жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Stockmann –синоним безопасности подземного строительства

Огромный опыт проектирования и строительства заглубленных объектов в историко-охранной зоне приобрели петербургские специалисты при возведении торгово-офисного комплекса Stockmann на Невском проспекте. Воплотить масштабный замысел заказчика стало возможным лишь благодаря применению передовых технологий и инновационных решений.

vk.com/spb_today
vk.com/spb_today

Об итогах двухлетней работы на данном объекте рассказывает руководитель геотехнического инженерного бюро «ПЕТЕР-ГИБ» д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки России С. Н. СОТНИКОВ.

– Сергей Николаевич, до сих пор не утихают споры о целесообразности строительства на Невском проспекте комплекса, имеющего четырехуровневый подземный паркинг, тем более что для этого ушли под снос исторические здания.

– Давайте все-таки подходить к вопросу сохранения исторического центра города разумно.

Еще в конце 80-х годов прошлого века институт Ленжилниипроект, проведя всестороннее обследование данных зданий, дал однозначное заключение: дома полностью выработали свой ресурс и подлежат сносу. Дома были расселены, как опасные для проживания. Специалисты этой организации хорошо знали свое дело, так что не будем подвергать сомнению их экспертизу. Расхожий миф о том, что все построенное до революции построено на века, не имеет под собой достаточных оснований. Доходные дома, каковыми являлись здания на Невском, 114 и 116, строились с целью получения коммерческой прибыли, так что главным для застройщика оставался принцип экономии. Другими словами, халтуры хватало и в те далекие времена, а чудовищный уровень эксплуатации зданий, в которых последние 70 лет располагались коммуналки, привел к тому, что они стали аварийными.

По моему мнению, архитектурный облик Невского проспекта не претерпит серьезных изменений.

КГИОП обязал застройщика, финский концерн Stockmann, воспроизвести фасад утраченного здания. Так, в процессе сноса декоративные элементы, например ограждения балконов и парапетные решетки, были демонтированы, отправлены на сохранение и после завершения работ вернулись на свое место. Восстановлены и лепные элементы. Что касается подземных этажей, то это спасение города от транспортного коллапса…

По количеству инновационных технологий и нестандартных решений, примененных на данном объекте, в Санкт-Петербурге Stockmann не имеет себе равных.

Справедливости ради стоит сказать, что когда мы изучили проект архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», стало ясно, что опыта сооружения подземных объемов такой большой глубины в Санкт-Петербурге еще нет. Пришлось обратиться к опыту западных коллег. Как известно, в Европе и Америке здания уже давно «растут вниз», соответственно накоплен целый арсенал методов и технологий для решения задач подземного строительства. Однако специфика окружающей исторической застройки потребовала от нас разработки целого ряда оригинальных решений.

Для начала необходимо было обеспечить безопасность строительства для соседних домов. У всех на слуху примеры неудачного вторжения в историческую застройку, повлекшего его разрушение примыкающих зданий. Поэтому мы начали с укрепления фундаментов и несущих конструкций окружающих домов.

Так, усиление фундаментов соседних домов было выполнено достаточно длинными сваями «Титан», которые предварительно были испытаны на 70 тонн вертикальной нагрузки. Мощный шпунт большого сечения длиной 24 м погружался высокочастотными безрезонансными вибропогружателями на расстоянии всего 1,5 метра от соседних домов. Со стороны дома № 4 по ул. Восстания было решено использовать ограждение, выполненное по технологии «стена в грунте». И эта технология, которая в Петербурге применяется довольно редко, полностью себя оправдала.

Мониторинг зданий велся на протяжении всего строительства. Те дома, что были усилены сваями «Титан», не получили заметных повреждений, а осадка фундаментов оказалась в норме.

Еще одним мероприятием по сохранению окружающей застройки стало «опоясывание» стен металлическим каркасом. Дома усилили железобетонным бандажом на уровне фундаментов наружных стен. Так что «коробки» домов оказались как бы стянутыми поясами в вертикальном и горизонтальном направлениях.

