жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Подземный Эрмитаж

Более чем полувековые традиции эстетики петербургского метро строятся в том числе и на оригинальности архитектуры и внутреннего убранства станций. Итогом долголетнего сотрудничества метрополитена и художников стали яркие и убедительные концепции станций подземки.
Мы беседуем с академиком Российской академии художеств народным художником России А. К. БЫСТРОВЫМ. Специалисты возглавляемой им мозаичной мастерской многие годы украшают вестибюли петербургского метрополитена.

Bistrov_65.JPG– Александр Кирович, значительный период вашей творческой деятельности связан с городской подземкой. Какие эмоции, чувства, мысли вызывает в вас работа в метрополитене?

– Моей первой работой в метро стало украшение в 1990 году вестибюля станции «Площадь Ал. Невского-2». Тогда мне удалось воплотить в мозаике свой дипломный проект. Для художника крайне важно в начале пути принять участие в масштабной работе. Сейчас современное искусство увлекается мелочами: галереи, перформансы, инсталляции.

В метро художникам отдают большие площади. Представленные там творения долговечны, они несут в себе высшие ценности, на которых базируется человеческая душа: красоту, гармонию, чистоту, доброту. Тем самым это искусство приближается к монументальным творениям великих: Брюллова, Монферрана, Растрелли, – незыблемым и твердым, как скала. И какие бы волны современных течений ни бились в эти основы, воспетые классиками, – это та вертикаль искусства, которая не позволяет рухнуть нашей истории и культуре. В свою очередь, необходимо быть фундаментом для следующего поколения художников, чтобы оно так же твердо опиралось на наше наследие. Поэтому я стараюсь привлечь к работе в метрополитене своих студентов, дать им возможность ощутить глобальный масштаб этого искусства.

– Как рождаются идеи тех мозаичных панно, которые затем украшают станции метро?

– В Петербурге ответственно подходят к названиям новых станций, которые, как правило, связаны с историей города, его топонимикой. Например, название станции «Спортивная» обусловлено близостью к стадиону «Петровский», и тема мозаики – Древняя Греция, родина Олимпийских игр. Герои Древней Греции встречают нас и на станции метро «Парнас». Само название отсылает к античному миру. Потому здесь появились Аполлон, Гелиос, аргонавты, сюжет похищения Елены. На «Парнасе», кстати, использовано витражное стекло насыщенных, ярких цветов. И когда светит солнце, краски «зажигаются», все пространство вестибюля словно полыхает огнем, будоражит, создает определенное настроение. В лихие 90-е витражи перестали украшать метро: эти хрупкие предметы искусства не выдерживали агрессии вандалов, и от них пришлось отказаться. Тем отраднее констатировать, что сейчас они снова возвращаются, привносят дополнительную выразительность во внутреннее убранство подземки. Витражные работы в петербургском метрополитене создаются талантливым художником, мастером своего дела С. Хваловым. Он в совершенстве владеет различными техниками изготовления витражей. На недавно открывшейся станции «Волковская» можно увидеть огромный витраж. Для его изготовления  была использована технология литого стекла с применением металлических печатных форм. Поверхность стекла в этом случае получается неровной, живой, искрящейся. Эта техника оказалась органичной сюжету мозаики: Русь, тройка, снег, волки. Кстати, волки – не только прямая ассоциация с названием станции. Для русского фольклора это тотемные животные. К тому же их всегда было много на Московском тракте, который берет начало с берегов речки Волковки. Это наша история, наша культура.

– В создании вестибюлей станций петербургского метрополитена всегда принимали и принимают участие известные архитекторы и художники. Способно ли «подземное искусство» зажечь новые звезды?

– Действительно, петербургский метрополитен сделал ставку на высокохудожественное оформление станций. Насыщенность нашего города архитектурными и живописными шедеврами не могла не отразиться и на метро, которое по сути является самым «общенародным» выставочным залом. С момента проектирования первых станций был сформулирован художественный принцип городской подземки: архитектура, живопись, скульптура. Потому Академия художеств приняла деятельное участие в украшении метрополитена. Здесь созидали академики А. А. Мыльников, М. А. Аникушин, С. Н. Репин, Н. П. Фомин, И. Г. Уралов, В. В. Сухов, профессора А. Л. Королев и А. К. Соколов. Сегодня в метро работают и молодые художники. Станция «Парнас» сделана руками Е. Быстрова, С. Хвалова, Г. Гукасова. Над архитектурным обликом «Адмиралтейской» совместно с опытным Н. Ромашкиным-Тимановым работает представитель нового поколения петербургских архитекторов Д. Бойцов.

