жк днепропетровская 37

Актуальное

К ИТС через транспортное планирование

Одним из базовых элементов интеллектуальной транспортной системы Санкт-Петербурга должна стать транспортная модель города, уверены в компании «А+С Консалт».

Умные дороги для мегаполисов

Идея формирования интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Санкт-Петербурге закономерна. Северная столица – один из немногих городов в России, где созданы необходимые финансовые, организационные и кадровые предпосылки для внедрения технологий ИТС.

Растут возможности бюджетного инвестирования в транспортную инфраструктуру. Для отдельных проектов (Западный скоростной диаметр, автомагистраль Москва – Санкт-Петербург) предполагается также реализация в форме государственно-частного партнерства. Перспективы строительства предусматривают выход на дорожно-строительный рынок зарубежных компаний с современными технологиями.

Немаловажно и то, что реструктуризация органов исполнительной власти позволила объединить транспортное хозяйство под кураторством одного из вице-губернаторов.

Появился специализированный комитет по развитию транспортной инфраструктуры города. Его задачами являются разработка стратегии развития дорожно-мостового комплекса и транспортных объектов, реализация программ по развитию улично-дорожной сети, улучшение эксплуатационного состояния дорог и объектов транспортной инфраструктуры. Создан Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга, который возглавил один из ведущих специалистов в этой области, бывший директор НИПИ ТРТИ А. И. СОЛОДКИЙ. Таким образом, сформированы структуры, которым предстоит заниматься всеми вопросами транспортной системы, в том числе реализацией ИТС.

Положительным фактором также является наличие здесь одной из лучших в России школ специалистов, которые способны воспринимать и внедрять перспективные технологии в транспортном проектировании и строительстве.

В Санкт-Петербурге накоплен значительный опыт решения задач транспортного планирования с использованием современных технологий транспортного моделирования. И заказчики, и исполнители понимают важность этих технологий для получения качественного результата. Данный метод позволяет обеспечить системный подход к анализу, разработке и созданию транспортной инфраструктуры любого масштаба.

Швецов.jpg– Как показывает мировой опыт, «интеллектуализация» дорожных сетей закладывается на этапе стратегического планирования, на уровне транспортных моделей, – отметил Владимир ШВЕЦОВ, руководитель компании «А+С Консалт». – Предлагаемые нами проекты уже представляют собой основу для создания и развития интеллектуальных транспортных систем. Они предусматривают не только и не столько использование высокотехнологичного аппаратного или программного обеспечения – они направлены на построение и улучшение процесса принятия решений, на развитие оптимальной с точки зрения ряда параметров транспорт­ной системы.

Система городского транспортного планирования

Предполагается, что ИТС, как перспективное нововведение, будет экономически эффективным. На деле многомиллиардные суммы, потраченные на автоматические устройства мониторинга и управления дорожным движением, могут так и не окупиться, если не станут действующей и востребованной частью единой транспортной системы.

Во-первых, надо понимать, что технологии ИТС наиболее эффективно работают на не перегруженных сетях. Это означает, что одной из важных предпосылок получения эффекта от ИТС является правильное планирование транспортных потоков и разумно спроектированные перекрестки.

Во-вторых, как было отмечено выше, ИТС должна быть составной частью общей системы планирования и управления транспортными потоками города.

– Необходима система, которая осуществляла бы непрерывный мониторинг ряда параметров, связанных с транспортным поведением горожан, и позволяла бы прогнозировать ситуацию с учетом нового строительства, освоением территорий, открытия предприятий и т.п., – считает Владимир Швецов. – Все данные мониторинга сводятся в единую базу данных, к которой подключают специализированные алгоритмы транспортного прогнозирования для оценки последствий тех или иных решений.

В результате работы подсистем мониторинга и моделирования формируется перспективный план транспортного развития. Накладывая на него бюджетные ограничения, получают конкретную инвестиционную программу с определенными суммами и сроками.

Один из важных эффектов построения системы транспортного планирования с использованием современных транспортных моделей – это прозрачная и понятная всем участникам процесса (инвесторам, администрации города, горожанам, проектировщикам, строителям) ситуация с текущим и перспективным развитием всей транспортной инфраструктуры города.

Компания «А+С Консалт» несколько лет назад с помощью специализированного программного продукта PTV Vision VISUM начала разработку современной городской транспортной модели, которая учитывает целый ряд важнейших параметров.

