жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Госзаказ с цивилизованным лицом: профессиональное обсуждение 94-ФЗ

С начала года активизировалась работа по внесению изменений в 94-ФЗ, регламентирующий размещение госзаказа.

Речь идет о введении квалификационного отбора, правилах установления первоначальной конкурсной цены и механизмах ограничения демпинга.

Строители, проектировщики, общественные и государственные структуры – все критикуют  94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». И предлагают свои поправки к закону.

Дума задумывается

Юрий СВЕРДЛОВ, заместитель председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы РФ:

– Для установления прозрачности в системе госзакупок 94-ФЗ сделал очень много. Благодаря закону федеральные и региональные заказчики получили экономию бюджетных средств. Но к документу есть немало претензий. Ориентироваться на единственный критерий – цену – при выборе подрядчика для строительства сложного объекта крайне неразумно. В результате был искажен основной принцип госзаказа – эффективное расходование государственных средств. Получилась экономия во имя экономии, и поэтому нам в ближайшее время придется ремонтировать и реконструировать то, что было построено столь «экономично».

Главным защитником 94-ФЗ является ФАС, которая регулярно отчитывается об объеме средств, сэкономленных на госзаказе. Отложенную во времени цену такой экономии никто не считает.

У любой конструкции или работы есть ценовой предел. Если конкурс благодаря демпингу выигрывает тот, кто не платит белую зарплату, уклоняется от налогов, экономит на квалифицированных кадрах и т. д., то от этого проигрывают все. Ущербность закона осознана на разных уровнях. Госзаказчик должен оценивать поступающие предложения, учитывая надежность, долговечность построенного, то есть затраты в течение всего жизненного цикла объекта. Мы будем добиваться введения квалификационных требований к участникам тендеров на дорожные работы.

В реформе нуждается и система определения начальной стоимости контракта. Государство посредством госзаказа должно стимулировать развитие технологической базы, новых технологий. Сегодня отсутствует ответственность заказчика за результат в целом, за качество построенного объекта. Есть только формальная ответственность – за проведение торгов.

Следующий важный вопрос: насколько широк круг подрядчиков, обладающих информацией о торгах. Если объявление о конкурсе размещается за месяц до его проведения, подрядчик должным образом не успевает подготовиться.

На мой взгляд, речь должна идти не о внесении точечных поправок в существующий закон, а о создании новой системы госзакупок.

Зарубежный опыт

Алексей ЖУРБИН, генеральный директор ЗАО «Институт «Стройпроект»:

– Наш закон не рассчитан на все формы госзаказа. Для строительства сложных объектов, например дорожных, аукционная форма неприемлема. Обратимся к зарубежному законодательству. В Германии вопросы госзакупок регулирует закон о противодействии ограничению конкуренции.

Цели у нас и в Германии совпадают, а вот механизмы их достижения разные. У немцев есть несколько видов госзакупок. В частности:

• Заказы на приобретение товаров и оборудования, в том числе в форме купли-продажи, лизинга, найма или аренды.

• Заказы на проектирование и осуществление строительного проекта наземных и подземных сооружений для хозяйственных или технических целей либо строительные работы, осуществляемые третьим лицом в соответствии с требованиями заказчика. Это широкое определение охватывает все формы строительных работ: новое строительство, реконструкцию, ремонт или снос строительного объекта и даже концессию на строительство.

• Заказы на предоставление иных услуг.

• Смешанные договоры, включающие в себя несколько видов работ. При совокупности строительных услуг и другого вида заказа этот заказ считается строительным.

От параметров конкурса зависит, какие это будут торги: внутренние или общественные. Причем торги должны проводиться на уровне ЕС, если ожидаемая стоимость заказа превышает так называемую пороговую величину, которая в сфере строительных услуг составляет 5 150 000 евро.

В Германии существует четыре вида торгов.

• Открытый тендер имеет преимущест­во, поскольку не требует обоснования. Процедура является одноступенчатой, предприятия одновременно представляют квалификационную документацию и оферту. К сдаче оферт публично приглашается неограниченное число предприятий.

