жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Послезавтрашний день Петербурга

В Петербурге продолжаются споры о его градостроительном будущем.

Все чаще здесь предлагают и анализируют разные сценарии развития, учитывая при этом, что жизнь в мегаполисе должна оставаться интересной для бизнеса и комфортной для всех групп населения.

Международный институт по изучению общественного мнения Gallup International (София) провел опрос среди жителей Санкт-Петербурга о перспективах развития с точки зрения градостроительства. Мы предлагаем читателям познакомиться с фрагментами исследования, для целостности картины приведя несколько оценок от представителей власти, девелоперов, проектировщиков и социологов.

За сочетание эпох и функций

Исследователями Gallup International были опрошены более 1,5 тыс. жителей СПб старше 14 лет. Почти 80% горожан видят будущий Петербург не только музейным, но и современным деловым центром.

По словам директора BBSS Gallup International Андрея РАЙЧЕВА, 41% респондентов может оценить уровень интеграции города в мировое пространство по собственным туристическим наблюдениям. Тем не менее большинство опрошенных предлагают строить здания и сооружения в современном стиле все-таки за пределами исторического центра города (58,1%). Доля горожан, поддерживающих жилое и деловое строительство в своем районе, составляет 79,7%. В их числе 24,7% респондентов, которые одобряют новое строительство, исключая возведение высотных зданий.

В целом более 84,1 % горожан одобряют новое строительство, при этом 20,7% из них делают оговорку о необходимости ограничить высотность.

Уникальные сооружения в своем районе хотели бы видеть 74,1% опрошенных. Чаще среднего уникальные объекты приветствуют молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет. Среди респондентов, выступающих против современного строительства, преобладают люди зрелого и пожилого возраста, в основном женщины. Более 1/3 этой группы – пенсионеры, проживающие в центральных районах и районах исторического значения.

Наименее лояльны к современному строительству жители Василеостров­ского, Адмиралтейского, Центрального и Невского районов СПб.

Сформулировать ожидания

– Отношение петербуржцев, – прокомментировал исследование Андрей Райчев, – абсолютно нормально и типично для больших городов мира. Это проблема идентичности. Люди делятся на две большие группы в зависимости от того, как они понимают себя. Я – это «успех, прогресс, технология, движение вперед». Или я – это «культура, спокойствие, неспешность, глубокие корни». Это накладывается на осознание, что такое Россия в XXI веке. Россия долгое время ощущала себя мировым лидером. Кто такие русские сегодня, куда они идут? Вопрос о строительстве высотных домов спорен потому, что затрагивает глубинные струны идентификации. С самого начала понятно, что правой стороны здесь нет и быть не может. И хорошо, что 65% респондентов понимают, что нужен баланс интересов.

Петербуржским властям и бизнесу, по мнению Андрея Райчева, полезно знать, что в ЕС все делается очень медленно, с уступками, какими-то колебаниями, шагами назад.

– Элита общества двигает государство вперед, – говорит эксперт. – Но она должна научиться доносить до общества то, что его ждет. Общество нужно вовлечь в процесс обсуждения решений. Здесь важен настрой администрации города на диалог.

Руководитель проектного направления ЦСР Северо-Запад Эдуард БОЗЕ так комментирует данные исследования:

– Мы получили ситуацию, когда девелопмент и власть «взрослеют» параллельно. Результат: как только у нас возникают проблемы с новым строительством, девелоперы говорят о том, что у города нет стратегии, а власть просто молчит. Ответственность перебрасывается от одной стороны к другой, а она лежит и на первых и на вторых. Роль власти – построение каналов для общения с жителями.

Еще категоричнее высказывается президент российской исследовательской компании Romir-холдинг Андрей МИЛЕХИН:

– Чем более мы изучаем, учитываем сегменты и разные интересы потребителей, тем понятнее становимся самим себе, тем легче становится жить в государстве в целом. Нет универсальных рецептов, как решать те или иные градостроительные проблемы.

В Европе договариваются даже с малыми группами, не жалея на это ни сил, ни времени. Государство у нас очень молодо.

