жк днепропетровская 37 евротрешка

Развенчанные мифы затяжного метростроения

Сооружение подземных магистралей всегда было пронизано мечтой метростроевцев о минимизации ручного труда. Сегодня петербургская компания «СМУ 11 Метрострой» сконцентрировала в своем арсенале все достижения современной инженерной мысли в области метростроения.

Подземное строительство

Возможности для активного технического развития появились после предоставления подразделениям Метростроя финансовой и стратегической самостоятельности. Механизация трудоемких процессов на перегонных тоннелях большой протяженности с помощью проходческого щита КТ-1 давно уже стала делом привычным. Строительство же сложных и коротких выработок, доставка стройматериалов, транспортировка извлеченного грунта и многие другие операции по-прежнему выполнялись дедовскими способами.

Коллектив «СМУ 11 Метрострой» под руководством генерального директора предприятия Андрея Владиславовича МОРОЗОВА принял решение инвестировать средства в техническое развитие компании, с тем чтобы добиться современного уровня метростроения.

Бетон с доставкой

Основной сложностью бетонирования железобетонных конструкций подземного метростроения является подача смеси на объект. В процессе традиционной транспортировки посредством подвижных составов и вагонов-коппелей бетонная смесь успевала схватиться и нередко подвергалась дополнительному разведению, что влияло на качество конструкций.

Впервые способ подачи смеси бетононасосом с шахтной поверхности непосредственно на место укладки был применен в процессе строительства обходных тоннелей в зоне «Размыва» между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества».

Инициаторами, разработчиками и воплотителями данной технологии стали специалисты «СМУ 11 Метрострой».

Результат превзошел все ожидания. Ноу-хау не только позволило отказаться от ручного труда и длительной неудобной транспортировки смеси, но и существенно сократило время бетонирования. А самое главное – теперь можно было гарантировать качество бетона, попавшего в опалубку.

Позже эта технология была применена СМУ 11 на станции «Обводный канал», где все внутренние железобетонные конструкции изготовлялись с использованием монолитного бетона. По той же схеме производится бетонирование выработок шахты № 620 на «Бухарестской». Только смесь транспортируется к месту укладки не через ствол, а по специально пробуренной наклонной скважине.

Чудо подземной техники

Транспортировка грунта на выработках, где не может быть применен проходческий щит, долгое время считалась тяжелым ручным трудом. В СМУ 11 нашли технологическое решение, позволившее в корне изменить представление о трудоемкости этого процесса. Применение электрических шагающих экскаваторов, шахтного скребкового конвейера позволило в разы сократить время доставки породы на поверхность.

Но самое главное – процесс транспортировки грунта стал непрерывным, что естественным образом ускорило проходку и позволило механизировать значительную часть работ.

Впервые механизированная транспортировка была опробована специалистами СМУ 11 при проходке наклонного хода станции «Звенигородская». В скором времени она еще раз доказала свою состоятельность на строительстве второй сцены Мариинского театра. Тогда из-под распорной плиты было разработано и доставлено на поверхность 120 тыс. куб. м грунта.

Комплексная бригада из 20 человек с трех точек погрузки выдавала 1000 куб. м в смену. Таких скоростей строительная отрасль еще не знала.

В настоящее время на станции «Бухарестская» механизированным способом доставлено на поверхность около 73,5 тыс. куб. м грунта. На всех точках погрузки работают электрические подземные экскаваторы, которые способны работать в труднодоступных местах. С помощью этого механизма специалисты СМУ 11 впервые осуществили временные крепления выработки круговыми металлическими арками, снизив тем самым процент ручного труда. Один из экскаваторов – электрический шагающий экскаватор KAISER, который легко перемещается под уклоном до 60 градусов и имеет вращающий ротор, позволяющий поворачивать стрелу на 360 градусов.

Крепление с опережением

На станции «Бухарестская» тоннель НВУ № 620 был пройден с применением технологии опережающего крепления, предполагающей механизированную безосадочную проходку. Это позволило механизировать все работы в забое и полностью исключить ручной труд.

На «Бухарестской» была применена буровая установка с телескопической штангой, которая при длине 7 метров позволила за один подход бурить 14-метровую скважину. В России подобных работ еще не производилось.

Метод опережающего крепления дает возможность избежать на выработках, исключающих применение проходческого щита, осадок поверхности. Кроме того, позволяет совершенно уйти от использования ручного труда, а следовательно, снизить вероятность травматизма до ноля.

Струйная цементация – метаморфоза грунта

Технология струйной цементации используется за рубежом с 60-х годов, в России же она применяется совсем недавно. Суть метода состоит в размыве грунта мощной струей цементного раствора, в результате чего образуется грунтобетон, обладающий высокими прочностными характеристиками. Такие субстанции сохраняют высокую прочность даже после оттаивания в обводненных почвах.

Принимая во внимание геологические особенности Санкт-Петербурга, следует признать, что этот метод совершенно незаменим в метростроении, особенно при проведении работ в зоне плотной городской застройки.

Именно поэтому специалисты «СМУ 11 Метрострой» использовали jet grouting для проходки наклонного хода эскалаторного тоннеля станции «Звенигородская». Опыт, приобретенный метростроевцами, в дальнейшем может быть использован для строительства подобных объектов.

Метро длиною в мандат

Еще недавно многие полагали, что метростроение не может считаться высокорентабельной областью, так как предполагает долгий срок реализации проектов, кропотливую работу и низкую производительность труда. Опыт «СМУ 11 Метрострой» убедительно доказывает, что это не более чем заблуждение.

Современное подземное предприятие может и должно ориентироваться на новые стандарты строительства, предполагающие высокую скорость возведения подземных магистралей, сокращение до минимума ручного труда и безупречное качество.

При таком условии время строительства новой станции метро может быть сокращено до трех лет. А это дает горожанам надежду на очередной расцвет метростроения, в основу которого ляжет стремление властей использовать срок, отпущенный мандатом, для активного развития городской транспортной сети. Благо, технических возможностей для этого сегодня достаточно.

Елена Никитченко

СМУ 11
Метрострой
СПб., ул. Некрасова, 32
Тел. (812) 275-0187, факс (812) 272-2833

Другие материалы по теме

X