жк днепропетровская 37 евродвушка

Путь компромиссов. Рассказывает генеральный директор ООО «Проактив Безопасность»

Генеральный директор ООО «Проактив Безопасность» Дмитрий ТЕРЕЩЕНКОВ в интервью нашему корреспонденту рассказал о ситуации на строительном рынке, о недостатках нормативной базы в части требований пожарной безопасности.

Терещенко.jpg– Дмитрий Михайлович, какие проблемы в сфере пожарной безопасности больше всего беспокоят строителей?

– Если брать цепочку инвестор – заказчик – генподрядчик – подрядчик, то к нам обращаются все участники этого процесса. Мы рассматриваем вопросы, связанные с пожарной безопасностью, как на стадии проектирования, так и на этапе строительства того или иного объекта.

Многое зависит от уровня технической подготовки специалистов, их способности просчитывать возможные проблемы и риски. Если проектная организация имеет в штате грамотные кадры, они и сами в состоянии решить эти вопросы.

В дореформенные времена в Лен­НИИпроекте работали слаженно: строго по СНиПам, госкомиссии принимали сдаваемые объекты. В состав этих комиссий в обязательном порядке входили специалисты в области пожарной безопасности. От их слова очень многое зависело.

Позже, в 90-е годы, на волне всеобщей либерализации ситуация поменялась, некоторые проблемы отошли на второй план, в том числе и пожарная безопасность, – на государственном уровне на них стали меньше обращать внимания. В последнее время вновь стало все ужесточаться по ряду причин, в том числе и в связи с тревожной статистикой пожаров.

– Какая основная законодательная база сегодня существует по этой тематике, если СНиП утратили свое значение?

– Базовый нормативный документ – Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», действующий с 1 января 2010 года, и Своды Правил к этому закону, детально разъясняющие отдельные положения основного документа. Но некоторые вопросы, не нашедшие отражения в законе, приходится решать по требованию СНиПов, которые никто не отменял, и существующих ведомственных нормативных актов.

У нас в регионе существуют три государственные независимые экспертизы: федеральная, городская, областная и государственный строительный надзор, который и принимает в эксплуатацию построенные объекты.

Во всех этих организациях специалисты по пожарной безопасности по-разному трактуют и, следовательно, требуют выполнения отдельных положений, указанных в нормативных документах.

Речь идет о том, что нет, к сожалению, единого координирующего центра, который занимался бы регулированием, решал возникающие проблемы в части требований пожарной безопасности. Нет и единого подхода в этом отношении ни к проектировщикам, ни к строителям.

Для однозначного понимания требований по пожарной безопасности выше указанных документов проектировщиками, строителями, экспертами, для более четкой и организованной работы всего строительного комплекса и создается «Альянс пожарной безопасности», в состав активных участников которого и войдет ООО «Проактив Безопасность». Совместно с разработчиками нормативных документов по этой тематике, будет представлена их однозначная трактовка.

– Но это дело времени. К чему приводит нынешнее положение дел с нормативной базой?

– Например, заказчик получает какой-то объект, положим, жилой дом, супермаркет или бассейн, который собирается эксплуатировать, причем в наличии имеется вся необходимая документация. А потом приходит со своей проверкой пожарный инспектор, начинает смотреть документы и вдруг говорит, что он лично видит те или иные нарушения, с которыми принят объект. И далее появляется предписание со списком вопросов, которые надо решать.

Когда к нам обращаются с такой проблемой, обычно часть требований удается снять как необоснованные. Но иногда мы видим, что инспектор прав: нарушения необходимо устранить.

Чтобы этого не возникало, нужно прорабатывать вопросы пожарной безопасности еще на стадии проектирования объекта.



– В том случае, когда базовые требования пожарной безопасности учитываются еще на уровне проектирования, может быть гарантия нормального продвижения объекта?

– На все сто процентов, конечно, этого гарантировать нельзя. Можно пройти серьезную экспертизу на этапе проектирования, затем начинается стройка, а потом объект проверит экспертиза госстройнадзора того или иного уровня, федерального или регионального, и у этих специалистов появятся какие-то вопросы. Потом приходит государственная противопожарная служба МЧС со своими претензиями и трактовками.

Повторяю, в самом тексте Федерального закона о регламенте есть ряд неоднозначных в плане толкования положений.

С другой стороны, в этом ФЗ прописаны некоторые конкретные вещи, которые, в принципе, должны быть указаны в ведомственных документах, разъясняющих и уточняющих положения. Ясно одно: если пытаться экономить на проработке вопросов в области пожарной безопасности как на стадии проектирования, так и на других этапах, то потом могут появиться требования практически невыполнимые или их выполнение будет связано с необходимостью что-то перестраивать, переделывать. А это, как известно, куда дороже, чем сразу сделать все как положено.

– Можно привести примеры по конкретным проблемам, которые вы решаете?


– Возьмем такой вопрос, как встроенные помещения на первых этажах. Речь идет о жилых зданиях, на первых этажах которых могут находиться различные помещения общественного назначения: магазины, отделения Сбербанка, аптеки и так далее.

По правилам от 2009 года помещения различного класса функциональной пожарной опасности следует отделять друг от друга противопожарными преградами. А другой пункт предписывает разделять здание на части различного функционального назначения только противопожарными стенами 1 и 2-го типов. Это требование в чистом виде взято из СНиПа 2.04.01-85.

При рассмотрении проектов в Госэкспертизе или Госпожнадзоре расходы воды на внутреннее пожаротушение во встроенных в жилые здания помещениях требуют принимать по общему объему, как для жилой части здания. Ведь в правилах от 2009 года они не выделены.

В связи с этой проблемой к нам обратилась одна строительная компания. От них, в частности, требовали помимо имеющихся двух пожарных шкафов установить еще два дополнительно. Мы сделали запрос в московский институт «СантехНИИпроект» и в ФГУ ВНИИПО МЧС России (институт противопожарной обороны).

Ответ московского начальства гласил, что делить здания на части с различной пожарной опасностью противопожарными стенами и перекрытиями 1 и 2-го типов допускается. При этом расход воды на внутреннее пожаротушение следует принимать по объему той части здания, где требуется наибольший объем воды и более опасная категория. Дополнительные же пожарные краны устанавливать не нужно. Достаточно двух, просто необходимо предусмотреть насосы соответст­вующей мощности.

Вообще следует заметить, что Управление государственной противопожарной службы, если сравнивать с тем, что было в 80-е годы, отошло от контроля на этапе проектирования. На сегодняшний день эта служба подключается к контролю на этапе строительства, эксплуатации. На практике же это приводит к таким коллизиям, когда могут заставить оборудовать дополнительные пожарные краны для гидрантов. И попробуйте это сделать, когда дом уже готов. Организации вынуждены как-то решать эти вопросы, в данном случае мы помогли, нам обязаны ответить на запрос.

– Фирм, которые занимаются консалтинговыми услугами в сфере пожарной безопасности, в городе много?

– Не один десяток, может, больше сотни. Не все реально работают, но для повышения нашей эффективности мы сейчас создаем некоммерческое партнерство «Альянс пожарной безопасности». Это нужно и для координации усилий, и для повышения нашего статуса в работе с государственными структурами. Потому что двусмысленности, разночтения в законодательных документах, правилах, отсутствие единого подхода – это реальность нашего времени. Особенно это актуально, если говорить об исторической части старого Петербурга, где в последнее время идет активное строительство, возникает масса вопросов и согласований. И в одиночку со всем этим «хозяйством» разобраться непросто.

Алексей Воробьев

Другие материалы по теме

X