жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Отставшие от времени. Мнение директора департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России П. Горячкина

Состояние сметно-нормативной базы беспокоит специалистов. Сметные нормы, которые создаются Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФГУ ФЦЦС) и утверждаются Минрегионом, фактически представляют собой старые советские нормативы.

В конце 2010 г. инженеры-сметчики опубликовали открытое письмо президенту России. В нем выразили обеспокоенность состоянием ценообразования и сметно-нормативной базы в строительстве.

Ранее об этом неоднократно заявлял президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России Павел ГОРЯЧКИН.

Горячкин.jpgДействующие сегодня нормативы, по сути, являются слегка переработанной базой 1984 года, в которой были заложены технологии 50-х и 60-х годов, подразумевающие использование большого объема ручного труда. Сегодня на строительстве применяются новые технологии и принципиально другая техника. Особенно заметен прогресс в бетонных и свайных работах, в дорожном строительстве.

Негативное влияние старых нормативов наиболее сильно проявляется на бюджетных стройках. Цены отклоняются от рыночных в сторону повышения в среднем на 30%. Всем известен пример с ценой буронабивных свай, использовавшихся при строительстве в олимпийском Сочи. Их цена оказалась выше текущих цен в четыре раза. И только после депутатского запроса Минрегион распорядился применять к сметным расценкам коэффициент 0,4, понизив цену сразу на 60% (см. СГХ № 122).



12 лет на одном месте


Существующая система ценообразования приводит к тому, что высокопроизводительная техника делает строительство дороже. Этому способст­вует неверное определение стоимости машино-часа, сроков амортизации и пр. Подрядчикам, работающим на бюджетных стройках, выгодно применять устаревшие нормы, которые позволяют получать значительную экономию по сравнению с реальными затратами. Реформа ценообразования идет 12 лет, при этом нормативная база практически не меняется.

– Многие нормы и расценки ничего, кроме грустной улыбки, вызвать не могут, – сетует П. Горячкин. – Хотя для небюджетных строек инженерами-сметчиками разработаны и применяются вполне современные нормативы.

Особая тема – создание индивидуальных сметных нормативов. Когда выполненные работы невозможно оценить исходя из имеющейся сметно-нормативной базы, подрядчик подает на согласование в ФЦЦС свои варианты расценок. По данным Горячкина, выборочная проверка некоторых индивидуальных сметных нормативов показала, что расценки в них существенно завышены по сравнению с нормативами, применяемыми на небюджетных стройках.

Чтобы навести порядок в ценообразовании, П. Горячкин предлагает возродить государственные структуры, которые отвечали бы за вопросы методологии, технического регулирования, сметного нормирования и ценообразования в строительстве, а также обратиться к зарубежному опыту. Нужно в короткие сроки внедрить в сметно-нормативную базу для бюджетного строительства нормативы, связанные с применением новых технологий.

16 ноября 2010 г. на VII Всероссийской конференции инженеров-сметчиков было принято обращение к президенту России Д. А. МЕДВЕДЕВУ.

Объясняя появление этого обращения, П. Горячкин напомнил, что еще в марте 2010 года вопросы ценообразования в строительстве обсуждались на уровне руководства страны. Однако за прошедшие месяцы положительных сдвигов не произошло.

Сегодня редакция СГХ публикует этот документ, содержание которого не нуждается в комментариях.

Обращение к президенту

«Участники VII Всероссийской конференции инженеров-сметчиков, рассмотрев «Состояние вопросов реформирования системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве», пришли к удручающему выводу: сегодня инженер-сметчик не имеет возможности честно, грамотно и с должной отдачей выполнять свои функции. Причина тому – непрофессиональная деятельность в этой области ФГУ «Федеральный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФГУ ФЦЦС), подведомственного Министерству регионального развития РФ, на которое возложена реализация единой государственной политики в сфере инвестиционно-строительной деятельности.

