жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Диалог на практике. Власть и бизнес перешли на новый уровень отношений

С развитием саморегулирования в строительстве взаимоотношения власти и профессионального сообщества перешли на новый уровень. Тем не менее проблемы не исчезли. Одна из них – разделение компетенций.

Строительная отрасль довольно болезненно отреагировала на экономический кризис. Но он принес и пользу. Как заметил директор департамента регулирования градостроительной деятельности Министерства регионального развития РФ Илья ПОНОМАРЕВ, от массовости строители обратились к эффективности:

– Мы начали искать пути эффективных решений как в рамках строительных организаций, так и в рамках взаимоотношений между государством и строительным комплексом.

О нормах и барьерах

Раньше строительный сектор был одним из наиболее привлекательных для инвесторов. Поэтому участники рынка могли не обращать большого внимания на административные барьеры. Сегодня ситуация изменилась, и вопросы эффективного взаимодействия бизнеса и власти стали актуальными.

По мнению представителя министер­ства, формирование саморегулируемых организаций и национальных объединений вывело диалог между ними и властью на новый уровень. Причем диалог этот строится в режиме постоянного взаимодействия. Государство передало часть своих полномочий СРО и ожидает эффективной работы этой структуры.

Другой важный момент – разработка нормативных документов в области технического регулирования. Этот вопрос невозможно решать без тесного взаимодействия профессионалов и государства. В прошлом году было разработано 25 документов, но идеальными их назвать нельзя. Слишком быстро все было сделано.

Принято решение о создании Росстройнауки. Эта структура, помимо прочего, должна стать центром создания нормативной базы. Помимо актуализации российских нормативов, ведется работа по обеспечению возможности для применения на территории РФ норм ЕС.

Агент влияния

Что касается так называемых административных барьеров, то, по мнению И. Пономарева, их наличие в строительст­ве связано с необходимостью обеспечить безопасность:

– Проводя проверки в регионах, мы пришли к выводу, что не все так однозначно в отношении административных барьеров, и не все их можно убрать. Если это сделать, бизнесу легче не станет, а у местных властей возникнет куча проблем. Сократить количество согласительных и разрешительных процедур нужно, но при этом придется сформировать четкий алгоритм взаимоотношений участников рынка.

Положительного эффекта ждут в Минрегионе от ряда новаций. Например, от института негосударственной экспертизы строительных проектов и от законопроекта о персонификации ответ­ственности в строительной отрасли.

Выступая на международном конгрессе по строительству IBC-2011 в рамках ИНТЕРСТРОЙЭКСПО, Илья Пономарев отметил:

– Ликвидация барьеров не должна быть самоцелью. Например, федеральным законодательством у нас предусмотрено только три разрешительные процедуры, а согласно докладу Всемирного банка их 32. То есть процедуры возникают уже на региональном и муниципальном уровнях. Сказать, что они появляются из-за козней местных властей, нельзя. Но необходимо закрыть вопросы безопасности, ответственности, квалификации. Тогда количество процедур резко уменьшится.

Ответственный бизнес прекрасно понимает необходимость контроля качества и безопасности в такой сфере, как строительство. Министерство готово выступить агентом строительного сообщества по принятию необходимых решений и законов в Правительстве РФ.

О дольщиках и законах

Существует весьма неприятная тема, по которой необходимо взаимодействие бизнеса и власти, – обманутые дольщики. При правительстве Санкт-Петербурга уже несколько лет действует рабочая группа, рассматривающая эти вопросы.

Что делать администрации города, если застройщик обанкротился? Есть примеры, когда строительство проблемного объекта завершал конкурсный управляющий или созданные дольщиками ЖСК или ТСЖ. В прошлом году было сдано восемь таких проблемных объектов. Городские власти выступают за то, чтобы все строительные организации работали по 214-ФЗ, а не использовали обходные схемы, привлекая средства по инвестиционным договорам.

Специалисты Комитета по строительству отмечают, что город напрямую не может достраивать брошенные объекты. Но, тем не менее, власти прилагают усилия для инженерного обеспечения территории, технологического присоединения таких проблемных объектов к сетям. Со свой стороны компании, действуя через саморегулируемые организации, также создали фонд помощи обманутым дольщикам.