– Подземная часть комплекса уходит в глубину на 15 м, какие решения позволили выполнять работы прямо в центре, на Невском проспекте?

– Впервые в Петербурге был апробирован и применен метод top-down, технология, хорошо известная в ряде зарубежных стран. Суть его заключается в том, что строительство ведется сверху вниз. Сначала возводятся ограждающие конструкции из шпунта. В качестве ограждения мы использовали весьма тяжелый шпунт HZ, погруженный на глубину 24 м. Для предотвращения его ожидаемого по расчету изгиба на глубине от 17 до 19 м была применена распорная грунтоцементная диафрагма, выполненная методом jet grouting, что позволило зафиксировать нижние концы шпунта. Учитывая то, что колонны каркаса имели шаг 8х16 м, т. е. размер грузовых площадей был весьма высок, было решено использовать не буровые сваи, а бареты – прямоугольные в плане элементы стены в грунте, глубиной 42 м, которые были испытаны на необходимую («рекордную») нагрузку 3500 тонн. Это ноу-хау позволило обеспечить зданию минимальную осадку. Кроме того, в тело барет были встроены металлические колонны, которые использовались в качестве элементов несущего каркаса здания, которое построено по принципу свая-колонна. Перекрытие первого подземного этажа (как и всех остальных) бетонировалось прямо на грунт, и они работали в качестве распорной конструкции. Затем была выполнена выемка грунта из-под перекрытия первого подземного уровня, которое «опирается» на стальные колонны – сердечники барет.

И специалисты, и горожане обратили внимание на отсутствие непременной грязи во все время строительства, а ведь из котлована были выбраны тонны грунта! Это еще одна наша находка. Прямо под перекрытиями первого этажа мини-экскаваторы вынимали грунт, и по ленте транспортера он отправлялся в кузов подъезжающих самосвалов. Затем после возведения первого подземного этажа все повторялось. Одновременно с сооружением подземных этажей осуществлялось возведение наземных конструкций и продолжалось движение вниз. Не случайно название технологии top-down означает «вверх-вниз».

Таким образом, нами был реализован комплекс продуманных мероприятий, каждое из которых последовательно обеспечивало безопасность следующего.

– Как складывались отношения с застройщиком, всегда ли вы получали поддержку своих предложений?

– Должен сказать, что представители финской стороны очень ответственно отнеслись к возведению на Невском проспекте торгово-офисного комплекса. Практически все предложенные нами решения были приняты и поддержаны. Основное их требование – четкое соблюдение предложенных технологий. Все прекрасно понимали, какое повышенное внимание прессы, горожан и специалистов привлечено к новому комплексу.

Качество объекта не вызывает сомнений, поскольку компания-инвестор не жалела времени на опытную проверку технологических решений и денег на их реализацию. К примеру, чтобы убедиться в наличии грунтоцементной диафрагмы, заказчику потребовалось прорыть вертикальную шахту глубиной более 8 м, из которой были выбраны образцы керна, содержащие фрагменты диафрагмы, для последующих лабораторных испытаний, результаты которых подтвердили ожидаемые данные.

Подводя итог, можно сказать: новый комплекс – событие для города.

На примере Stockmann мы с успехом доказали, что масштабное подземное строительство в Петербурге возможно даже в специфических условиях наших грунтов, в исторической части города, в стесненных условиях старой застройки. Важно отметить, что иностранный генподрядчик – «КитайСтрой» – для всех сложных геотехнических работ привлекал питерские фирмы, прежде всего ООО «Карст» и ООО «Геоизол», ведущие специалисты которых предложили немало ценных идей.

Елена Рачкова

Логотип Петер-Гиб

197198, Санкт-Петербург,

пр. Добролюбова, д. 1/79, лит. Б

Тел.: (812) 336-9704, 336-9731

E-mail: [email protected]

[email protected]

 

Другие материалы по теме

X