жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Ресурсосбережение: упущенная выгода. О проблемах реализации № 261-ФЗ «Об энергосбережении» рассказывает генеральный директор компании ОАО «Энергоучет» Владимир Корнев

Кампания по оснащению приборами учета жилых домов, развернутая в регионах в рамках реализации № 261-ФЗ «Об энергосбережении», явно пробуксовывает, считают участники энергетического рынка Северо-Запада.

Собственники жилья не видят экономической выгоды от дополнительных вложений в организацию общедомового учета.

Два года назад в рамках № 261-ФЗ «Об энергосбережении» стартовала масштабная кампания по добровольному оснащению жилых домов приборами учета используемых энергоресурсов.

О проблемах реализации федерального законодательства рассказал корреспонденту СГХ генеральный директор компании ОАО «Энергоучет», входящей в СРО «Экспертные организации электроэнергетики», Владимир Геннадиевич КОРНЕВ.

– Владимир Геннадиевич, в чем вы видите препятствия к исполнению ФЗ № 261 в части, касающейся установки приборов учета? Сегодня собственники жилья не проявляют заметной активности…

Корнев.jpg– Закон говорит о том, что к 1 января 2012 года собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны установить у себя приборы учета энергоресурсов и ввести их в эксплуатацию. Более того, многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета энергоресурсов. И если в случае с поквартирным учетом расхода электроэнергии практика экономии энергоресурсов за счет установки узлов учета широко распространена, то аналогичные мероприятия по экономии общедомовой электроэнергии скорее исключение, чем правило. Увы, в Санкт-Петербурге только порядка 30% домов оборудованы общедомовыми электросчетчиками. Причиной того, что закон в должной мере не исполняется, является отсутствие понимания и заинтересованности среди населения.

Собственник не верит в финансовые выгоды от установки счетчиков. Товарищества собственников жилья не могут объяснить жильцам, почему нужны дополнительные вложения и как быстро они окупятся. То есть собственник попросту не заинтересован вкладывать средства в организацию учета потребляемых энергоресурсов, он не видит экономической эффективности от этих мероприятий.

– Установка одного счетчика действительно может принести ощутимую экономию всему дому?

– Организация общедомового учета дает неоспоримые преимущества по экономии энергоресурсов и, как следствие, экономию денежных средств жильцов. Имея данные об общедомовом расходе, а также расходе на общественные и технические нужды и расходе арендаторов, можно выявить факты необоснованных коммерческих потерь энергоресурсов, таких как, например, хищение, самовольные подключения и др. Ситуация сразу становится прозрачной.

Что касается интересов собственников помещений многоквартирных домов, то преимущества от организации учета энергии на так называемые общественные и технические нужды очевидны. Речь идет об экономии электроэнергии, расходуемой при освещении подъездов, наружном освещении дома и придомовых территорий, используемой для питания усилителей телеантенн общего пользования, автоматических запирающих устройств и др.

Согласно п. 25 Приложения к Правилам, утвержденным Постановлением № 306 от 2006 года, нормативный расход общественной электроэнергии определяется по 7 кВт/час на человека, и в стоимость оплаты за пользование лифтом входит еще дополнительно 7 кВт/час на человека. Простой расчет показывает, что данные нормативы рассчитаны на чрезмерное потребление энергоресурсов и в подавляющем большинстве случаев весьма далеки от фактически потребленной электроэнергии на общественные нужды. К примеру, согласно статистике, в домах, где установлены домовые счетчики электроэнергии, в среднем на одного человека в месяц приходится примерно 2 кВт/час электроэнергии.

Поэтому вывод очевиден: по квитанции мы ежемесячно платим за электроэнергию на общедомовые нужды гораздо большие суммы. Для наглядности представим: мы живем в типовом 9-этажном доме на 200 квартир. Произведем нехитрые подсчеты: 200 квартир по 3 человека, составляющих среднестатистическую семью, умножаем на 7 кВт/час – это норма, установленная правительством. Далее делим на 30 (количество дней в месяце) и на 24 часа в сутках. Получаем 5,8 кВт – это общедомовой расход электроэнергии за каждый час. Если взять за средний показатель мощности лампочки 0,6 Вт, то, поделив 5,8 кВт на 0,6, получим, что в нашем гипотетическом доме по официально установленной норме все 24 часа в сутки должно гореть 97 лампочек! Думаю, что сегодня даже в таком крупном мегаполисе, как Санкт-Петербург, вряд ли можно найти столь интенсивно освещаемый дом.