Так как заказчиком работы являлся Комитет по транспорту правительства Санкт-Петербурга, акцент в модели сделан на общественный транспорт. Блоки индивидуального, грузового и внешнего транспорта разрабатываются «А+С Консалт» самостоятельно.

На сегодня сданы два этапа модели, но впереди самый сложный и ответственный шаг – калибровка модели, настройка ее точности. Эти работы планируется выполнить в 2011 году.

Сама модель создавалась в несколько стадий. Были изучены пропускные способности магистралей, наличие парковок, режимы светофорного регулирования на многих узлах и перекрестках. При расчетах учитывались также все маршруты общественного и коммерческого транспорта, все остановки (более 6,5 тыс.) Проводился соцопрос с целью выявления транспортного поведения жителей.

Важно, что используемые нами подходы к оценке поведения схожи с теми, которые применялись при разработке последнего Генерального плана Санкт-Петербурга. Это делает результаты сравнимыми и позволяет оценивать динамику транспортных предпочтений горожан.

В 2011 году планируется выполнить масштабную работу по соцопросам, провести замеры потоков транспортной сети и на основе полученных данных завершить цикл разработки модели как инструмента.

ИТС для Петербурга

– Мы предлагаем ряд компонентов на базе транспортных моделей для реализации ИТС в городах и регионах. Можно сказать, что идеологически ИТС состоит из трех основных блоков, – говорит Владимир Швецов. – Первый из них – комплекс устройств для автоматиче­ского мониторинга дорожной ситуации: видеокамеры, детекторы, GPS-трекеры, которыми оснащаются общественный транспорт, оперативные службы, такси. Это дает ясное представление о том, что происходит на дорожной сети, чем мы собираемся управлять.

С точки зрения конечного потребителя функцию мониторинга довольно успешно реализует сервис Яндекс.Проб­ки без всякой ИТС. Любые технологии мониторинга, которые дают возможность пользователю ориентироваться в транспортном потоке и самому выбирать удобные для него варианты, являются основой ИТС. В будущем мы видим совместное развитие ИТС-системы и интернет-сервисов.

Но по-настоящему интеллектуальной делает систему ее умение реагировать на складывающуюся на дорогах ситуацию. Это возможно благодаря технологиям, которые позволяют делать прогнозы на ближайшие четверть часа – час. Конечно, система не «думает» и не работает в полностью автоматическом режиме, у нее обязательно есть специально обученные операторы.

Например, в рамках краткосрочного прогноза можно будет узнать, где и насколько затянутся автомобильные пробки, сколько мест освободится на ближайшей парковке и т. п.

Таким образом, интеллектуальным ядром ИТС является транспортная модель города, специально адаптированная для работы в оперативном режиме. Это второй блок.

Третий компонент – это передача управляющих воздействий в сеть через изменение режимов светофоров, электронные табло или напрямую пользователям в мобильные устройства (телефоны, навигаторы и проч.). Один из предлагаемых блоков, а именно блок мониторинга (PTV TrafficCountManagement совместно с блоком имитационного моделирования PTV Vision VISSIM) планируется внедрить на КАД в рамках проекта АСУДД. Возможно, именно кольцевая дорога станет стартовой площадкой для развития ИТС в городе.

Как было отмечено выше, все эти решения работают только в тех случаях, когда транспортные сети не перегружены. Снизить нагрузку можно, либо строя новые дороги, но в городах с историей, таких как Санкт-Петербург, это часто невозможно, либо заставляя пользователей постепенно отказываться от автомобиля.

Способы могу быть разными: и повышение привлекательности общественного транспорта, и ввод платных участков сети, и регулирование парковочной политики. Также это можно осуществить путем плавного перехода к кластерной структуре города, то есть развития других деловых центров города, кроме исторического. Наверное, таким новым центром должна стать башня Газпрома в Лахте.

Одно можно сказать совершенно точно: без современных подходов к управлению транспортными потоками с помощью ИТС Санкт-Петербургу, как настоящему европейскому мегаполису, не обойтись. В компании «А+С Консалт» уверены, что необходимые процессы для создания такой системы в Санкт-Петербурге уже запущены.

«А+С Консалт»

199178, Санкт-Петербург, 18-я линия В. О., д. 47
Тел.: +7 (812) 702-1335 (36, 37), факс (812) 702-1338
www.apluss.ru
www.ptv-vision.ru
www.korfin.ru
www.card-1.ru

Другие материалы по теме

    X