• Закрытый тендер проводится в два этапа. Сначала предприятия представляют необходимую квалификационную документацию. Из них государственные органы отбирают минимум пять компаний по определенным требованиям и приглашают их к сдаче оферт.

• Переговорный процесс предполагает, что государственный заказчик обращается к ограниченному числу предприятий (с предварительным публичным уведомлением или без него), чтобы договориться об условиях заказа. В отличие от открытого и закрытого тендеров здесь не запрещены переговоры.

• Наконец, существует конкурентный диалог. Этим способом размещаются государственные заказы комплексного характера. После призыва к участию проводятся переговоры с избранными предприятиями – потенциальными исполнителями – о деталях заказа. Предложения подаются согласно совместно разработанной тендерной спецификации.

Согласно германскому законодательству, процедура оценки предложений осуществляется в четыре этапа. Это проверка на соответствие формальным требованиям. Затем – проверки профессиональной компетентности участников и соразмерности предложенной цены. Стоимость признается сомнительной в случае ее отклонения на 10% и более от стоимости других предложений и предварительной цены госзаказчика. Последний этап – выбор экономически наиболее целесообразного предложения. И это предложение не всегда оказывается самым дешевым.

На наш взгляд, в российское законодательство о госзакупках нужно ввести понятие демпинга и необходимость проверки сомнительной цены, а также повысить ответственность заказчика и дать ему свободу в определении поставщика услуг. Кроме того, необходимо практиковать уже упомянутые разнообразные способы проведения госзакупок: открытые торги, закрытые торги, переговоры и конкурент­ный диалог.

Аукционы должны проводиться только на поставку товаров по точно определенным критериям и характеристикам.

Из собственного опыта

Татьяна РЫНДИНА, директор по качеству и маркетингу ЗАО «Петербург-Дорсервис»:

– С 2005 года, когда начал действовать 94-ФЗ, вышел 21 документ, вносящий те или иные изменения в текст этого закона. Но до сих пор он нуждается в изменениях, а некоторые формулировки не предполагают однозначного решения. Вот, например, статья 12 «Условия допуска к участию в торгах». Пункты 1, 2 и 3 этой статьи совершенно четко говорят, в каком случае следует отклонить заявку на конкурс или аукцион. Однако в пункте 4 этой же статьи говорится, что «организации может быть отказано в допуске, если ее заявка на участие в конкурсе или в аукционе не соответствует требованиям конкурсной либо аукционной документации». Но какое конкретно несоответствие, в чем именно несоответствие – пояснений нет. В прошлом году наша и другие организации не были допущены к конкурсу на основании этого никак не обоснованного «несоответствия».

Другой пример: в статье 28 «Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе» и в постановлении № 722 «Об утверждении правил оценки заявок» говорится о рейтинговом голосовании членов конкурсной комиссии по критерию качества работ и квалификации. При этом баллы выставляются по некоему внутреннему убеждению членов конкурсной комиссии, а может, и не совсем внутреннему. Недавно наша организация, имеющая 20-летний опыт работы, являющаяся генеральным проектировщиком большей части КАД, осуществлявшая технический надзор за строительством этого уникального объекта, получила 0 баллов по квалификации в одном из тендеров.

Я не считаю, что у заказчика мало возможностей для выбора поставщика. Это не так. Свобода заказчика – смысл действующего 94-ФЗ!

Мы, как и многие наши коллеги, категорически против проведения аукционов на проектно-изыскательские работы. При размещении заказа на выполнение работ по особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства статья 10 пункт 4 закона разрешает как проведение конкурса, так и проведение аукциона в электронной форме. В то же время статья 11 говорит, что при проведении аукциона на объект стоимостью свыше 50 млн рублей заказчик вправе требовать от участников аукциона факта выполнения аналогичных работ стоимостью не менее 20% от стартовой цены. То есть речь идет исключительно об аукционах и о формальном критерии. Не нужны ни квалификация, ни опыт сотрудников, ни наличие оборудования, ни наличие сертификата качества. Важен только факт выполнения работ на определенную сумму, а не их качество.