И девелопмент как бизнес – тоже. Многие

вещи в градостроительстве и те, и другие делают нелепо, как подростки. Общество подчас от их решений испытывает панику в душе, не зная, что с этим делать. Но город все равно живет, власть и бизнес набираются опыта и решают градостроительные проблемы.

Руководитель Комитета по строительству СПб Вячеслав СЕМЕНЕНКО видит проблему с другой стороны:

– Стратегическое развитие предполагает градостроительную культуру, понимание качества среды. Должен появиться цивилизованный потребитель – горожанин, мыслящий градостроительными категориями.

Нужно учитывать и тот факт, что ужесточается общая конкуренция городов и стран. Уровень качества жизни, экологическая обстановка, понятные правила ведения бизнеса являются основными факторами конкурентоспособности города. А мы в постиндустриальную эпоху вошли гораздо позже, чем Европа. Петербург в этой борьбе использует в основном старые достижения. Обществу, вернее его истеблишменту, следует сформулировать свои ожидания.

Петербург комфортный

По словам вице-президента Гильдии управляющих и девелоперов, генерального директора компании VMB Trust Александра ГРИШИНА, администрация города должна следовать принципам комфорта и открытости:

– Нужно понять, что является комфортом для горожан, и идти от этого. Для меня лично комфорт – это доступность любых объектов как внутри города, так и извне. Для этого нужно не только строить новое, но и исправлять неудачно сложившиеся со временем территории. Возьмем Ледовый дворец. Он дал серьезнейший толчок развитию района, но припарковаться рядом с ним, приезжая на концерт или спортивное мероприятие, крайне проблематично. То же касается окружения Московского вокзала.

– В наше время значимость конкретного объекта (дома, офиса) уходит в тень, уступая позиции комфорту среды проживания, – поддерживает коллегу Вячеслав Семененко. – Современный тренд состоит в том, что любой объект должен быть качественным и функциональным. Но цикл его жизни часто составляет не более 30 лет. В современной ситуации человеку нельзя замыкаться в стенах своего дома, поэтому необходима комфортная городская среда. Это транспортная, экологическая, ландшафтная планировка, архитектура с активным использованием общественных пространств. Эти пространст­ва становятся смысловыми и культурными якорями для развития территорий.

Как это делать? Там, где территория развивается естественным образом, ее изменения надо только корректировать. Там, где территории имеют тенденцию к депрессии, – искать стратегические возможности для социального и градостроительного выравнивания их положения. Усиливать транспортную доступность, создавать общественные пространства, социальную инфраструктуру, зеленые островки, увеличивать нормы зеленых насаждений.

Должен присутствовать творческий элемент в градостроительстве. Сейчас можно заметить, что качество проектирования и строительства растет. В проектировании жилых кварталов уже используются европейские подходы. Особого внимания заслуживают транспорт и деловая жизнь города. Мы еще можем избежать проблемы коллапса, у нас разрабатываются очень хорошие транспортные идеи, с привлечением международных консультантов.

Петербургу нужен деловой якорь – Сити, деловые центры у аэропорта, на Кольцевой, бизнес-парки и некоторая деловая активность в центре города.

Главный архитектор архитектурно-планировочной мастерской № 1 РосНИПИ Урбанистики (Санкт-Петербург) Зоя ЛИПАТОВА делает акцент на развитии эстетической среды:

– Планировать стратегическое развитие нашего города надо, ориентируясь на лучшие образцы мировой архитектуры и планировочных решений. Людям нравятся старые европейские города, потому что в их ткань органично вплетены все эпохи. Человек за 15–20 минут может оказаться в разных срезах времени. Петербургу нужны новые общественные пространства, система разнофункциональных площадей, потому что город – живой организм, и система должна работать целостно. Также для создания гармоничной городской среды проектировать нужно Большой Петербург, включая «стыковочные зоны» на границе Петербурга и области. Надо понимать, как они будут взаимодействовать друг с другом в плане градостроительства.

Наталия Ловецкая

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X