жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Вразнобой. Размышления профессионалов

Базовый № 261-ФЗ послужил толчком к пересмотру всех технологических процессов с позиций энергоэффективности. Но лишь немногие энергетики и строители разделяют оптимизм законотворцев. Закон сверстан на скорую руку, во многом противоречив и трудно реализуем.

Надежды федерального центра относительно эффективности переработанной версии ФЗ «Об энергосбережении» разделяют далеко не все эксперты отраслевых рынков. Они считают, что призывы «сверху» к экономному использованию энергоресурсов на практике трудно осуществимы. Пока организация работы ресурсоемких отраслей не соответствует заложенным в законе темпам сокращения потребления тепловых энергоресурсов. Механизмы исполнения прописаны нечетко, тарифное регулирование несовершенно, финансирование энергосберегающих программ недостаточно. Закон требует инвестиций – федеральных, бюджетных, муниципальных, наконец, денег частных инвесторов.

По оценке директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго РФ С. А. МИХАЙЛОВА, Россия располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности. Он составляет более 40% годового потребления электроэнергии. В абсолютных цифрах это 403 млн т условного топлива, что сопоставимо с годовым объемом энергопотребления такой страны, как Франция.

Счетчиков на всех не хватит

СГХ уже поднимал вопросы, связанные с эффективностью действующей в Петербурге системы газопотребления, на которую влияет скорее политический, нежели экономический контекст (СГХ № 119). Тем не менее отсутствие реальных стимулов к переходу на энергоэффективную генерацию далеко не единственное препятствие к реализации нового закона.

Своим видением ситуации поделился в ходе конгресса «Энергоэффективность. XXI век» Виктор НЕДЗВЕЦКИЙ, генеральный директор холдинга «Теплоком»:

– С 1 января 2012 года, согласно ФЗ-№ 261, все дома должны быть оснащены приборами учета. Но емкость рынка приборов учета такова, что в выделенные сроки на имеющихся производственных мощностях невозможно произвести достаточное количество счетчиков, чтобы полностью удовлетворить потребности жилого фонда в регионах. А тем более спроектировать, смонтировать, ввести в эксплуатацию и обеспечить надежное функционирование масштабных систем учета.

До сих пор работа по реализации федерального законодательства по повышению энергоэффективности носила стихийный характер и напоминала «лоскутное одеяло». В зависимости от наличия бюджетных средств и заинтересованности в реализации тех или иных проектов выполнялись локальные мероприятия по установке узлов учета или повышению энергоэффективности здания.

Комплексного подхода по сей день не существует: программы работают пообъектно и вразнобой.

Эту проблему сегодня можно решать при условии привлечения достаточно больших финансовых средств. Кризис внес свои поправки. Если раньше более 90% средств на установку приборов учета и повышение энергоэффективности выделялось из бюджетных источников, то, например, в 2010 году в некоторых регионах объем бюджетного финансирования по этим программам сократился до 10–15%. И если «масштабы бедствия» понятны, то финансовые инструменты для решения проблемы не определены. Эффективными схемами могут стать займы в финансовых институтах, банках, лизинговых компаниях.

Cтроительный аспект

Представители строительного бизнеса также пребывают в пессимизме относительно реалистичности новой национальной доктрины под названием «энергосбережение». Свой взгляд на проблему изложила в ходе форума «Энергосберегающие решения в строительстве и реконструкции зданий и сооружений» директор НИУПЦ «Межрегиональный Институт Окна» (Санкт-Петербург) Александра Юрьевна КУРЕНКОВА:

– Россия уникальна своей моделью централизованной энергетики. В энергетическом секторе в советское время была выстроена система теплоэлектроцентралей. Их экономика строится на том, что за счет производства огромного количества тепла вырабатывается очень дешевая электроэнергия. Единая энергетическая система допускала такие явления, как всем известные «перетопы». Экономия от замены лампочек в подъездах на энергосберегающие ничтожна по сравнению с теми колоссальными потерями, которые несет сегодня энергосистема в целом. Нужно понимать, что даже простая установка счетчиков и терморегуляторов отопления, которая сейчас по велению государства происходит в стране в массовом порядке, может привести к разбалансировке всей внутридомовой системы. И этим никто из специалистов всерьез не занимается.



