жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Пассажирские хабы. Направление – Юг. В Сочи реализуется новая концепция вокзальных комплексов

Строительство современной транспортной инфраструктуры в Сочи – одно из главных условий успешного проведения Олимпийских Игр – 2014. В ходе южной стройки профессионалы отрабатывают решения, которые впоследствии послужат модернизации всего транспортного комплекса РФ.



ОАО «РЖД» принадлежит только пять из 200 олимпийских объектов. Однако большинство из них являются ключевыми для обеспечения олимпийского транзита. В их числе железнодорожная линия Туапсе – Адлер, на которой проводится усиление с реконструкцией пассажирских терминалов; новая совмещенная дорога Адлер – Альпика-Сервис – основная магистраль Олимпиады-2014, а также линия аэроэкспресса Адлер – аэропорт Сочи. Генеральным подрядчиком строительства выступает УК «Трансюжстрой».

Наиболее насыщенной современными решениями является трасса Адлер – Альпика-Сервис (см. СГХ №№ 120, 124). В ее составе строятся пять вокзалов, три из которых по своей инновационной составляющей представляют интерес для всей России. Им предстоит стать первыми в истории ОАО «РЖД» интермодальными пассажирскими хабами.

Новый центр Адлера

Наиболее показательным с этой точки зрения является проект вокзала железнодорожной станции Адлер. Пассажирский терминал вместимостью 1200 человек совмещает инфраструктуру для железнодорожного и автомобильного транспорта. В перспективе – со строительством портопункта – будет обеспечен доступ пассажиров к морскому транспорту. Специальная железнодорожная линия протяженностью 2,7 км и пропускной способностью 6000 человек в час обеспечит скоростную доставку пассажиров до аэровокзального комплекса Сочи.



Несмотря на то, что работы по созданию вокзала ведутся на месте действующей железнодорожной станции Адлер, это, по существу, новое строительство. По своим масштабам и задачам старый и новый вокзалы совершенно несопоставимы. Общая площадь нового здания составляет 26 770 кв. м, пропускная способность в дни Олимпиады должна, согласно расчетам ДКРС-Сочи, достичь 15 000 пассажиров в час.

В градостроительном смысле появление нового вокзала кардинально меняет планировку прибрежной зоны Адлера. Строительство и реконструкция охватывают территорию площадью 180 000 кв. м. Главной привокзальной площади, ранее расположенной со стороны города, предстоит существенно увеличиться в размерах и переместиться в сторону моря. Сюда будут заезжать автобусы и легковой автотранспорт. Зданию обеспечат кольцевой объезд по опорной плите, соединяющей автомобильные эстакады. Таким путем объединится автодорожная и пешеходная инфраструктура Адлера, ранее разделенная железнодорожными путями.

Широкая прогулочная эспланада соединит вокзальный комплекс с выходом к портопункту, закладывая новый масштаб набережной с пешеходными зонами и пространством для отдыха.

Комплексный подрядчик строительства – НПО «Мостовик» (Омск) – до настоящего времени не занимался железнодорожными комплексами такого типа, поскольку в России их просто не существовало.

Особенность вокзального строительства в том, что здесь конструктивные и планировочные решения призваны обеспечить технологию работы с пассажирами. Комплексный подрядчик сумел выстроить «мост» для заимствования специальных знаний и опыта у западных коллег. В частности, к работе над проектом были привлечены архитекторы и инженеры компаний GMP и BIG (Германия). На их счету несколько транспортно-пересадочных узлов, включая вокзал в Берлине.

Рекомендации немецких специалистов, консультации по внутренней организации пространства, по словам сотрудников «Мостовика», были неоценимы, когда разрабатывались планировочные решения комплекса.

Ввод терминала на станции Адлер запланирован на третий квартал 2012 года.



Поближе к Играм


Вторым интереснейшим объектом является вокзал «Олимпийский парк», расположенный непосредственно в Имеретинской низменности. Общая площадь терминала составляет 17 000 кв. м. Объект планируется завершить в первом квартале 2013 года. Вокзалу предстоит связать Имеретинскую низменность с Адлером, Абхазией, Красной Поляной и аэропортом. Кроме железной дороги в проект заложена и мощная автотранспортная составляющая.

Пропускная способность терминала в период Игр составит 25 550 пассажиров в час в одном направлении. Он рассчитан на одновременное прибытие 1300 пассажиров с пригородных поездов. По завершении Игр он сможет принимать 1240 человек с поездов дальнего следования и еще 900 – с местных электричек.

