жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Новая жизнь старого театра

На IX Европейской специализированной выставке по реставрации, охране памятников и санации старых зданий Denkmal-2010 компания «Краски города» была награждена золотой медалью.

Компания получила награду за реставрацию уникального памятника деревянного зодчества – Каменноостровского театра в Санкт-Петербурге.

Полученная компанией награда свидетельствует о международном признании высокого уровня мастерства петербургских специалистов-реставраторов. Реставрация памятников деревянной архитектуры является одной из сложнейших задач. Особенно в случае с классическим Каменноостровским театром, построенным в 1827 году. Исходное функциональное назначение театра в качестве летнего павильона и стремление к превращению его в современный театр со сложной инфраструктурой сделали данный проект не просто сложным, а претензионным.

«Звездный» состав

Научное и методическое руководство проектом «Каменноостровский театр» осуществлял Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Председатель КГИОП В. А. ДЕМЕНТЬЕВА лично принимала участие в окончательном определении концепции реставрации и приспособления Каменноостровского театра.

Особого уважения заслуживает вклад в этот реставрационный проект начальника отдела Петроградского и Василеостров­ского районов КГИОП Л. В. ДОБРОДЕЕВОЙ. Она всегда оперативно, компетентно и очень творчески участвовала в команде проектировщиков и производственников при решении большинства сложнейших реставрационных и проектных проблем. Общую координацию и технический надзор за реализацией проекта осуществлял государственный заказчик – СПбГУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры».

Реализацию проекта в таких объемах и такого класса сложности, как «Камен­ноостровский театр», можно было осуществить только слаженной работой команды профессионалов высокого класса. Генеральный директор компании ООО «Краски Города» Серик БЕГИШЕВ убежден: «Только благодаря тому, что на этом проекте были собраны «звездные» профессионалы – каждый в своей области, проект был осуществлен в основной своей части на таком уровне, что оказался удостоен столь высокой и значимой международной награды».

К работам на Каменноостровском театре, по словам В. А. Дементьевой, была привлечена настоящая элита реставрационной и строительной отрасли города. Это относится прежде всего к ключевым участникам проекта:

• НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект» – генеральный проектировщик (генеральный директор А. Г. ШАШКИН, руководитель проекта Д. В. НИКИТИН);
• ОАО «Спецпроектреставрация» – реставрационное проектирование (генеральный директор В. В. ФОМИН, руководитель проекта В. С. РАХМАНОВ);
• ООО «Краски Города» – генеральный подрядчик (генеральный директор С. Х. БЕГИШЕВ, руководитель проекта Б. А. ЗИРОЯН);
• ООО «Геоизол» (генеральный директор Е. Б. ЛАШКОВА, руководитель проекта В. Б. РУПЫШЕВ);
• ЗАО «ТДМ» (генеральный директор В. М. СТРУЕВ, руководитель проекта Д. В. ПЕТРОВ);
• Фирма ССК – 26 (генеральный директор С. В. ФИЛИМОНОВ);
• Компания «Термолайн-инжиниринг» (директор Е. И. ГРУЗДЕВА);
• «Технопарк ЛТА» (председатель совета директоров А. Ю. ШЕСТОВ).

Также в выполнении работ на этом объекте принимали участие целый ряд других компаний.

«Книга перемен» Каменноостровского театра

История Каменноостровского театра – настоящая энциклопедия принципов реновации исторической застройки. Первая реконструкция театра состоялась в 1844 году, когда здание было подвергнуто частичной разборке и переставлено на каменный фундамент. В сооружение были внесены конструктивные изменения, в отделке появился богатый декор.

В первой половине XX века обветшавшее здание театра вновь реконструировали, но радикальных изменений не произошло: лишь интерьер театра эпохи классицизма был расписан геометриче­скими композициями в стилистике российского авангарда. Работы, произведенные в 1962–1967 годах, уже нельзя назвать реконструкцией – это была реставрация, призванная сохранить памятник. Правда, использовать театр в существующем виде можно было только в качестве репетиционной площадки. В 2005 году Каменноост­ровский театр был передан Президентом РФ В. В. Путиным в ведение АБДТ им. Г. А. Товстоногова, и многолетние разговоры о необходимости вернуть театральному миру Петербурга эту сценическую площадку обрели реальность.

