жк Днепропетровская 37 студия 3,2

Актуальное

Борьба с коррозией ПМК: успех в объединении усилий

В Петербурге делаются первые шаги по созданию единой геоинформационной системы

Коррозия подземных коммуникаций

Она позволит существенно продвинуться в решении очень важной для городского хозяйства задачи – снижения процесса коррозии на подземных металлических коммуникациях – одного из основных источников всевозможных коммунальных аварий.

Одной из крупных организаций Санкт-Петербурга в области защиты от коррозии различных подземных металлических коммуникаций (ПМК) является ОАО «Антикор».

Мы беседуем с генеральным директором компании А. Н. КОШМАКОМ.

– Андрей Николаевич, обладая обширной базой данных о подземной инженерии города, какую оценку вы дадите ситуации на ПМК?

– На данный момент в Санкт-Петербурге общую систему подземных стальных коммунальных трубопроводов составляют более 3000 км сети газораспределения, более 7000 км сети теплоснабжения, около 6000 км сети водоснабжения и канализации.

По мере развития коммунальных сетей все более острыми становятся проблема их защиты от коррозии и проблема их взаимного влияния. Это обусловлено тем, что петербургские грунты отличаются высокой коррозионной агрессивностью и насыщены подземными коммуникациям. К тому же вносит свой негативный вклад и использование реагентов в качестве снего- и льдоуборочных материалов, загрязнение города отходами производств и жизнедеятельности человека, а также функционирование электротранспорта. Все это влечет за собой повышение коррозионной агрессивности грунтов и, как следствие, увеличение числа аварий.

В настоящее время в городе насчитывается несколько тысяч установок ЭХЗ, но, к сожалению, как и любая техника, установки ЭХЗ вырабатывают свой ресурс и нуждаются в техническом перевооружении и замене.

Поэтому без комплексного подхода к решению проблемы защиты городских ПМК от коррозии, на фоне все возрастающего количества коррозионноопасных зон и ветшания коммуникаций, с каждым днем увеличивается вероятность коммунальных аварий. Снижаются нормативные сроки эксплуатации ПМК, увеличиваются материальные затраты на ремонт и замену коммуникаций как общегородского хозяйства, так и частных владельцев.

– Проблема вырисовывается общегородская. Существует ли программа по замене или модернизации устаревшего оборудования и снижению рисков коммунальных аварий?

– Поскольку собственниками ПМК являются разные организации, реализация единой программы по ЭХЗ всегда представлялась затруднительной. В последнее время делаются первые шаги в решении данного вопроса. В Комитете по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петеребурга проведены совещания представителей основных собственников ПМК – ООО «Петербурггаз», ГУП «ТЭК», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ОАО «ТГК-1». Кроме этого, активно продолжается работа по созданию геоинформационной системы с нанесением всех подземных коммуникаций на карту города.

В «Антикоре» еще со времен его бытности в структуре «Ленгаза» сохраняется и пополняется современными данными архив по городским объектам ЭХЗ, накоплены оперативные сведения по потенциальному состоянию ПМК, а профильная лаборатория дополняет эти сведения данными по коррозионной агрессивности грунтов, нанося эти сведения на карту города. Собранная информация позволяет в кратчайшие сроки получать сведения как о работе отдельных установок ЭХЗ, так и о коррозийном состоянии ПМК любого района города.

Благодаря единой городской геоинформационной системе можно будет выявлять места пересечения смежных коммуникаций, анализировать их взаимное влияние друг на друга, определять целесообразность совместной защиты и сводить к минимуму негативное влияние ЭХЗ на соседние коммуникации.

– А что, на ваш взгляд, необходимо предпринять в первую очередь, чтобы данная инициатива не зависла на стадии мониторинга состояния ПМК?

