жк днепропетровская 37

Метростроение без потерь. Ход строительства станции метро «Адмиралтейская»

В апреле 2011 года в метрополитене Санкт-Петербурга произошло событие, беспрецедентное с инженерной точки зрения. На станции «Адмиралтейская», в двух шагах от Дворцовой площади, Исаакиевского собора и Адмиралтейства, завершилась проходка наклонного хода с помощью ТПМК.

Строительство завершилось в полном смысле слова без потерь. Осадка поверхности не превысила 22 мм, тогда как по расчетам она должна была составить 28 мм. Примыкающей вплотную к станции исторической застройке уже ничто не угрожает. При этом «Адмиралтейская», строительство которой было заложено еще в титуле 1986 года, наконец, обретает выход на поверхность. Теперь можно с уверенностью говорить, что в декабре 2011-го станция будет торжественно сдана в эксплуатацию.

Бережный подход

Владимир Александрович МАСЛАК, генеральный директор ООО НИПИИ «Ленметрогипротранс», проектировавшего станцию, так прокомментировал это достижение:

– Проект станции был разработан в 1986 году. Основные конструкции выполнены в 1997-м. Сейчас идет ее планомерная достройка. Это станция колонного типа, глубокого заложения – пассажиры будут спускаться на отметку – 84 м. Она спроектирована с двумя переподъемами. Высота подъема малого эскалатора 15 м, а большого, выходящего на угол Малой Морской улицы и Кирпичного переулка, 69 м.

Основной проблемой при строительстве была, конечно, проходка наклонного хода. В 1994 году, когда А. А. СОБЧАК подписал распоряжение о строительстве «Адмиралтейской», было рассмотрено 11 вариантов реализации проекта. В итоге мэр распорядился расселить три дома под снос и еще несколько домов – частично, чтобы можно было укрепить их несущие конструкции и сохранить здания при строительстве наклонного хода и станции. Но при строительстве самой станции, по инициативе специалистов ОАО «Метрострой», было проведена проходка с опережающим креплением сводовой части, благодаря чему все здания удалось сохранить.

По мере того как в стране формировался институт частной собственности, решать имущественно-правовые вопросы становилось все более и более проблематично. Не говоря уже о том, что большинство зданий в этом месте оказалось под охраной КГИОП. Пришлось искать новые щадящие технологии и для проходки эскалаторного тоннеля.



В результате при проходке была применена самая современная тоннелепроходческая техника – механизированный щит Herrenknecht диаметром 10,5 м с активным пригрузом забоя. Он создает внутри забойной зоны давление, соответствующее давлению массива. За счет использования этой технологии работа была выполнена успешно, а осадки поверхности оказались существенно меньше расчетных.

Инновация в стесненных условиях

Решение, принятое властями, проектировщиками, компанией «Метрострой» и разработчиком щита «Аврора» компанией Herrenknecht, было очень смелым. В мире на тот момент не существовало опыта проходки тоннелей под углом 30° с помощью тоннелепроходческих комплексов. При этом половину трассы предстояло пройти сквозь сильно обводненный грунт.

– Чтобы сделать здесь подробную геологию, пришлось бы бурить скважины через каждые 10 м, что невозможно в условиях плотной застройки, – поясняет Алексей Валентинович УХАНОВ, главный инженер ЗАО «СМУ-11 Метрострой», осуществившего проходку. – Herrenknecht вызвался решить проблему, сконструировав специальный щит. К тому же у нас появилась возможность наблюдать за движением ТПМК через датчики, установленные в скважинах, пробуренных вдоль оси проходки. Таких скважин у нас на объекте четыре, и аппаратура позволяет «ловить» осадки на самой первой стадии, обнаруживая малейшее разуплотнение грунта. Поэтому меры по нагнетанию грунта в такие зоны для компенсации разуплотнений принимались на «Адмиралтейской» практически мгновенно.

– Практиковавшаяся ранее технология проходки наклонного хода в замороженном грунте опасна тем, что при оттаивании грунта происходит неконтролируемая осадка, – дополняет коллегу Алексей Юрьевич СТАРКОВ, главный инженер ОАО «Метрострой». – В некоторых случаях она может достигать 400 мм и более, что приводит к полной потере несущей способности конструкциями окружающих зданий.

«Аврора» была разработана и приобретена нами специально для «Адмиралтейской». Но предварительно мы отработали технологию на строительстве наклонного хода станции «Обводный канал» – хотелось полной уверенности в том, что мы делаем.

