга предусмотрено начисление пеней клиенту за просрочку лизинговых платежей, а в случае систематических неплатежей по договору лизинга лизинговая компания вправе изъять технику.

А. Узянов:

– Лизинговый портфель ГТЛК с начала года вырос практически до 4 млрд руб., объем финансирования производителей превышает 6 млрд руб.

В ГТЛК действует собственная система управления рисками, которая позволяет оценить деловую и финансовую состоятельность лизингополучателя и определить возможные объемы финансирования. Тем не менее к государственным дорожным предприятиям требования очень лояльные, и только в крайнем случае мы можем им отказать в лизинге техники.

В отношении нарушителей мы ведем цивилизованную работу юридического характера в соответствии с условиями лизингового договора.

Л. Чусовская:

– Общий объем инвестиций в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» составит 13484 млрд руб. Планируется построить и реконструировать 8 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения, включая строительство 1,9 тыс. километров платных автомагистралей и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров. На условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета будут построены и реконструированы 10 тыс. километров автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

До октября 2008 года лизинг дорожно-строительной техники традиционно занимал значительное место в бизнесе лизинговых компаний, показывая постоянный рост объемов. Однако, согласно данным РА «Эксперт», по сравнению с 2008 г. в 2009-м доля дорожно-строительной техники в новом бизнесе сократилась на 85%.

В четвертом квартале 2009 г. спрос со стороны компаний, занимающихся дорожным строительством, оживился. За четыре месяца 2010 г. Группа компаний «Балтийский лизинг» заключила сделок с дорожно-строительной техникой на сумму 235,6 млн рублей, что в 4 раза больше, чем за аналогичный период 2009 года. Появились новые клиенты. Заключены сделки с компаниями группы «Буер», одна из которых входит в число крупнейших организаций Санкт-Петербурга в области строительства, реконструкции, ремонта, проектирования и содержания дорог. Продолжено сотрудничество с ЗАО «Метробетон». В Воронеже была заключена сделка с ООО «Дорспецстрой» на 16 млн руб.

Для нас решающее значение имеет не только финансовая отчетность клиента, но и ликвидность предмета лизинга, а также способность лизингополучателя генерировать денежный поток для выполнения своих обязательств. В период кризиса нами выдвигались более жесткие требования – в целях снижения возможных дефолтов. Кризис способствовал созданию комплексной системы оценки рисков, одновременно учитывающей все аспекты сделки, отраслевых рисков и пр. Но в настоящее время, с ростом рынка и ужесточением конкуренции, лизинговые компании начали снижать свои требования.

– Как вы выстраиваете отношения с компаниями, которые делят с вами нишу лизинга дорожной техники?

А. Ставицкий:

– Рынок лизинга в целом и лизинг дорожной техники в частности является высококонкурентной средой, поэтому наша компания старается выстраивать отношения с конкурентами в основном в виде обмена информацией о недобросовестных и ненадежных лизингополучателях.

А. Узянов:

– ГТЛК занимает прочную конкурентную позицию на рынке. Для нас важна деловая репутация, поэтому мы и работаем в рамках разумной конкуренции.

Л. Чусовская:

– Лизинговые компании работают независимо друг от друга в данном направлении: заключают соглашения с поставщиками, создают совместные программы. Наша компания также ведет активную работу с поставщиками дорожно-строительной техники.

– Что в развитии этого бизнеса зависит от позиции федеральных и региональных властных структур?

А. Ставицкий:

– На федеральном уровне надо ввести специальную программу по субсидированию дорожно-строительных организаций при покупке новой дорожной техники в лизинг, причем эта программа должна быть максимально проста и доступна.

А. Узянов:

– Все зависит от объема средств, выделяемых на развитие дорожного хозяйства. То, что сегодня требует минимальных затрат, при оттягивании обернется колоссальными расходами.

Несвоевременный ремонт дорожного покрытия может увеличить стоимость перевозок на 20-30%. Не отремонтированная вовремя дорога впоследствии требует в 2–3 раза больше средств на ее восстановление.

Во-вторых, важна пропаганда актуальных финансовых механизмов. В первую очередь лизинга. Кредитные условия в России слишком жестки по отношению к дорожным предприятиям и непосильны для организаций малого и среднего бизнеса. Поэтому лизинг является наиболее эффективным механизмом для решения острых проблем дорожной отрасли.

Необходимо вовлекать в процесс производителей и поставщиков техники, которые должны уметь, со своей стороны, ответить на запросы и потребности дорожных служб. Необходим диалог и активная работа с регионами.

Подготовила Валерия Кольская

МНЕНИЕ

Михаил ЕРМИШКИН, начальник управления технических рисков САО «ГЕФЕСТ»:

– Последние несколько лет объем страхования строительной техники, находящейся в лизинге, активно рос. Это было связано с общей благоприятной конъюнктурой строительного и банковского рынков. В условиях кризиса этот вид страхования по-прежнему востребован. Крупные строительные компании, столкнувшись со снижением объемов работ и падением нормы прибыли, задумались о повышении эффективности своей деятельности. В том числе – о производительности и экономичности парка строительной техники и оборудования.

Оптимальным выходом в данном случае является лизинг. При этом нормой при передаче техники в лизинг стало ее страхование на весь период действия договора лизинга. Ведь страхование является эффективным механизмом минимизации рисков повреждения и хищения дорогостоящей и сложной строительной техники, и в нем заинтересованы и лизингодатель, и лизингополучатель.

Например, в прошлом году САО «ГЕФЕСТ» выплатило 55 млн руб. за 2 сгоревших строительных крана, которые были в лизинге. Несколько раз выплачивались возмещения в размере 2-3 млн руб. за похищенную со строительной площадки технику.

Статистика показывает, что количество угонов и хищений крупной строительной техники, особенно отечественного производства, постоянно растет. Практически каждую неделю только в Москве со строительных объектов города, а также на дорогах и базах угоняется 1–2 единицы дорогостоящей спецтехники, розыск которой редко дает положительные результаты.

Поэтому страховой полис является надежным гарантом и защищает строительную организацию от непредвиденных финансовых расходов. При этом страхователями выступают как лизингодатели, так и лизингополучатели, соотношение примерно равное.

При наличии определенных условий содержания имущества (например, современных систем пожарной безопасности и охраны), а также франшизы, лимитов ответственности и т. д. размер страховых платежей может быть существенно снижен. При этом сам страхователь может выбрать риски, которые характерны для работы на определенной территории. Например, риск ДТП с участием строительной техники намного ниже в Камчатском крае, чем в Москве.

Если говорить о перспективе, то снижения темпов роста в этом сегменте не будет, несмотря на спад строительного рынка. Строители стали уходить из столиц в регионы, большинство московских и питерских организаций активно работают в других субъектах РФ – от Владивостока до Сочи. При этом практически всю строительную технику они транспортируют на место строительства, что автоматически увеличивает риски ее повреждения при перевозке. Понимая это, строители страхуют технику по полному пакету рисков.

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X