– В первую очередь необходимо объединить для решения этой задачи усилия всех эксплуатационных организаций, далее возобновить подготовку специалистов, которые могли бы реализовывать городскую программу по ЭХЗ. Объемы производства по электрохимзащите с каждым годом растут, и наша компания испытывает настоящий кадровый голод, поскольку ни один вуз на Северо-Западе не готовит инженеров по ЭХЗ.

В настоящее время мы ведем переговоры с Петербургским университетом путей сообщения и Санкт-Петербургским политехническим университетом по подготовке специалистов в данной области. У нас разработан ориентировочный учебный план, мы готовы делиться опытом со студентами IV–V курсов с перспективой их дальнейшего трудоустройства в «Антикоре». В перспективе необходимо провести ревизию всех неработающих средств и оборудования ЭХЗ, разработать и утвердить план капитального ремонта и модернизации установок ЭХЗ, учитывая, что в год нужно ремонтировать не менее 250–300 установок. Таким образом, возможно за 4–5 лет существенно изменить ситуацию в лучшую сторону.

В будущем, конечно, должна быть создана единая служба эксплуатации установок ЭХЗ, которая будет следить за их состоянием и вместе с собственником нести ответственность за аварии на ПМК.

– Что может стать стимулом для реализации такой программы?

– Несомненный экономический эффект, который даст замена устаревшего оборудования на современное. Мы следим за всеми научными разработками в сфере ЭХЗ, поддерживаем партнерские отношения со многими научно-производственными предприятиями, предлагающими новые технологии и оборудование для электрохимзащиты. Так, совместно с ЗАО НП «Радиотелеком» и ГУТ им. проф. Бонч-Бруевича была разработана и внедрена система радиотелеметрического контроля за работой установок ЭХЗ. Также в содружестве с учеными создан электронный самопишущий прибор коррозийных измерений ПКИ-02, который позволяет производить суточные измерения на исследуемых трубопроводах с последующей обработкой данных. Взамен выработавших свой ресурс преобразователей мы устанавливаем новые, которые потребляют электроэнергию в 1,3–1,4 раза меньше, чем приборы предыдущего поколения. Преобразователи новой модификации не создают помех в работе компьютерных систем и телефонной связи. Их оснащение системой телеметрии позволяет высвободить рабочую силу, необходимую для проведения аварийных и плановых текущих ремонтов.

По нашим подсчетам, экономический эффект от внедрения системы телеметрии составит минимум 10 тыс. руб. в год на одну установку ЭХЗ. Совместно с партнерами – специалистами из Ростова-на-Дону – мы опробовали новую конструкцию анодного заземлителя, разработав специальное соединительное крепление, которое позволяет собирать «цепочку» ЭЖК для одной скважины в заводских условиях и тем самым сокращает время монтажа системы ЭХЗ, увеличивает межремонтные сроки и повышает ее надежность.

Нашими специалистами также проводятся полевые испытания станций катодной защиты нового поколения «ПКЗ – АР», «Тверца-900», «ИСТ-750М», «СКЗ – УПГ», которые показали более высокие характеристики контуров, чем устаревшие модели. Словом, мы стараемся внедрять инновационные решения, способствующие сокращению расходов на обслуживание как установок ЭХЗ, так и ПМК в целом.

– Каковы планы компании на 2011 год?

– Планируем внести посильный вклад в создание единой геоинформационной системы и надеемся, что наши усилия не пропадут даром, поскольку у всех заинтересованных лиц есть понимание того, что это общая для всех задача, и, что главное, есть желание предпринимать шаги в нужном направлении. Помимо этого, у «Антикора» есть текущая работа, выполняемая повседневно. Объемы этой работы стабильно растут, мы расширяемся, обновляем производственные мощности, увеличиваем штат сотрудников, иными словами – развиваемся. И не намерены останавливаться на достигнутом.

ОАО «Антикор»

191119, г. Санкт-Петербург,

Роменская ул., д. 9а

Тел. (812) 325-0023

E-mail: [email protected]

Другие материалы по теме

X