Проанализировав опыт проходки на «Обводном», мы осуществили дополнительные мероприятия по закреплению призабойной зоны во время вывода щита из монтажной камеры, по заполнению зазора между обделкой тоннеля и грунтом. В частности, ввели систему дополнительного нагнетания, что позволило практически исключить возникновение пустот за обделкой. Мониторинг обеспечивала группа инженеров, специально созданная для работы на объекте. Все данные говорят о том, что нами отработана практически безосадочная технология.

Сложность работ по сооружению эскалаторного тоннеля усиливалась тем, что метростроители пожертвовали только одним домом – без этого невозможно было бы организовать строительную площадку. Ее территория в два раза меньше, чем требуется для нормального развертывания работ. Достаточно сказать, что, за неимением площадки для грузового транспорта, водителям приходилось отстаиваться на Исаакиевской площади, заезжая на площадку по сигналу. Загрузка и отгрузка материалов были рассчитаны и производились буквально по минутам. При этом строители постарались причинить как можно меньше неудобств окрестным жителям. В частности, чтобы обеспечить защиту от шума, соорудили над строй­площадкой специальный ангар.

Адмиральский облик

Дмитрий Анатольевич БОЙЦОВ, начальник архитектурно-строительного отдела института Ленметрогипротранс, подробно рассказывает о будущем облике «Адмиралтейской»:

– Станция должна соответствовать городской среде Адмиралтейского района, господствующей здесь ордерной исторической архитектуре. Вплоть до 2008 года работу над проектом выполняла группа архитекторов под руководством заслуженного архитектора России Александра Сергеевича КОНСТАНТИНОВА. Сейчас эта группа ведет авторский надзор и сопровождение строительства.

Архитектурно-художественное решение представляет собой сложную композицию из символов и мотивов, имеющих отношение к военно-морскому флоту. Цветовые решения, форма и оттенок колонн, капителей – все это вызывает ассоциации с формой высших морских офицеров. В отделке использовано несколько сортов мрамора, которые (особенно золотисто-кремовый газган) закрепляют эту ассоциацию. В декоре использованы мотивы розы ветров, корабельного такелажа. Широко применяются декоративные элементы, выполненные из латунного литья: база и капители колонн, элементы свода, имитирующие корабельные канаты, рама мозаичного панно и т. д. Это связано с тем, что наряду с медью латунь всегда широко применялась в кораблестроении.

Панно, расположенное в торце станции, посвящено основанию Адмиралтейства Петром I. Напротив, при входе на станцию, над малыми эскалаторами появится витраж на ту же тему. Переходный коридор к большим эскалаторам также будет украшен тематическими художественными панно.

Облик станции послужил основой для проектирования верхнего вестибюля. Эскизы, оставленные Константиновым, пришлось несколько пересмотреть, поскольку изменилось положение вестибюля внутри здания, построенного в 1945 году архитектором И. И. ФОМИНЫМ. Делая концепцию верхнего вестибюля, мы учли, что, хотя архитектурный облик, заложенный Фоминым, будет полностью восстановлен, но все же это помещение окажется встроенным в современное здание со множеством технологических новинок. Поэтому в интерьере вестибюля получилась несколько иная стилистика, хотя основные сюжеты и символы сохраняются, обеспечивая единство образа. Проектные материалы по верхнему вестибюлю уже представлены в КГА.

Остается добавить, что в петербургском метрополитене произошли этой весной и другие события, возможно, не столь революционные, но не менее приятные. Так, в конце марта ГУП «Петербургский метрополитен» после капитального ремонта открыл для пассажиров станцию «Площадь Александра Невского-1», закрытую в июне 2010-го. Здесь обновлена гидроизоляция наклонного хода. Теперь ее обеспечивают водоотводящие зонты современной конструкции, состоящие из отдельных элементов, подлежащих замене в случае протечки.

Активно идут работы на станции «Автово», начатые в октябре 2010 года. Там в полном объеме меняется гидроизоляция. Кроме того, выполняется поэтапный демонтаж потолка с заменой тяжелых элементов на более легкие, изготовленные из композитного материала с инновационной формулой, разработанной петербургскими реставраторами. Использование современного материала существенно ускоряет ведение работ, которые планируется завершить до декабря 2012 года.



Подготовила Наталья Андропова

Похожие сообщения

X