жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Капремонт в складчину. Комментарий начальника отдела капитаного ремонта ЖКХ администрации Санкт-Петербурга Н.Веселова

Второй год Санкт-Петербург получает финансовую поддержку из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Схема софинансирования признана экономически выгодной городу.

капитальный ремонт
Источник: voronezh-realty.rambler.ru

На троих

Напомним, с выходом в свет Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ РФ» в июле 2007 года регионы получили возможность для реализации новой схемы софинансирования работ по капремонту жилого фонда. В отличие от традиционных схем со стопроцентным финансированием из городской казны, которые лишь истощали местные бюджеты и действовали в регионах на протяжении многих лет, новый закон предписывает собственникам жилья оплачивать часть затрат по ремонтным работам из собственного кармана. Фактически этот закон перераспределил финансовое бремя по капремонту жилых зданий между тремя сторонами – Фондом содействия реформированию, региональным бюджетом и собственниками жилья.

Максимальный размер субсидий Фонда для регионов составляет приличную по меркам местных бюджетов сумму – 8 млрд руб. Однако получить их в полном объеме можно только при выполнении регионом ряда требований, выдвинутых Фондом.

Cпустя год после принятия закона петербургские власти скорректировали городское законодательство. В июле 2008 года был принят Закон Санкт-Петербурга № 484-81 «О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга». Таким образом, с начала 2009 года в городе заработала система софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных зданий жилого фонда.

Работу системы комментирует начальник отдела капитального ремонта ЖКХ администрации Санкт-Петербурга Наталья ВЕСЕЛОВА:

– Начиная с 2009 года средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов выделяются в форме субсидий. Они предоставляются УК, ТСЖ, жилищным кооперативам, включенным в адресные программы по проведению капремонта. Размер этих субсидий составляет не более 95% от расходов на проведение работ по капремонту общего имущества многоквартирного дома. При этом финансовая поддержка предоставляется при выполнении значительного количества условий: от вопросов реформирования коммунального комплекса, жилищного хозяйства до организации ТСЖ и предоставления гражданам субсидий в денежной форме. Таким образом, чтобы направить заявку в Фонд, необходимо подготовить порядка 25 приложений по всем направлениям от всех участников.

Статья расходов

Закон четко разграничивает виды работ, которые должны быть оплачены за счет средств Фонда, городской казны и частных лиц. Федеральные поступления рассчитаны на следующие виды работ:

• ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая установку приборов учета потребления ресурсов и узлов управления;

• ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;

• ремонт крыш;

• ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;

• утепление и ремонт фасадов.

Таким образом, Фондом введено ограничение по видам ремонта. Но при этом достигается комплексность работ, которая приводит к устранению физического износа внутридомовых инженерных сетей и конструктивных элементов. А в конечном итоге – повышает эффективность эксплуатации жилого дома. Кроме этого, федеральное финансирование предусмотрено для разработки проектной документации по капремонту домов и проведения госэкспертизы этой документации в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Средства собственников помещений составляют не менее 5% от всего объема капремонта, но расходуются не на определенные виды работ, а по схеме долевого участия.

Доля бюджетной составляющей, включая средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, не должна превышать 95% от размера расходов на проведение капремонта. В этой доле 78,23% занимают средства Фонда и 21,77% –средства бюджета Санкт-Петербурга.

В денежном выражении средства Региональной адресной программы составляют 5,9 млрд руб. В том числе: средства Фонда – 4,4 млрд руб., бюджета Санкт-Петербурга – 1,2 млрд руб. и собственников помещений – 0,3 млрд руб.

– Для Санкт-Петербурга установлен лимит предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в объеме 8 млрд руб., – уточнила Н. Г. Веселова. – Он предоставляется региону на 4 года с учетом долевого финансирования на расселение аварийных домов. Из предусмотренных средств Фонд перечислил Санкт-Петербургу порядка 7,9 млрд руб. на реализацию только региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе 3,6 млрд руб. в 2009 году и 4,3 млрд руб. – в 2010-м.

На сегодняшний день объем неиспользованных остатков лимита Санкт-Петербурга, с учетом его увеличения в рамках Федерального закона от 17.12.2009 № 316-ФЗ, составляет 282 888 тыс. руб. Под эти средства в ближайшее время будет направлена вторая заявка на предоставление финансовой поддержки за счет Фонда для долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в 2010 году. Таким образом, планируется получить и освоить до конца 2010 года весь установленный Санкт-Петербургу лимит предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Под присмотром собственника

Для Санкт-Петербурга сейчас Фонд – самый значительный источник получения финансовых средств на капитальный ремонт, утверждают в городском Жилищном комитете. Городу выгодно было получить средства Фонда, так как эта финансовая поддержка составила порядка 54% всех затрат.

С точки зрения управляющих компаний схема софинансирования выглядит не такой уж безупречной.

