жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Региональная отметка. Петербург намерен экономить энергоресурсы

Правительство Санкт-Петербурга 27 июля 2010 года приняло документ, которого ждали несколько лет. Региональная программа энергосбережения и энергоэффективности стоимостью в 165 млрд руб. должна принести Петербургу к 2015 году экономию топлива в 3,7 млн т, а к 2020-му – 8,6 млн т.

Erneuerbare Energien 4

Ключи от фонда

По замыслу российских законотворцев, после выхода в свет новой версии Федерального закона от 23.11.2009

№ 216-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» логическим продолжением законодательных инициатив в области энергосбережения должны были стать региональные целевые программы. Федеральный центр назначил срок подготовки документов – 1 августа 2010 года – и заставил местные власти поторопиться. Петербург оказался одним из немногих регионов, который выдержал этот срок.

Документ разработан Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению при содействии Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике.

27 июля на очередном заседании правительства СПб была принята региональная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, рассчитанная до 2020 года. Кроме нее КЭИО подготовил пять отраслевых долгосрочных целевых программ, ставших элементами региональной программы и составной частью всей системы энергосбережения и энергоэффективности в Санкт-Петербурге (см. СГХ № 118).

– Необходимость программы была обусловлена изменениями, внесенными в статью 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», – пояснил председатель КЭИО Олег ТРИШКИН. – Теперь в перечень условий для предоставления финансовой поддержки за счет средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ включено условие о наличии региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Наличие утвержденного документа обязательно при подаче заявки на предоставление средств софинансирования капитального ремонта жилого фонда и расселения аварийного жилья за счет средств Фонда с 1 августа 2010 г.

Иными словами, региональная программа, призванная стать инструментом реализации государственной политики в области энергосбережения, открыла регионам «зеленую улицу» к федеральным деньгам ЖКХ. Как сообщила директор Северо-Западного филиала «Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Вера ГРИШИНА, в дальнейшем региональные программы станут основой для софинансирования мероприятий по сбережению энергоресурсов из федерального бюджета.

Планка выставлена

Региональная программа впервые обозначила конкретные целевые показатели энергосберегающих мероприятий. Целью программы в промышленном секторе является снижение к 2020 году энергоемкости ВРП не менее чем на 40% от уровня 2007 года, как того потребовал премьер Владимир Путин. Кроме того, региональная программа направлена на обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергоресурсов и обеспечение энергетической безопасности Санкт-Петербурга.

– Такого сокращения предполагается достичь за счет реализации целого перечня технических мероприятий, специально разработанных для каждой отрасли, – комментирует глава КЭИО. – Основой для расчета целевых показателей стал единый топливно-энергетический баланс Санкт-Петербурга. Он состоит из трех блоков: энергетические ресурсы, преобразование энергетических ресурсов, конечное потребление.

В ходе подготовки программы был проведен расчет технического потенциала Санкт-Петербурга в области энергосбережения и энергоэффективности. Он составил 27% от объема потребляемых энергетических ресурсов.

Основной объем потенциала энергосбережения сосредоточен в секторе потребления энергетических ресурсов – 79% от всего потенциала энергосбережения. При этом первое место занимает население (45%), второе место – промышленность (31%), третье – транспорт, включая газотранспортную систему (9%). Потенциал бюджетного сектора составляет 8% от всего потенциала энергосбережения, или 2% от суммарного конечного потребления энергетических ресурсов.

Помимо 40%-го роста ВРП основными целевыми индикаторами региональной программы являются:

• годовая экономия первичной энергии к 2015 году в размере не менее 3725 тыс. т у. т. (тонна условного топлива) и к 2020-му – 8680 тыс. т у. т.;

• доля энергетических ресурсов и воды, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, должна к 2015 году достичь 100% в общем объеме потребляемых ресурсов;

• удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах в расчете на единицу площади 32 кг у. т./кв. м в год за весь период реализации программы;

• удельная величина потребления энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях в расчете на единицу площади 34 кг у. т./кв. м в год за весь период реализации программы;

• суммарная экономия затрат на энергоресурсы государственными учреждениями в период 2010–2015 годов – 1224 млн руб., в период 2010–2020 годов – 3554 млн руб. (в ценах 2007 года);

• суммарная экономия населения по оплате энергетических ресурсов в период 2010–2015 годов – 9232 млн руб., в период 2010–2020 годов – 23 449 млн руб. (в ценах 2007 года).

Действенные рекомендации

Выставленных целевых показателей, по замыслу авторов, планируется достичь путем реализации комплекса мероприятий, разработанного специально для каждой отрасли.