Метро – это и преемственность поколений, и возможность реализоваться для молодежи.

– Откройте тайну: что мы увидим в интерьерах будущих станций – «Адмиралтейской», «Спортивной-2», «Бухарестской», «Международной»?

– В торце зала станции «Адмиралтейская» будет расположено тематическое панно, посвященное истории кораблестроения и Российского флота. Стены будут украшать бронзовые медальоны (автор – скульптор академик В. Д. Свешников) с изображениями шести великих флотоводцев: Нахимова, Ушакова и др. Колористика «Адмиралтейской» – золотой, черный и белый – это цвета военно-морской формы. «Спортивная-2» в своем художественном оформлении продолжит древнегреческую олимпийскую тему «Спортивной-1». Сюжетной идеей интерьеров «Бухарестской» стала Румыния. Мы попытались передать в мозаике самобытность этой балканской страны, где много золотого солнца, сочной зелени и тенистых гор. На панно – Карпаты, ландшафтные зарисовки, улочки Бухареста. Цвета – белый, зеленый, золотой. Это будет очень светлая станция, которая привнесет яркие штрихи в сдержанную по цвету красоту Петербурга. Необычное, острое решение «Международной» было предложено Н. Ромашкиным-Тимановым: библейский сюжет о Вавилонской башне. Тема отразилась и в тяжелой, основательной архитектуре станции, и в золотых колоннах вестибюля, которые отсылают нас к древним цивилизациям Египта и Месопотамии. Поэтому сюжетом мозаики тоже стали башни: Вавилонская, как ее представляли ярославские иконописцы, и памятник III Интернационалу Н. Татлина, так похожий на библейскую конструкцию. Интернационал, конечно, тоже не случаен. С его идеями мы прожили весь XX век, его духом пронизан район, где расположена станция «Международная». У каждой эпохи есть своя Вавилонская башня – вот суть художественной идеи. В оформлении станции будет много золотого цвета.

– Вы много лет сотрудничаете с Метрополитеном. В чем особенность работы «подземного» художника?

– Наши фантазии существенно корректируются жесткими требованиями безопасности и технического регламента метрополитена.

Мы творим в тесном контакте с представителями Метрополитена, проявляющими живейший интерес к художественному убранству станций. Зачастую их подсказки направляют творческую мысль именно в ту сторону, где придуманный нами образ вырисовывается наиболее четко. В итоге наше сотрудничество выливается в яркие и убедительные интерьеры подземки. Между нами нет непонимания. Радует ориентированность Метрополитена на искусство. Потому что переоценить роль прекрасного как важнейшего инструмента влияния на умы и души невозможно.

– В этом году Петербургскому метрополитену исполняется 55 лет. Что пожелаете юбиляру?

– От имени нашего коллектива хочу поздравить Петербургский метрополитен с двумя «пятерками» – высшей оценкой усилий и труда, затраченных на то, чтобы миллионы петербуржцев и гостей города имели возможность добираться в любую точку нашего растущего мегаполиса быстро, комфортно и в изумительно красивой обстановке. Люди, возглавляющие эту организацию, – настоящие патриоты города и Отечества. Они выполняют свою работу с высочайшей ответственностью и перед своими сотрудниками, и перед всеми петербуржцами. Это ответственный труд – руководить многотысячным коллективом, управлять объектом повышенной сложности, поддерживать бесперебойную работу высокотехнологичного производства и при этом не забывать о красоте и эстетике, принимать взвешенные и уверенные решения. Я желаю всему коллективу метро сил, здоровья, успехов, благополучия. Пусть строятся и запускаются новые станции, пусть развивается и расширяется метрополитен. Мы гордимся тем, что причастны к этому большому делу.

Беседовала Ольга Осиновская

ООО «Смальта. Мозаика»

199155, Санкт-Петербург, Уральская ул., д. 17, лит. Е

Тел./факс (812) 350-6695

E-mail: [email protected]

Другие материалы по теме

X