Говорит генеральный директор ООО «УК «Стандарт» Владимир СТРЕКАЧ:

– Положительным моментом такого финансирования капитального ремонта является наиболее полная реализация действующего жилищного законодательства в части обязанности собственников самостоятельно и за свой счет нести бремя содержания и ремонта, а в данном случае капитального ремонта жилищного фонда. Недостатки вытекают из неплатежей собственников и нанимателей, которые ведут к недополучению средств на капитальный ремонт.

Платеж за капитальный ремонт включен в структуру квартплаты отдельной статьей. Данные денежные средства аккумулируются на расчетном счете управляющей организации либо в Центре жилищно-коммунальных платежей, на основании решения собственников. Однако зачастую денежные средства поступают не в полном объеме. Несмотря на это, нашей управляющей компанией выполняется ремонт конструктивных элементов и инженерных коммуникаций жилищного фонда с привлечением собственных средств в счет будущих поступлений и возврата долгов по капремонту.

При организации финансирования на принципах долевого участия встает важный вопрос контроля за целевым расходованием денежных средств и привлечением к процессу всех инвесторов.

Субсидии предоставляются управляющим организациям, а также товариществам собственников жилья и жилищным кооперативам, сообщили «СГХ» в Жилищном комитете. Являясь получателями субсидий и, соответственно, полноправными заказчиками выполняемых работ, управляющие организации, правления ЖСК, ТСЖ принимают решение о проведении капремонта, утверждая виды, объемы и сроки проведения работ, смету расходов, вопросы долевого финансирования. А также – о применении тех или иных технологий, материалов. Эти решения в обязательном порядке оформляются протоколами общих собраний собственников помещений.

– Процедура контроля за расходованием целевых средств происходит определенным образом, – говорит генеральный директор ООО «УК «Стандарт»

В. Стрекач. – На общем собрании либо путем размещения на информационных стендах происходит информирование собственников о сумме накопленных денежных средств на капитальный ремонт. Любой из собственников, обратившись в управляющую компанию с соответствующим запросом, получит полную и достоверную информацию о сумме поступивших платежей.

Затем составляется смета на определенные виды работ, выбирается подрядная организация путем размещения в Интернете информации о конкурсе на выполнение работ по капитальному ремонту. В дальнейшем с победителем торгов заключается договор. Выполняются работы, и происходит окончательный расчет. Следующим этапом является информирование собственников об остатках денежных средств (достигнутой экономии), которые будут использованы при капитальном ремонте других частей и элементов зданий.

Экономия на торгах

Действующая схема софинансирования капитального ремонта, как и подавляющее число госзаказов, предусматривает отбор подрядных организаций на производство работ на основе проведения торгов. Порядок привлечения подрядчиков управляющими компаниями определяется Положением ЖК от 10.04.2009 № 77-р и осуществляется на конкурсной основе.

В результате проведения конкурсов по отбору подрядных организаций была получена экономия более 1,2 млрд руб., уточнили в Жилищном комитете.

Что касается формирования адресной программы, согласно методическим рекомендациям ЖК, отбор домов производится на основании письменной заявки управляющей компании, ЖСК, ТСЖ с учетом фактического технического состояния домов, их конструктивных элементов и инженерного оборудования, имеющихся материалов по техническому обследованию и заключений специализированных проектных и жилищно-эксплуатационных организаций.

– Региональная адресная программа 2010 года охватывает 1661 многоквартирный дом, – сообщила начальник отдела капремонта ЖК. – Первоначально в программу были включены 957 домов. В связи с тяжелой ситуацией при зимней эксплуатации крыш в текущем году приоритет был отдан капитальному ремонту кровель. Всего в 2010 году будет выполнен капитальный ремонт кровель на 1178 домах, т. е. практически на двух третях домов программы. Большое внимание уделено ремонту и замене лифтового оборудования – будет отремонтировано 1056 лифтов в 268 домах.

Сегодня потребность в капитальном ремонте жилых домов значительно превышает выделяемые на эти цели бюджетные средства. Учитывая это, многоквартирные дома включались в адресную программу 2010 года в порядке очередности, исходя из суммарной балльной оценки, определяемой в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства от 20.01.2009 № 13 «О капитальном ремонте многоквартирных домов». Они позволяют оценить поданную заявку по следующим показателям:

• продолжительность эксплуатации дома;

• величина износа конструкций;

• комплексность планируемых работ;

• качественное улучшение характеристик дома (устройство теплоизоляции, внедрение ресурсосберегающих технологий).

Применение данного принципа отбора домов для включения в адресную программу, считают в Жилищном комитете, позволяет объективно оценить каждую заявку и объяснить причину отклонения той или иной заявки. При этом определить уровень износа конструктивных элементов дома, дать объективную оценку технического состояния дома может любая независимая организация по итогам проведенного обследования или на основании технико-экономического паспорта.

Подготовила Нонна Цай

 

Другие материалы по теме

X