жк днепропетровская 37 квартиры

Строители и море. Грузовой порт продолжает расти

Сдача в эксплуатацию грузового порта в Имеретинской низменности должна решить большую часть проблем, связанных с поставкой материалов на олимпийские стройплощадки. Но пока неизвестно, позволит ли море завершить строительство порта к маю 2011 г.

Имеретинский порт

Идея построить в Имеретинской низменности яхтенную марину родилась еще до того, как Сочи был объявлен столицей Зимних олимпийских игр 2014 г. Когда это произошло, замысел стал более многоплановым. В результате компанией «Морстройтехнология» спроектирован порт грузооборотом 5 млн тонн, который к началу Олимпиады можно будет преобразовать в стоянку для яхт. Грузовой район сокращает плечо доставки материалов на строительные площадки до минимума, к чему с самого начала стремится заказчик строительства – ГК «Олимпстрой».

Соответственно, с самого начала проект был разделен на две части. Федеральная включает берегоукрепление откосного типа, берегоукрепление вертикального типа 288 м, строительство юго-западного волнолома, восточного мола, а также дноуглубление акватории. В инвестиционную часть входит образование намывной территории, берегоукрепление 150 м с подпричальным откосом, устройство причалов и полоса берегоукрепления длиной 240 м. Здесь будут построены площадка для складирования грузов, трехэтажное административное здание, где будут располагаться службы порта, инвестора, пограничники, таможенники, стивидоры, брокеры.

В качестве грузового порт будет эксплуатироваться до 2013 г. Затем причалы превратятся в набережные, и акваторию заполнят 600 яхт.

Штормовое усиление

Генеральным подрядчиком первого этапа строительства является ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». Непосредственно на площадке работает ООО «ГТ-Юг Трансстрой». Благодаря усилиям компании, несмотря на разрушительные последствия штормов 14 декабря 2009 г. и 16 февраля 2010 г., в апреле этого года все же заработали три причала. Пока они переваливают в основном инертные материалы – песок, цемент, щебень. Грузооборот причалов, как и намечалось ранее, составляет 2 млн тонн в год. Однако сроки окончательной сдачи порта в эксплуатацию сдвинулись с декабря 2010 г. на май 2011 г.

– Ранее здесь не вели постоянного наблюдения за штормами, станция расположена в Сочи, где условия совершенно другие, – говорит заместитель генерального директора ООО «ГТ-Юг Трансстрой» Андрей Викторович СТРЕЛЬЦОВ. – Вдоль строящегося порта расположено три каньона глубиной до 150 м. Ударная сила штормовой волны, проходящей через каньон, усиливается на 20%, создавая дополнительную нагрузку на конструкции.

Всю весну шло переосмысление проекта, усиление конструкций, была пройдена повторно главная государственная экспертиза. Изначально сооружения порта были рассчитаны на волну высотой 7,5 м. После шторма в расчеты заложили 10 м. Мол стал выше, добавился четвертый ряд свай, заложена арматура большего диаметра

Всего в порту спроектировано восемь причалов. Пять из них – под генеральные грузы и три – для навалочных. Сданы причалы № 4 и 5. В качестве причала также используется берегоукрепление вертикального типа с подпричальным откосом длиной 150 м. Сейчас на площадке 600 человек и 120 единиц тяжелой строительной техники. В работе находятся причалы № 1, 2, 3. Летом приступили к строительству причала навалочных грузов № 6.

Чтобы создать этот важный транспортно-логистический объект, строителям сначала пришлось тщательно смоделировать собственную логистику поставок. Первые партии грузов – металлические сваи из Голландии, щебень из Турции – доставлялись в том числе и морскими судами, принимали которые практически в открытом море. Правда, у БАЗЭЛа, в структуру которого входит ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», в Адлере есть своя производственная база – бетонный завод и производство ЖБИ.

Закрылись от стихии

Тендер на строительство второго этапа грузового района выиграла корпорация «Инжтрансстрой», дочерняя компания которой – ООО «Сочиморстрой» и ведет сейчас работы на объекте. Второй этап подразумевает сооружение восточного мола и части юго-западного мола общей протяженностью 546 м.

– В инженерном отношении объект сложности не представляет, – поясняет заместитель генерального директора ООО «Сочиморстрой» Александр Сергеевич СТЕПАНЕНКО. – Мол представляет собой П-образную металлическую раму, которая усилена габионами. Для ее создания в четыре ряда забиваются сваи длиной до 68 м. Сваи погружаются без извлечения грунта. Затем грунт удаляется методом эрлифтирования, сваи армируются, заполняются бетоном. После шторма проектом была предусмотрена более мощная арматура диаметром 36, 40 мм, класс и марка бетона остались на прежнем уровне. Отсыпается межсвайное основание. Армируются и бетонируются ригели. Затем делается верхнее строение с асфальтовым покрытием для въезда. Объем бетонных работ на объекте достигает почти 30 тыс. кубометров. На 12 м от оси А укладывается камень весом от 1 до 3 тонн. Мощность слоя составляет 3 м.

Шторм, конечно, нанес значительный ущерб строительству. Мы потеряли и людей, и технику. Волной смыло два крана, один из которых потом достали и восстановили. Чтобы впредь хоть немного защититься от штормов, мы построили временную эстакаду, соединив восточный мол с юго-западным. Оставили ворота шириной 80 м, которые сейчас обеспечивают судам вход в акваторию порта.

Сейчас строительством ежедневно занято 100 человек, не считая персонала, который обслуживает стройплощадку. И по нашему этапу выполнено более трети работ. Восточный мол практически закончен. Площадка укомплектована современной техникой. Работает девять кранов разной грузоподъемности. Самый мощный – Liebherr 12-80 грузоподъемностью 280 тонн. Гидромолоты, вибропогружатели – все машины и механизмы из собственного парка компании.

Были, конечно, трудности с доставкой материалов на площадку. Основной материал – длинномерные трубы, они идут автовозами. В Адлере у нас есть полигон, туда доставляется арматура – железнодорожным транспортом. Легче стало, когда заработал порт. На причале № 5, у соседей, мы разгружаем и складируем камень для отсыпки межсвайного основания, доставляемый морем. Бетонных заводов здесь очень много. С тремя из них у нас заключены договоры, чтобы диверсифицировать поставку. И надо сказать, нам ни разу не пришлось жаловаться на низкое качество бетона, ни одной партии мы не вернули поставщикам.

До настоящего времени в порту продолжают доставать со дна поврежденные конструкции, технику, смытую зимними штормами. Водолазы поднимают механизмы, сваи, обросшие ракушечником, покореженные куски арматуры. Дело это непростое, выполнять его можно только с плавсредств, и волнение выше одного балла уже не позволяет работать. Южное море и летом оказалось не слишком ласково к строителям. Порт находится совсем рядом с устьем Мзымты, мутная вода которой сокращает видимость под водой до 15 см. Но хотя водолазам приходится работать почти вслепую и приближается неспокойный зимний сезон, генподрядчики полны энергии. От результатов их работы здесь слишком многое зависит.

Подготовила Наталья Цветкова

Другие материалы по теме

X