Применение 94-ФЗ позволяет получать заказы фирмам-однодневкам. Мы за то, чтобы тендер проводился в два этапа, с обязательной предквалификацией. Мы предлагаем повысить значение критерия качества. Сейчас значение критерия качества работ и квалификации не может превышать 20%. Но сопоставимы ли эти 20% с теми рисками, с теми потерями, которые в итоге могут лечь на бюджет государства? Повышать качество дорог нужно уже на этапе подготовки конкурсных процедур.

Мы предлагаем установить минимальные сроки существования организаций – участников торгов в соответствии с заявленными объемами работ и степенью сложности объекта. Необходимо повысить и требования к опыту работы. Чем сложнее и дороже объект, тем эти критерии должны быть более жесткими.

Много претензий к формированию стартовой цены проектной документации. Зачастую стартовая цена оказывается в 2–3 раза ниже реальной, которую мы просчитываем с учетом действующих цен. Это странно. Стартовая цена тоже должна основываться на действующих документах и ценах. Кроме того, необходимо учитывать особенности того или иного проекта. Например, когда дорога прокладывается в плотной городской черте, насыщенной инженерными коммуникациями, это отражается на ее стоимости.

Необходимо ввести порог по снижению начальной цены. Раньше, если участник конкурса снижал цену больше чем на 15% от первоначальной, он должен был объяснить, за счет чего достигается такое снижение. И это правильно. Сейчас же некоторые победители снижают цены на 50–70%. Или такая проектная организация не дружит с налоговыми органами, или она не в состоянии содержать квалифицированных, хорошо оплачиваемых специалистов.

Обеспечение обязательств

Никита ЗАГУСКИН, председатель Комитета по страхованию, финансовым рискам и конкурсным процедурам Национального объединения проектировщиков:

– К нам практически каждую неделю поступают законодательные инициативы, связанные с изменением 94-ФЗ. В основном вопросы связаны с предквалификацией и другими условиями допуска подрядчиков к аукционам.

Вопрос об обеспечении обязательств по исполнению госконтрактов остается нерешенным.

Согласно 94-ФЗ, существует три механизма обеспечения обязательств: залог денежных средств, договор поручительства и банковская гарантия. Залог денежных средств – слишком дорогой и финансово емкий механизм, чтобы быть приемлемым. Что касается договоров поручительства, то в России нет структур, которые бы реально представляли такой вид услуг. Зато существует ряд уголовных дел в отношении созданных «компаний-поручителей». На наш взгляд, этот вид обеспечения лучше совсем исключить из закона.

Единственный действующий на данный момент механизм обеспечения – банковские гарантии. Однако для банка выдача гарантий аналогична механизму резервирования при выдаче кредита. Большинство банков предъявляет требования по стоимости и порядку обеспечения гарантий такие же, как требования по кредитам, например, предоставление залога. В итоге многие подрядчики не имеют возможности воспользоваться этим видом обеспечения.

Ряд банков сейчас наладил процедуру предоставления беззалоговых гарантий. Но такую мобильность могут позволить себе лишь небольшие банки, а значит, они ограничены в сумме. Кроме того, стоимость таких гарантий достаточно высока и может доходить до 8–9% от размера обеспечения. В пересчете это составляет 3–4% от стоимости контракта. Стоимость этой услуги влияет и на итоговую стоимость проектирования, строительства и в конечном счете ложится дополнительной нагрузкой на бюджет или на маржу подрядчика.

Мы предлагаем вернуть в 94-ФЗ механизм страхования либо механизм страхового поручительства. Однако, чтобы этот механизм заработал, государству надо четко определить объем страховой ответственности, перечень исключений и обеспечить более жесткое регулирование со стороны федеральной службы страхового надзора или другой подобной организации.

Наталья Соколова

(Использованы материалы конференции «Актуальные проблемы проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений»)

Другие материалы по теме

X