Например, в перечень рекомендуемых мероприятий в сфере производства и передачи электрической энергии входят вывод из эксплуатации выработавшего свой ресурс паросилового оборудования газовых ТЭЦ, замещение его новыми установками с использованием ГТУ и ПГУ. Здесь же предусмотрено совершенствование системы коммерческого и технического учета электроэнергии в электросетях и у потребителей; оптимизация режимов эксплуатации; реализация программ техниче-ского перевооружения и реконструкции с внедрением экономичного и высокоэффективного электрооборудования; выполнение комплекса мероприятий по компенсации реактивной мощности и др. Авторами утверждается, что в этом случае суммарная экономия первичной энергии в 2010–2015 годах составит 1651,6 млн т у. т., в 2010–2020 годах – 4195 млн т у. т.

Основные энергосберегающие мероприятия в сфере коммунальной инфраструктуры (по разделам теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение и системе наружного освещения) таковы. Закрытие неэффективных, морально устаревших и физически изношенных источников теплоснабжения, а также источников теплоснабжения, имеющих избыточные мощности, с перераспределением нагрузки. Переход на использование технологии комбинированного производства тепловой и электрической энергии с реконструкцией котельных при наличии технической возможности. Оптимизация режимов эксплуатации котельных; реализация программ технического перевооружения и реконструкции с внедрением экономичного и высокоэффективного оборудования; внедрение энергосберегающего осветительного оборудования (источников освещения, управляющей аппаратуры и др.); реализация комплекса мероприятий, направленного на снижение затрат энергии на собственные нужды и др.

При реализации всего перечисленного экономия первичных энергетических ресурсов в 2010–2015 годах составит 247,1 тыс. т у. т.; в 2010–2020 годах – 627,5 тыс. т у. т.

Бюджетному сектору предписаны оснащение приборами учета тепловой и электрической энергии, природного газа и воды; проведение энергоаудита госучреждений раз в пять лет; заключение энергосервисных договоров для государственных нужд СПб. Помимо этого – подготовка типовых решений по снижению теплопотерь зданий и сооружений с высокой долей остекления наружных ограждающих конструкций. Также здесь предстоит провести закупку для государственных нужд города оборудования высоких классов энергоэффективности в соответствии с требованиями к энергетической эффективности товаров, работ и услуг и др.

Ожидаемый эффект в этой сфере: суммарная экономия первичных энергоресурсов в период 2010–2015 годов – 524 тыс. т у. т., а в период 2010–2020 годов – 1331 тыс. т у. т.

Более внушительным выглядит список мероприятий в жилом фонде. Здесь возможны установка автоматизированных узлов регулирования теплопотребления с балансировочными клапанами или индивидуальных тепловых пунктов; оборудование подъездов и лестничных клеток системами автоматического регулирования освещения. Рекомендуется модернизация лифтового оборудования с установкой частотно-регулируемых приводов; усиление теплозащиты стен и перекрытий, замена оконных и дверных заполнений в помещениях общего пользования в многоквартирных домах; установка автоматизированных систем учета электроэнергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Предполагается также стимулирование замены крупных бытовых электроприборов (холодильников, морозильников, стиральных машин и др.) со сроком службы свыше 15 лет на модели с классом энергетической эффективности А и выше, и др. В результате в жилищной сфере предполагается достичь уровня годовой экономии первичной энергии к 2020 году в объеме 1541,4 тыс. т у. т.

В том числе тепловой энергии – в объеме 1258,5 тыс. т у. т.

Один из наиболее энергоемких секторов городского хозяйства, транспортный комплекс, также охвачен программой. Ему предстоят замена электрооборудования, устаревших электросетей, внедрение экономичных источников света; установка автоматических компенсаторов реактивной мощности в электросетях и фильтрокомпенсирующих устройствах. А также замена и реконструкция устаревшего оборудования систем теплоснабжения; реконструкция систем оборотного водоснабжения, ремонт ОС, систем производственных и ливневых стоков; оценка возможности применения альтернативных видов топлива. Реализация мероприятий позволит сократить потребление ТЭР железнодорожным транспортом в границах Петербурга на 38,9 тыс. т у. т. к 2020 году; ГУП «Петербургский метрополитен», ГУП «Пассажиравтотранс», ГУП «Горэлектротранс» к 2015 году – в объеме 11,8 тыс. т у. т. в год, к 2020 году – 17,6 тыс. т у. т.

Подготовила Нонна Цай

Другие материалы по теме

X