Что касается строительного сегмента, его роль в деле энергосбережения сильно преувеличена, считают эксперты. Тему комментирует профессор, д.т.н., член-корреспондент РААСН, заведующий лабораторией Строительной теплофизики НИИСФ РААСН Владимир Геннадьевич ГАГАРИН:

– Утепляя стены и окна, проводя различные мероприятия по энергосбережению в строительной сфере, мы не добьемся значительного эффекта. Если взглянуть на структуру теплопотребления зданий, то суммарные теплопотери через несветопрозрачную оболочку здания и через окна составляют всего порядка 12%.

По данным экспертов в области теплофизики, 47% теплопотерь приходится на системы ГВС, 31% – на системы вентиляции, на стены – 9%, на окна – 11%, на чердак и пол – по 1%.

Основной эффект энергосбережения достигается исключением теплопотерь через системы вентиляции, через системы ГВС и экономией электроэнергии. Как правило, параметры инженерных систем закладываются на стадии проектирования зданий и в процессе эксплуатации их уже не изменить. Здесь можно ограничиться только установкой счетчиков и разъяснительной работой среди потребителей.

В. Н. Гагарина поддерживает член Союза архитекторов России, лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент Инженерной академии (СПб.) Ефим Моисеевич ИЗРАИЛЕВ:

– Применяемый сегодня показатель так называемой энергоэффективности зданий, учитывающий только удельные эксплуатационные затраты на отопление, не может служить критерием оптимальности при выборе конструкции наружных стен. Им могут стать только совокупные удельные энергозатраты на строительство здания и его отопление за весь расчетный срок службы этого здания.

Сводить деятельность по минимизации энергозатрат исключительно к поискам рациональной конструкции наружных стен было бы опрометчиво.

Необходимость экономии энергоресурсов потребует минимизации нелепых эксплуатационных потерь в архаичных системах централизованного теплоснабжения городского жилья и в самих зданиях. Будущее новостроек и домов, поставленных на капитальный ремонт, – за децентрализованным теплоснабжением.

Приказано исполнять

– Закон «Об энергосбережении» имеет некоторые изъяны, – признает начальник управления перспективного развития КС СПб Игорь ШИКАЛОВ. – От Москвы мы вряд ли добьемся изменения законодательства, поэтому ведем работу через общественные организации. Очень бы хотелось получить поддержку компаний. Сегодня бизнес и власть работают каждый на своем берегу, однако и те и другие недовольны законодательством. Так почему же не объединиться?

Скажу несколько слов по поводу стандартов энергоэффективности для строителей. На Северо-Западе зарегистрировано 55 строительных СРО, половина из которых работает в Петербурге. Перед ними изначально была поставлена задача: выработать качественные стандарты энергоэффективности при возведении объектов, но за 1,5 года я не увидел результатов.

Сегодня мы дорабатываем территориально-строительные нормы энергосбережения, в разработке документов задействованы и частные компании, поскольку этот документ нужен бизнесу. Конечно, там не будут указаны конкретные бренды – лишь требования к энергоэффективности конструкций.

Подготовила Нонна Цай



Мнение

Председатель КЭИО Олег Борисович ТРИШКИН:

– В нашей стране люди привыкли работать по старинке.

Российская расточительность, о которой так много говорят, присутствует не в теплоэнергетике и не в ограждающих конструкциях зданий.

Она – в головах у людей. Мы не привыкли экономить. И в то же время хотим жить, как на Западе, ничего при этом не делая. В развитых странах Европы и Америки первая заповедь – экономия энергоресурсов.

Во всем мире в деле повышения энергоэффективности роль исполнительных органов власти заключается в том, чтобы экономически стимулировать развитие энергосбережения. Государство должно создать условия для стимулирования энергосбережения, где-то даже заставить потребителей экономить. В законе могут быть недостатки, но его нужно реализовать.

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X