Проектную проблематику комплекса комментирует Никита ЯВЕЙН, автор проекта, руководитель Архитектурной мастерской «Студия 44» (Санкт-Петербург):

– Вокзал «Олимпийский парк» возводится в сложных инженерно-геологических условиях. Во-первых, солидная глубина торфов требует строительства на сваях длиной 25–30 м. Во-вторых, здесь случаются 9-балльные землетрясения. Но, пожалуй, еще серьезней землетрясений местные ветровые нагрузки. Конструкции навесов над перронами, так же как и конст­рукции кровли вокзала, рассчитаны на порывы ветра скоростью 50 м/сек.



Кровля сооружения имеет гигантскую площадь. Но она стала тем самым «водопадом», который материализует образ парка-реки, чего мы и добивались. Прямо на стройплощадке уникальные станки будут резать кровельные листы длиной до 100 м и изгибать их в двух плоскостях.

Помимо природных факторов, есть и технологические сложности. В их числе двойной режим работы сооружения. В период проведения Олимпиады это будет по сути дела пригородный вокзал. После Олимпиады часть платформ разберут, и здание будет функционировать как вокзал дальнего следования.

К технологическим сложностям отнесу и то обстоятельство, что когда нас подключили к проекту, железнодорожные пути и платформы, с одной стороны, и планировка Олимпийского парка, с другой, уже были выполнены. Менять их было поздно. Мы вписались в эту непростую систему планировочных координат, создав вокзал, в котором нет ни одного прямого угла (подробнее см. СГХ  № 118).



Хаб в миниатюре


Что касается вокзала в Красной Поляне, то его проектирование еще продолжается. Ведется колоссальный объем работ по укреплению склона горы над будущим вокзалом. Это будет трехэтажное здание в альпийском стиле с кровлей сложной конфигурации, решенной в трех плоскостях. Площадь его составляет 8325 кв. м. Пропускная способность – 8200 человек в час во время Олимпийских игр и 5196 пассажиров в час в постолимпийский период.

Вместимость здания всего 866 пассажиров, но удобная и быстрая пересадка с железной дороги на автомобильный транспорт для поездки выше в горы им будет обеспечена. Практически рядом с вокзалом расположены подъемники для горнолыжников. Интермодальный хаб в миниатюре будет отличаться функциональностью, комфортом, безопасностью и идеально впишется в пейзаж. Модель современного вокзала для небольших городов предстоит в совершенстве отработать в Красной Поляне с возможностью тиражирования затем по всей стране.

– Мы рискнули предложить принципиально новую концепцию создания современных транспортно-пересадочных узлов, совместно с руководством ОАО «РЖД» защитили ее в ГК «Олимпстрой», отработали технологию проектирования и строительства такого объекта, – поясняет Игорь Александрович СТРЕЛЬНИКОВ, руководитель Сочинского филиала НПО «Мостовик». – Раньше идеология пассажирской инфраструктуры была исключительно ведомственной. То есть автовокзалы, речные, морские, железнодорожные вокзалы строились автономно друг от друга. И первый проект станции Адлер был выполнен по старым нормам.

Сейчас ОАО «РЖД» готово распространить концепцию транспортно-пересадочных узлов по всему Черноморскому побережью. Она послужила толчком для целого ряда идей по освоению надпутевого пространства, вовлечению железной дороги в короткие перевозки с помощью городских электричек-шаттлов, усилению коммерческой составляющей проектов. Сейчас в стране рождаются новые вокзалы, скоростные линии, проекты городских железнодорожных экспрессов. Я надеюсь, что «Мостовик» войдет в наиболее интересные из этих проектов, наши идеи и опыт будут востребованы.

– Для нас главное, что благодаря олимпийской стройке происходит развитие города. Сочи станет курортом мирового уровня, – говорит Андрей Михайлович ДУДНИК, заместитель начальника ДКРС-Сочи ОАО «РЖД», официального заказчика строительства. – Усиление транспортной инфраструктуры и развитие станций было необходимо региону независимо от того, состоялись бы Игры здесь или где-либо еще. Конечно, дорога справлялась с нагрузкой, но ее технические возможности были на пределе. Кроме того, теперь вся инфраструктура олимпийской столицы станет доступна людям с ограниченными физическими возможностями. Мы рассчитываем, что Сочи за ближайшие два года станет образцовым городом с безбарьерной средой.



Подготовила Наталья Андропова

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X