жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

В эпицентре ГЧП

Взяв краткую паузу на время кризиса, Санкт-Петербург возвращается к проектам ГЧП на транспорте.

Движение транспорта, Петербург


2009 год показал слабые места подобных начинаний. Тем больше вероятность для города сделать механизм государственно-частного партнерства действительно успешным.

После того как в 2009 г. Западный скоростной диаметр из государственно-частного партнерства с консорциумом ООО «ЗСД Невский меридиан» фактически превратился в объект госзаказа, казалось, что Санкт-Петербург надолго откажется от работы с частным бизнесом в формате ГЧП. Однако в самый разгар кризиса администрация Санкт-Петербурга заключила концессионное соглашение с ООО «Воздушные ворота Северной столицы» на реконструкцию аэропорта Пулково.

Времена финансовой нестабильности еще не ушли в прошлое, когда в июне 2010 г. на Петербургском экономическом форуме губернатором Валентиной МАТВИЕНКО было подписано соглашение о ГЧП с председателем правления Сбербанка России Германом ГРЕФОМ. В рамках которого банк выступил соинвестором строительства ЗСД, Орловского тоннеля, Надземного экспресса (всего более 100 млрд руб.). В те же дни город образовал ГЧП с ООО «Невская концессионная компания» в проекте Орловский тоннель.

Проблема ГЧП в том, что оно подразумевает, как правило, «длинные» инвестиции. Это означает, что за период своего действия партнерство неоднократно проходит через экономические кризисы разного масштаба. Может ли государство впредь брать на себя все гарантии и риски, заложенные в проектах ГЧП? Как достичь справедливого баланса рисков и выгод между всеми участниками партнерства? Об этом наш разговор с главой Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга Алексеем Борисовичем ЧИЧКАНОВЫМ.

Чичканов_14.JPG– В Санкт-Петербурге ведется постоянная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства, в том числе в области ГЧП. Это позволяет нам сохранять почетный статус центра развития ГЧП в России. Город первым принял свой региональный закон о ГЧП, первым запустил целый ряд инфраструктурных проектов. По одному из них – проекту развития Пулково – администрация достигла финансового закрытия, сумев привлечь в проект ведущие международные финансовые организации.

– Каким образом распределяются строительные и финансовые риски между частным бизнесом и Санкт-Петербургом в проектах ГЧП?

– Постановлением Правительства  № 346 от 31 марта 2009 года «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге» определены общие для всех инвестиционных проектов требования к концепции, включающие в себя матрицу рисков. Это важный элемент для подготовки конкурса и для заключения инвестиционного соглашения с компанией-инвестором.

Основное правило ГЧП заключается в том, что риски несет та сторона, которая может наилучшим образом управлять ими с минимальными затратами. Но оптимальное распределение рисков не означает максимальное возложение их на одну из сторон. Например, риски, связанные со строительством и эксплуатацией, обычно несет частный бизнес, а политические риски и риск экспроприации в большинстве случаев несет город.

– Может ли город адекватно оценить намерения и возможности компании-инвестора?

– Видите ли, в ГЧП город является больше, чем просто заказчиком. Фактически именно этот механизм позволяет городу не только оценить возможности потенциального инвестора, но и постоянно следить за процессом реализации проекта на правах партнера.

Пока проводится конкурс, проект проходит серьезную предварительную проработку. Проектная команда города постоянно взаимодействует с потенциальными инвесторами на всех стадиях конкурса. Сама конкурсная документация и соглашение о ГЧП или концессионное соглашение являются документами, в которых фиксируются совершенно конкретные критерии и условия участия инвестора в проекте.

После рассмотрения конкурсных предложений, которые чаще всего состоят из трех частей: юридической, технической и финансовой, – город получает четкое представление о том, как намерен инвестор реализовать проект. Кроме того, на протяжении всего срока соглашения город контролирует реализацию проекта по установленным критериям. За невыполнение какого-либо из пунктов соглашения, включая сроки, предусматриваются штрафы и другие санкции.

– Можно ли избежать ситуации, когда в начале экономического кризиса все риски перекладываются на государство и дальнейшая реализация проекта на 100% ложится на бюджет?

– В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП» № 627-100 соглашение не может быть заключено без утвержденной матрицы рисков. Без этого не имеет смысла реализовывать проект по схемам ГЧП, это невыгодно. Для того чтобы понять, какие риски можно переложить на инвестора, а какие оставить государству, строится финансовая модель проекта, рассматриваются валютные и другие риски.

Привлечение в проект партнера, профессионально управляющего рисками, в том числе и финансовыми, – сущность ГЧП.

Несомненно, если речь идет о невозможности реализации проекта партнером, в соглашении, как правило, предусматривается возможность замены инвестора либо состава консорциума. Однако у частного бизнеса намного больше возможностей управлять финансовыми рисками, как за счет современных финансовых инструментов (например, хеджирования), так и за счет грамотно выстроенного менеджмента.

– Какой должна быть позиция города в случае серьезного удорожания проекта ГЧП по ходу его реализации?

– Все зависит от того, вследствие чего произошло такое удорожание. Финансовые риски прописаны в соглашении ГЧП, которое заключается по каждому проекту. В соответствии с этим документом и принимается решение о том, какая из сторон соглашения должна обеспечить дополнительное финансирование строительства.

– Можно ли считать кредитное участие банков в ГЧП полноценным соинвестированием? Ведь кредитование не подразумевает принятия банком рисков, положенных соинвестору проекта?

– Транспортные проекты Санкт-Петербурга представляют значительный интерес как для международных, так и для российских финансовых организаций. При этом форма их участия может быть как в виде предоставленных кредитов, так и путем вхождения в проект. Ярким примером тому может служить проект развития аэропорта Пулково, где в качестве полноценного партнера и соинвестора выступает Банк ВТБ. А большой интерес со стороны международных кредитных организаций позволил Пулково стать первым крупным инвестиционным проектом государственно-частного партнерства в России, получившим, как я уже сказал, финансовое закрытие.

– Появилась ли законодательная база для привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП через выпуск инфраструктурных облигаций? Как вы оцениваете перспективы этого инструмента?

– Федеральной службой по финансовым рынкам РФ разработан закон об инфраструктурных облигациях. Постановлением Правительства РФ № 128 от

5 марта 2010 года утверждены правила предоставления гарантий Российской Федерации по облигационным займам, привлекаемым компаниями на осуществление инвестиционных проектов. Пока это единственный документ, регламентирующий инфраструктурные облигации в качестве формы привлечения частных инвестиций.

– Становятся ли российские проекты ГЧП более интересными для иностранных инвесторов?

– Становятся. Россия сегодня – emerging market (развивающийся рынок. – Ред.). Интерес инвестора возрастает, когда с ним начинают говорить на одном языке. Участие международных финансовых институтов положительно влияет на инвестиционные проекты, увеличивает их эффективность и значительно сокращает финансовые риски. Происходит это благодаря тем строгим правилам по предварительной проработке и подготовке каждого проекта, которым следуют данные организации.

Сегодня основными недостатками ГЧП в России, по мнению международных финансовых институтов, являются слабая проработанность проектов, отсутствие полноценной законодательной базы для их реализации на основе государственно-частного партнерства. А также недостаточная гармонизация применяемых схем ГЧП с требованиями международных финансовых институтов.

Сотрудничество города с частным бизнесом и постоянное внимание к ГЧП как на региональном, так и на федеральном уровне способствует развитию данного инструмента. Это, в свою очередь, способствует повышению интереса международных финансовых институтов к проектам, реализуемым на основе партнерства с государством.

Подготовила Наталья Андропова

Другие материалы по теме

X