Еще одна острая тема для Санкт-Петербурга – градостроительная политика. Как заметил вице-губернатор Санкт-Петербура Роман ФИЛИМОНОВ, диалог между властью и активной общественностью идет уже давно. Но сейчас к этому диалогу начинает подключаться и профессиональное сообщество. В результате стало гораздо меньше возражений и протестов со стороны горожан в связи с новыми объектами.

По мнению вице-губернатора, принимать нужно законы, которые можно реализовать на практике. Это относится и к неразберихе с правилами строительства линейных объектов, и к ситуации с нормативной базой – нельзя ее постоянно менять:

– Строители запускают объект по старым нормативам, а сдать его не могут. Так рождается возможность для коррупции.

Надежды на сотрудничество с бизнесом власти связывают также с развитием механизма государственно-частного парт­нерства, в том числе при строительстве социальных объектов.

Быстрее невозможно

По мнению главы Службы госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга Александра ОРТА, сегодня сроки рассмотрения документации сокращены до такой степени, что дальнейшее сокращение уже невозможно. На взгляд главы Службы, основная задача – исполнять законодательство и соблюдать установленные сроки. Причем каждый должен делать это на своем месте.

В Петербурге по закону на экспертизу жилищного проекта отведено 45 дней, на прочие проекты – 90 дней.

– На практике же у нас получается: 38 дней – по жилищным и 78–82 – по прочим проектам, – поясняет А. Орт. – Но, к сожалению, всего 5–7% поступающей документации принимается с «первого захода». Это свидетельствует о ее невысоком качестве.

Служба практически завершила соз­дание полноценной сети, которая потом сможет войти в систему электронного правительства. Сегодня по компьютеру можно записаться на прием к специалисту, представить документацию и начать отрабатывать полученные по электронной почте замечания. А. Орт высказал пожелание, чтобы имеющиеся противоречия в федеральных и ведомственных законах в ближайшее время были устранены и решилась проблема с высотными показателями. По его мнению, преждевременно отменять и государственную экспертизу. Особенно это касается экспертизы объектов, финансируемых из бюджета, и особо сложных объектов.

Объединить СРО

Александр ВАХМИСТРОВ, первый вице-президент НОСТРОЙ, председатель Общественного совета по вопросам координации деятельности СРО в Санкт-Петербурге в сфере строительства при правительстве города, генеральный директор, председатель правления ОАО «Группа ЛСР»:

– Система саморегулирования состоялась, теперь ее нужно совершенствовать. Мы прошли только первую стадию саморегулирования – сами себя допустили на рынок. В Петербурге мы изначально пытались решить вопрос координации всех СРО, так образовался Общественный совет. Создан координационный совет по саморегулированию по СЗФО. Следующее достижение – появление третейского суда.

На мой взгляд, было бы правильно принять положение, по которому госзаказчики и коммерческие заказчики включали в договоры пункт, предусматривающий рассмотрение взаимных претензий по договорам подряда в третейском суде.

Государство ошиблось, разделив саморегулирование на три части. Проектировщиков оторвали от строителей, от изыскателей. Эту ошибку надо исправлять. Вторая ошибка – отрыв НОСТРОЯ от саморегулируемых организаций, необходимы структуры окружного формата. Что касается темы технического регулирования, то непонятно, куда мы сегодня идем.

Все это негативно влияет на процессы согласования проектов. Так называемая гармонизация стандартов – процесс, который растянется на годы, потянет за собой миллиардные затраты. Надо разрешить строить и проектировать по любым сущест­вующим нормам. Если объект проектируется, например, по определенному еврокоду или СНИПу, то он и делается по одной этой системе. И экспертиза проверяет проект на соответствие этому нормативу. На мой взгляд, заниматься техническим регулированием, разработкой нормативов должно государство, а не СРО.

Идею об объединении саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей в Санкт-Петербурге поддерживают многие специалисты и руководители СРО. А вот с утверждением, что техниче­ское регулирование – дело исключительно государственное, представитель Минрегиона категорически не согласился. По его мнению, СРО не должны устраняться от работы над строительными нормативами, так как это в их же интересах.

Наталья Соколова

Другие материалы по теме

X