В основу концепции реконструкции Каменноостровского театра, разработанной КГИОП, был положен тезис о сохранении уникального здания – единственного в Петербурге памятника деревянного зодчества эпохи классицизма. Не просто сохранение, а возвращение Каменноостровского театра к полноценной жизни стало делом чести и КГИОП, и петербургских реставраторов.

Сохранить форму, увеличить содержание

Компания «Краски Города» выступила генеральным подрядчиком I этапа реконструкции, включающей в себя около 80% от общего объема работ. Перед реставраторами стояла серьезная задача: не только сохранить и отреставрировать летнее здание, но и реконструировать его, превратив в круглогодичный театр. Для этого необходимо было провести серьезные работы по укреплению фундамента, построению новой сцены и – самое важное – по устройству подземных помещений театра.

Историческое здание было «пересажено» на сваи типа Titan длиной 18 м, выполнены масштабные бетонные работы по устройству подземного пространства на глубину 6 м, что позволило организовать два подземных этажа.

Один этаж предназначен для размещения технического театрального оборудования. На другом – устроены вестибюль, гардеробы, кафе, склад декораций. В историческом деревянном здании разместились только сцена и зрительный зал. Таким образом, театр как бы «приподняли», фактически в два раза увеличив внутренний объем. Ген­проектировщик – НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект» – нашел оптимальные решения по размещению внутренних сетей с минимальным внедрением в историческую ткань объекта. Нельзя не отметить и умело скрытую от глаз (и в этом тоже ее достоинство) металлоконст­рукцию общим весом более 140 тонн, которая «взвалила» на себя все нагрузки по сценическому оборудованию. Причем столь мощную и массивную металлоконст­рукцию удалось встроить практически без утраты подлинных исторических деревянных элементов здания театра.

На протяжении всего периода производства работ объект представлял собой своеобразное учебное пособие, на котором можно было учиться самым современным технологиям усиления фундаментов, устройства подземного пространства по методу top-down (причем в совершенно уникальной для мировой практики реставрационной модификации), реставрации деревянных конструкций. Все реставрационные работы на объекте проводились в строгом соответствии с методическими указаниями специалистов НИИ «Спецпроектреставрация».

Нестандартный подход

Компании «Краски Города» как генподрядчику приходилось брать на себя все риски – прежде всего экономические, производственные и деловые. На время работ стройплощадку следовало обеспечить системами видеонаблюдения, пожарной сигнализацией и средствами пожаротушения (учитывая, что здание полностью деревянное и никакие антипиреновые пропитки не способны обеспечить ему стопроцентную огнестойкость). Спецификой реализации проекта стало одновременное осуществление работ по технологии top-down, общестроительных и связанных с монтажом театральной машинерии. Потребовалось точное прог­нозирование и построение оптимальных сценариев выполнения работ, а это, в свою очередь, диктовало необходимость своевременного обеспечения субподрядных фирм необходимыми финансовыми ресурсами, документацией, комплектующими и т. п.

Руководству ООО «Краски Города» приходилось изыскивать нестандарт­ные алгоритмы для решения поставленных задач. Во многом благодаря этому удалось оптимизировать производственный график, добившись взаимной увязки сложнейших технологических процессов в соответствии с намеченными этапами общестроительных и реставрационных работ.

– По мере погружения в работу приходил профессиональный азарт, однако всем нам, ее участникам, предстояло выдержать огромное напряжение в течение целых трех лет, – отмечает С. Бегишев. – Ситуация требовала от каждого, и в первую очередь от менеджерского звена, вложить в столь ответственное дело все накопленные прежде знания, опыт, душу.

ООО «Краски Города»

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, лит. А
Тел.: (812) 292-0072, 292-0082

Другие материалы по теме

X