жк днепропетровская 37

Актуальное

Самое морское метро (ООО «Смальта. Мозаика»)

ООО «Смальта. Мозаика» работает над созданием мозаичного убранства новой станции метро «Адмиралтейская». Четыре художественных панно, выполненные специалистами компании, будут установлены в наземном и подземном вестибюлях.

«Адмиралтейская», которую начали проектировать почти 20 лет назад, обретает завершенный облик. Само местоположение станции обязывает ее создателей прилагать все усилия, чтобы она соответствовала лучшим традициям отечественного метростроения. Не секрет, что иностранцы называют наше старое метро подземными дворцами. Над разработкой облика «Адмиралтейской» трудятся ученики тех, кто украшал первые станции ленинградского метро в 50–60-х годах прошлого века.

Об этапах создания декора станции рассказывает народный художник России, академик РАХ, профессор Александр БЫСТРОВ, автор художественной концепции живописного убранства «Адмиралтейской».

Быстров.jpg– Александр Кирович, на чем изначально основывалась архитектурно-художественная концепция облика станции?

– Будущий облик «Адмиралтейской» еще в 1992 году начал разрабатывать архитектор Александр Сергеевич КОНСТАНТИНОВ, увы, уже ушедший из жизни. Его проект был очень изящным. Тогда же решено было использовать цвета, присущие морскому флоту. Архитектор также настаивал, чтобы своим видом станция отражала извечный спор в искусстве: архитекторы современности лучше или хуже предшественников? Весь Санкт-Петербург постоянно напоминает нам об этом споре…

В основе архитектурного решения «Адмиралтейской» – идеи, присущие классическому искусству: ордерная система, колонны. В самих пропорциях разумнее было не вступать в споры с прошлым, испытывая в таком знаковом месте изобретения современности, а использовать достижения классиков. Тогда же твердо было решено, что в проекте будут «участвовать» и живопись, и скульптура. Что называется, синтез искусств.

Конечно, без спора эпох все равно не обойтись. Хотя бы потому, что наверху, стоит выйти из вестибюля станции, увидишь творения мастеров прошлого, с которыми нам невольно приходится соревноваться: МОНФЕРРАНА, РОССИ, РАСТРЕЛЛИ, ЗАХАРОВА. И такое соревнование – исключительно сложная и интересная задача. Диалог с классиками требует особой ответственности. Мы не ставим целью превзойти их, но хотим соответствовать уровню, держаться в традициях, но не создавать претенциозную фальшивку.

– Сотрудничество метростроителей с художниками и скульпторами сложилось уже давно. В чем, на ваш взгляд, специфика такого творчества?

– Многие мои учителя – А. А. МЫЛЬНИКОВ, А. Л. КОРОЛЕВ, А. К. СОКОЛОВ – одними из первых принимали участие в украшении станций метрополитена мозаиками. Опыт оказался очень удачным. Примеров тому немало – «Финляндский вокзал», «Автово», «Владимирская», «Гостиный двор». Замечательные произведения художников, представителей ленинградской школы монументального искусства, несут на себе печать эпохи – и это особенно ценно.

При этом каждая станция индивидуальна и по архитектуре, и по объемам, и по образу и цвету. В отличие от типовых построек, которых много сейчас, в том числе и в метро некоторых городов, у нас станции разнообразные. Односводчатые, так называемого открытого и закрытого типов, колонные и пилонные, богато декорированные в послевоенные времена и достаточно аскетичные в эпоху Хрущева, когда был принят стиль минимализма. Но самое главное – станции нашего метро всегда были и остаются оригинальными. Основной принцип: добиться образности каждой из них – сохраняется до сих пор. При этом станция по своему художественному решению должна соответствовать названию. Таковы сложившиеся традиции сотрудничества художников и метростроителей.

– А какое настроение, по замыслу архитекторов, должна создавать «Адмиралтейская» и какими художественными средствами реализуются эти идеи?

– Замысел опирается на традиции нашего города, опыт петербургской школы архитектуры, градостроительства, живописи и скульптуры. Это чистота стиля, очень выверенная архитектура. Первый вариант проекта был репликой-ответом на Ростральные колонны. Внутри станции, в нижнем вестибюле должны были появиться ростры, фриз, ряд других архитектурных и скульптурных решений. Но с момента создания этого проекта прошло много лет. За это время изменились, усовершенствовались технологии, появились новые материалы. Это сыграло свою роль. К тому же только сейчас станция приобретает реальные объемы.

Прежде всего мы решили обратиться к краскам, которые традиционно ассоциируются с флотом и морем. Черный, золотой и, конечно, белый и синий – цвета воды, неба и одновременно Андреевского флага, матросских гюйсов. Основная палитра холодная, свойственная нашему северному городу, нашему небу и Неве.