– Чего же тогда ждут собственники, ведь речь идет об упущенных выгодах для них самих?

– Очевидно, ждут, когда их заставят экономить. Согласно части 12 ст.13 ФЗ № 261 «Об энергосбережении», энергоснабжающие организации, к сетям которых непосредственно подсоединены указанные объекты энергопотребления, обязываются в срок до 1 января 2013 года оснастить их приборами учета. Иными словами, по истечении срока добровольной установки счетчиков энергоснабжающие организации возьмут на себя функции по принудительной организации учета. При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объекта электросчетчиками, должно обеспечить допуск энергоснабжающих организаций к местам установки приборов и оплатить расходы на установку этих приборов.

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственник будет оплачивать еще и расходы, связанные с необходимостью принудительного взыскания. При этом порядок расчетов таков, что сумма затрат на установку приборов учета оплачивается в течение пяти лет с даты их установки, равными долями с начислением процентов за предоставление рассрочки.

– Готовы ли в свою очередь монополисты отразить тот вал работы, который обрушится

на них с начала 2013 года?


– Понятно, что эта мера не выгодна самим энергопоставщикам, так как свободных маневренных средств на оплату приборов учета и их установку у энергоснабжающих организаций нет. Но закон обязывает. Чтобы взимать с собственника потраченные средства, их необходимо для начала изыскать, а финансовое положение компаний-монополистов всем хорошо известно. Иначе говоря, отказываясь сегодня от установки счетчиков, собственник переводит финансовые риски на энергоснабжающие организации, усугубляя их и без того критичное положение.

– Как вы считаете, реально ли оснастить все петербургские дома счетчиками к началу 2012 года, как того требует закон?

– Думаю, что нынешними темпами эта задача невыполнима, поскольку процесс так и не активизировался. Даже если количество не оснащенных счетчиками домов в Санкт-Петербурге определить в 10 000, то компаниям, осуществляющим установку приборов учета, предстоит колоссальный объем работ. К слову, электромонтажная бригада работает на одном объекте по два рабочих дня. Если учесть трудодни, необходимые в масштабе всего города, очевидно, что цифры получаются нереальные в рамках сроков, установленных законом. Электротехнические фирмы сегодня готовы принять заказы, но нет источника финансирования.

– Сколько компаний действуют сегодня на рынке Петербурга?

– Среди крупных игроков насчитывается порядка десяти компаний. Но после отмены лицензирования даже небольшая электромонтажная компания может заниматься такими видами работ. Прежних ограничений нет.

Если бы собственники решились вложить деньги в учет, компании подхватили бы заказы, они готовы работать. И дело не в цене, в действительности она не так уж и высока. Например, установка одного однофазного счетчика в нашей компании стоит около 2000 рублей, организация полного общедомового учета – порядка 50 000. Это невысокая стоимость, если говорить о среднерыночных ценах. А срок окупаемости инвестиций менее года.

– Сами энергетики поговаривают о несбыточности глобальной идеи организовать энергоучет во всех без исключения домах. Аргументируется это тем, что суммарной мощности всех российских заводов не хватит, чтобы оснастить такие мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург.

– Судите сами: серийный выпуск 10 000 единиц приборов учета – это менее чем месячная производственная программа работы любого крупного завода – производителя счетчиков. Поэтому о недостатке производственных мощностей я бы говорить не стал.

Хотя крупных производственных площадок по выпуску электросчетчиков на территории Санкт-Петербурга сегодня практически нет, город успешно осуществляет поставки продукции, отвечающей всем требованиям действующего законодательства, из других регионов – Подмосковья, Ставрополя и Нижнего Новгорода. Продукции российских предприятий сегодня вполне достаточно для насыщения петербургского рынка.

Даже в масштабах таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, сегодня нет необходимости существенного расширения производства приборов учета.

– Чем могут помочь городские власти?

– В Санкт-Петербурге уже действует целевая программа по оснащению домов приборами учета электроэнергии, входящими в глобальную систему АСКУЭ для сбора информации у энергоснабжающих организаций.

На эти цели в 2011 году предусмотрено выделение более 200 млн рублей. По совместной с Ленэнерго городской программе мы установили 44 000 индивидуальных счетчиков, организовано более 100 общедомовых узлов учета. Но этого недостаточно, чтобы наладить учет во всем жилом фонде Петербурга.

Надо понимать, что кампания по установке приборов учета энергоресурсов не только вопрос городского участия – активность должны проявить сами собственники.

Подготовила Нонна Цай

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X