жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Строители снова за партой. Информатизация в образовании

Создание саморегулируемых организаций в строительстве и отмена лицензирования выявили перед членами СРО немало проблем. Одной из самых насущных оказалась потребность в дополнительном образовании. Опытные руководители и рядовые инженеры устремились в вузы, которые могут оказать им подобную услугу.

Строители

Сегодня на вопросы нашего журнала отвечает К. И. СТРЕЛЕЦ, старший преподаватель кафедры «Технология, организация и экономика строительства», ответственная за повышение квалификации по направлению «Строительство» в ГОУ СПбГПУ (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет).

– Ксения Игоревна, в связи с чем принято решение о создании образовательного центра в Политехе?

– Курсы повышения квалификации по направлению «Строительство» были основаны в 2002 г. приказом по университету. Их создание объяснялось, прежде всего, высоким спросом на дополнительные образовательные услуги в области строительства. Организация и деятельность СРО сделала этот спрос небывало высоким, но и поставила перед нашим университетом немало актуальных проблем.

Вообще, дополнительные образовательные услуги у нас в университете оказываются по различным направлениям на 10 факультетах. Курирует эту работу проректор СПбГПУ по информатизации в образовании А. В. РЕЧИНСКИЙ, руководитель направления в Политехе по получению дополнительного образования.

– В чем особенность курсов при вашей кафедре «ТОЭС»?

– Именно при нашей кафедре было создано профильное подразделение повышения квалификации по направлению «Строительство». Сейчас эти курсы являются общефакультетскими, и я отвечаю за повышение квалификации на инженерно-строительном факультете в целом. Для курсов используется прежде всего материальная база кафедры: аудитории с мультимедийными проекторами, компьютерные классы. Сейчас активно расширяется и собственный аудиторный фонд.

– Как производится обучение сейчас?

– Сегодня мы предлагаем множество различных видов обучения. Это курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки, второе высшее образование, семинары и мастер-классы, корпоративные курсы.

Активно применяются дистанционные технологии. В университете существует единая виртуальная информационная среда, к которой прибегают  и студенты, и слушатели курсов. Наиболее активно мы используем ее для второго высшего образования (проводится по заочной форме) и профессиональной переподготовки.

Виртуальная среда обеспечивает доступ к учебным материалам через Интернет, а также контроль знаний – проведение тестов, выполнение заданий. Эта система позволяет создавать форумы и чаты, т. е. оптимизировать общение слушателей и преподавателей. Можно осуществлять и «контроль посещаемости»: у каждого слушателя личная учетная запись. Преподаватель видит, когда каждый из его студентов последний раз был на сайте и сколько времени там провел.

Но главное – это содержание обучения. Мы постоянно обновляем старые и разрабатываем новые программы, сотрудничаем со СРО и другими профессиональными союзами в области подготовки кадров для строительной отрасли.

– Ксения Игоревна, какие контакты сложились у вас со СРО?

– Отказ от системы лицензирования дал сильный импульс к получению дополнительных образовательных услуг. Но необходимо было разработать квалификационные требования ко вступающим в СРО. Возник вопрос, какие специалисты должны выполнять эту работу. Ответ мы нашли в тесных контактах со СРО Петербурга и ССОО. При участии нашего и других вузов за несколько месяцев были определены квалификационные требования. Они опубликованы в качестве методических рекомендаций в справочнике ССОО.

– Что это дало строительной отрасли?

– Таким образом мы подняли образовательные стандарты на новый уровень. Это сняло ряд противоречий при определении допусков специалистов для ведения всех видов работ.

Замечу, что заведующий нашей кафедрой Н. И. ВАТИН входит в комитет по образованию Национального объединения строителей. Это позволяет оперативно реагировать на меняющуюся ситуацию, вносить изменения в учебные программы.

– Какие виды обучения созданы на рынке образовательных услуг?

– У нас есть различные виды обучения. Наиболее доступно повышение квалификации в объеме 72 часа. Как и большинство других видов подготовки, повышение квалификации проходит вечером без отрыва от производства.

Более высокий уровень – профессиональная переподготовка – рассчитан на 500 часов. В нашем случае это семестр обучения. Переподготовка ориентирована на людей с высшим нестроительным образованием – курсы специально для них разработаны. Прошедшие обучение получают диплом о переподготовке государственного образца. Он дает право на ведение нового вида деятельности.

Существует у нас и наиболее фундаментальный вид обучения – второе высшее образование. А в качестве дополнительной образовательной услуги активно развивается магистратура. Но это выбор для имеющих склонность к науке – на его реализацию требуется 2 года.

– Ксения Игоревна, есть ли на курсах строители из других регионов?

– На переподготовку из регионов приезжают редко. Обычно – на 2 недели повышения квалификации. Они здесь живут и учатся очно либо посещают установочные лекции, а далее – дистанционная связь через Интернет.

Применима и форма корпоративного обучения групп, когда время обучения определяется по договоренности и с отрывом от производства. Так, недавно к нам поступил подобный запрос от ГУП «Петербургский метрополитен».

– А кто сейчас посещает ваши курсы?

– Очно у нас одновременно учатся около 200 человек, из них большинство на переподготовке в 5 группах: «Строительство зданий и сооружений», «Проектирование зданий и сооружений», «Инженерные системы зданий и сооружений», «Экономика и управление в строительстве», «Контроль качества строительства». Параллельно идет несколько групп повышения квалификации и профессиональной подготовки (компьютерные курсы).

– Кто оплачивает обучение?

– Повышение квалификации в 90% случаев оплачивает организация. За переподготовку, наоборот, большинство слушателей (около 60%) платят сами. Ведь чаще всего переподготовку проходят для собственной карьеры – повышения в должности или смены работы.

– Как осуществляется контроль и анализ вашей работы?

– Мы нередко меняем программу в ходе обучения по желанию и запросам слушателей – услуги должны оказываться адресно и гибко. Много материала для размышлений и выводов дает анкетирование по итогам обучения.

– Каково влияние на вашу работу иностранных специалистов?

– У нас обширные связи с зарубежными вузами и строительными организациями. Больше всего с Финляндией, но есть и другие контакты. Например, недавно мы проводили повышение квалификации инженеров из Китая. Уже выпущено две группы, готовится обучение третьей. В работе большой проект по переподготовке специалистов из Болгарии.

Что касается зарубежного опыта, мы,  конечно, стараемся его перенимать. Но у европейских коллег заметен уклон в практическую сторону, а мы – ближе к академической, фундаментальной школе. Это очень важно как для руководителей, так и для инженеров – фундаментальность образования позволяет в том числе решать нестандартные задачи и постоянно развиваться.

– Считаете ли вы необходимым для работников строительных СРО получать дополнительное образование?

– Безусловно. В Москве уже действует программа подготовки руководителей и экспертов для СРО. Мы тоже занимаемся разработкой таких программ – запрос со стороны СРО на обучение есть.

Беседовал Валентин Воронов

Другие материалы по теме

X