Поскольку станция в работе с 1992 года, к нынешнему моменту возникли новые идеи, например, поставить во главу живописной композиции царя Петра. В 90-х такого предпочтения не было, тогда предлагались композиции геральдического характера.

 Наше панно отсылает зрителя в эпоху Петербурга XVIII века, во времена преимущественно голландской архитектуры – высокие крыши, шпили, малоэтажные здания. И на этом фоне деревянные корабли, мачты, знать в камзолах. (Кстати, влюбленные в XVIII век художники «Мира искусства» – Бакст, Бенуа, Добужинский, Коровин, Лансере, Серов, Сомов – сумели уловить дух того времени, главное в котором – движение. И на картинах «мирискусников» развеваются флаги, сгущаются облака, клубятся залпы корабельный орудий…)

Громадная фигура Петра возвышается над всеми. Фрегаты, стреляющие пушки, катания на лодках, голландские шпили – в петровскую эпоху это вызывало у русского человека недоумение. Но все это стало частью жизни Северной столицы. Об этом мы и хотим напомнить обликом «Адмиралтейской».

– Насколько на архитектурно-художественное решение повлияло место для наземного вестибюля станции – исторический центр города?

– Пришлось корректировать проект. Эту работу сейчас завершают два архитектора – Дмитрий Анатольевич БОЙЦОВ и Николай Викторович РОМАШКИН-ТИМАНОВ, который уже проектировал ряд станций метро – «Звенигородскую», «Парнас», «Старую деревню». От архитектурного решения вестибюля зависит то, каким будет остальное убранство станции. Если бы наземный вестибюль позволил достаточно полно раскрыть тему флота, то подземная часть станции могла быть решена более сдержанно. Но наверху будет торговый комплекс, который, конечно, уменьшил объемы интерьеров верхнего вестибюля. Поэтому последний уже не так масштабен и выглядит менее пафосным и торжественным в отличие от первоначального замысла. Тем не менее у нас есть возможность и в верхнем вестибюле показать Адмиралтейство времен царя Петра.

– Какие еще элементы декора вошли в убранство станции?

– Интерьер станции напоминает о морском могуществе России. Там расположены три тематических панно. В торце станции – живописная мозаика «Петр основывает Адмиралтейство в 1704 году». В другом конце станции, над выходом в город, разместился витраж с часами. Кроме того, по боковым стенам будут укреплены бронзовые рельефы-медальоны выдающихся российских флотоводцев, которые выполнил скульптор Валентин Дмитриевич СВЕШНИКОВ (автор петербургского памятника М. В. Ломоносову). Далее, в переходе после небольшого эскалатора, будут установлены еще две мозаики – с аллегорическим изображением Невы и Нептуна.

В верхнем вестибюле станции мы решили установить панорамное пейзажное панно, чтобы показать зрителю вид на Адмиралтейство времен Петра I.

Беседовала Любовь Ежелева



Комментарий

Скульптор Валентин Дмитриевич СВЕШНИКОВ,

заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ, профессор:

– В совместной работе с Александром Сергеевичем Константиновым, автором архитектурного проекта этой станции, у нас сложился очень сильный коллектив. Когда появились первые эскизы, я выполнил два варианта скульптурного портрета адмирала УШАКОВА.

Они предполагались в более активном формате, чем сейчас, поскольку это был глубокий рельеф, почти круглые портреты. Впоследствии,

уже после смерти Константинова, решено было делать барельефы более плоскими. Но их чашеобразная форма сохранилась.

Вместе с сыном мы старались выполнить их как можно качественнее, и надеюсь, это получилось.

Первоначально предполагалось установить портреты восьми адмиралов.  Но поскольку станцию сократили в длину, их будет шесть.

При этом добавили портрет ГРИГОРОВИЧА – последнего в Российской империи и первого при советской власти министра флота.

Он фактически предотвратил разрушение ВМФ, при нем некоторые корабли были восстановлены и модернизированы. Также в портретную галерею флотоводцев включены генерал-адмирал АПРАКСИН, соратник Петра I, адмиралы НАХИМОВ, МАКАРОВ и БЕЛЛИНСГАУЗЕН.

Для барельефов с внешним диаметром 120 см каждый решено было использовать метод гальванопластики, что не умаляет художественных достоинств работы, а использование металла еще и повышает ее качество. Получится почти итальянское литье – 2-3 мм толщиной.

Это существенно уменьшает вес портретов и позволяет надежно закрепить их на несущих конструкциях.

ООО «Смальта. Мозаика»

199155, Санкт-Петербург,

Уральская ул., д. 17, лит. Е

Тел./факс (812) 350-6695

E-mail: [email protected]

Другие материалы по теме

    X