До недавнего времени на всей территории России действовала единая сметно-нормативная база 2001 года. В 2008, 2009 годах данная база «обновлялась», была переиздана и продвигалась, а точнее – навязывалась как эталон. В итоге неоднократно обновленная сметно-нормативная база не стала ни точнее, ни прозрачнее, в ней остались тысячи устаревших норм и расценок. Она не стимулирует применения новой техники и технологий, новейших строительных материалов и отражает состояние отрасли 30–40-летней давности.

Разработка и внедрение якобы «новой» системы ценообразования в строительстве проводятся без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом. Это вызывает неоправданный рост сметной стоимости строительства объектов, финансируемых из федерального и территориальных бюджетов.

Так, приказом Минрегиона России от 17.11.2008 г. № 253 утверждены стоимостные нормативы устройства буронабивных свай, технология производства которых широко используется на строительстве олимпийских объектов. Применение «обновленных» нормативов повлекло за собой безосновательное завышение сметной стоимости в разы. Показателем уровня этих нормативов стало уточняющее письмо Минрегиона России от 20.08.2010 г. № 30424-КК/08, в котором предлагается при составлении сметной документации на устройство буронабивных свай к прямым затратам в базисном уровне цен применять понижающий поправочный коэффициент.

О низком качестве новейших нормативов также свидетельствует решение по ГК «Росатом», запрещающее применять при строительстве атомных электростанций нормативы, введенные приказом Минрегиона России от 27.02.2010 г. № 81.

Далее так продолжаться не может. В вопросах ценообразования и сметного нормирования пора срочно навести порядок. Остро назрела необходимость формирования единой методологии разработки передовых нормативов определения сметной стоимости работ и услуг в инвестиционно-строительной сфере. Без создания стройной системы ценовых нормативов, отвечающих современным технологиям в строительстве, невозможно обеспечить реализацию глобальных инвестиционных проектов, в которых заинтересованы наше общество и государство.

Мы, специалисты сметного дела, считаем, что для исправления положения нужен федеральный орган, подобный Минстрою или Госстрою.

Просим Вас помочь преодолеть сложившуюся негативную ситуацию с ценообразованием в строительстве. Очень большой экономический и моральный ущерб наносится стране».

Подготовила Наталья Соколова



Колонка юриста

Николай Вильчур, управляющий партнер "ООО Консалтинговая компания "Вильчур и партнеры"

– В декабре было опубликовано Письмо Минрегиона России от 2 ноября 2010 г. № 37669-ИП/08,

касающееся действия допуска, выдаваемого СРО, при реорганизации юридического лица.

По мнению Минрегиона России, право осуществлять виды работ, на которые саморегулируемой организацией выдано свидетельство о допуске,

является исключительным специальным правом и не может быть передано другим лицам в порядке правопреемства. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования вновь возникшему юридическому лицу для осуществления видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо вступить в саморегулируемую организацию и получить свидетельство о допуске на выполняемые

виды работ.

Важным документом, касающимся регламентации процедуры размещения госзаказа, является Приказ Минэкономразвития РФ № 647, Казначейства РФ № 22н от 14.12.2010 г. «Об утверждении Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг».

В частности, этим документом установлен порядок регистрации, получения сертификатов ключей ЭЦП, приведен перечень документов, которые необходимо представить для регистрации.

В этой связи также представляет интерес информация, размещенная на сайте Федеральной антимонопольной службы России 20.12.2010 г.

ФАС установила, что на электронной площадке произошел технический сбой, в результате которого при поступлении заявок на участие в аукционе электронная площадка ошибочно присвоила обоим участникам аукциона одинаковый порядковый номер, вследствие чего в дальнейшем ОАО «Красноярское конструкторское бюро «Искра» не имело возможности подавать ценовые предложения.

По этому поводу ФАС России решила: признать жалобу ОАО «Красноярское конструкторское бюро «Искра» обоснованной, выдать оператору электронной площадки, заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.

Другие материалы по теме

X