жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Чистота начинается с проектирования

Жизнь в Петербурге стремительно меняется и требует все большей регламентации. Чтобы найти золотую середину между комфортом жизни и экономически оправданным ведением городского хозяйства, в нашем городе разрабатывается закон «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга».

Рассмотрение законопроекта ожидается на осенней сессии ЗакС СПб. Но уже сегодня понятно, что предлагаемый документ не отвечает реалиям нашей жизни. Такой вердикт вынесли эксперты на обсуждении законопроекта в пресс-клубе «Зеленая лампа».

Нужна ревизия

Вышеназванный документ помимо вопросов проектирования и строительства касается решения комплекса межведомственных проблем города – транспортных служб, муниципалитетов, предприятий ЖКХ. Нормативы проектирования напрямую связываются с техническими и технологическими решениями уборки города, вывоза мусора, даже размещения рекламы на тротуарах.

По мнению директора Центра экспертиз ЭКОМ Александра КАРПОВА, прежде чем закладывать новые нормативы проектирования, нужно понять, как сегодня устроены двор, внутриквартальное пространство. Например, ширина проездов с учетом увеличения числа автомобилей должна позволять спецтранспорту свободно подъезжать к площадкам для сбора мусора, вывозить со двора снег. Не менее важно знать, какими должны быть, например, планировочные отметки инфраструктуры сбора дождевой воды, чтобы она не собиралась в реки на проезжей части.

По словам господина Карпова, нужны новые стандарты магистралей, улиц с непременным учетом снегоприемных шахт, а также – четкие просчеты ширины бульваров, на которых может поместиться такое количество снега, какое соответствует нормам осадков в нашем климатическом поясе. Очень важно выделить на тротуарах полосы для размещения рекламоносителей, опор линий контактной сети, чтобы это не мешало уборке территории.

Директор АО «Коломяжское» Николай СТРАШНОВ привел порядок цифр «из жизни» его предприятия, которое обслуживает 500 тыс. человек в Приморском районе и столько же – в Выборгском. В компании работают 1000 человек. Зимой транспорт предприятия потребляет в день от 10 до 15 тыс. л топлива, высыпает от 300 до 700 т соли. Приморский и Выборгский районы за последние годы разрослись. Но в проекте закона не предусмотрено самое элементарное для обслуживания спецтранспортом города: территории для базирования колонн автотехники.

Согласие с коллегой выражает директор СПб ГУДСП «Курортное» Константин ДАВЫДКИН:

– В городе чувствуется острый дефицит мест для размещения спецтранспорта, которые должны быть заложены в регио-нальных нормативах. Кроме того, необходима разработка отраслевой схемы для размещения предприятий по обращению с отходами, по уборке снега, инфраструктуры для стоков дождевой воды.

По словам начальника отдела комплексной уборки Комитета по благоустройству СПб Вадима МИЗЮКИНА, техническое задание на разработку такой схемы уже выдано. Но очень важно, чтобы региональные нормативы не вступили в противоречие с тем, что нужно заложить в эту схему.

Еще одно предложение высказал Константин Давыдкин:

– Проектируя дороги, нужно предвидеть, что их будут убирать, а для этого улицы должны служить для проездов, а не для прокладки коммуникаций. Проектирование изначально должно предусматривать отдельную полосу для прокладки инженерных сетей, а стоянка машин планироваться вне дорожной части.

Мусорить по-умному

Принимаемые нормативы, считают эксперты, должны быть различными для разных кварталов города. Прежде, чем принимать закон, – предлагает Александр Карпов, – нужно четко определить связь между тем, как будет устроена система уборки улиц и дворов, вывоза мусора, удаления снега и плотностью застройки территории. Проектировщик, к примеру, должен заранее, исходя из планируемой плотности застройки, выбрать оптимальное решение сбора мусора из трех-пяти проектов.

Уборка бытовых отходов в Курортном районе с его одноэтажной застройкой, где люди могут часть мусора утилизировать на своем участке, требует одного подхода. В кварталах со зданиями до пяти этажей целесообразны контейнерные площадки сразу для нескольких домов. Сверхплотные небоскребы с маленькими территориями общего пользования и огромным потоком мусора, в том числе и от встроенных магазинов, столовых, ресторанов и т. д., требуют обработки мусорного потока прямо в этом здании.

По словам руководителя проекта «Гринпис России» по эффективному использованию ресурсов Игоря БАБАНИНА, «Гринпис» предлагает заложить в этом законе норматив оборудования дворов в новостройках не просто контейнерной площадкой, а площадкой для трех видов мусора: сухих, пищевых и садовопарковых отходов и прочего мусора (для тех, кто не хочет сортировать мусор). Кроме того, в законе нужно предусмотреть инфраструктуру переработки раздельно собранного мусора.

Сейчас на мусоросортировочные станции в городе отведено 4 га земли. Законопроект предполагает 80 га (что близко к реальной потребности). Игорь Бабанин рекомендует законом запретить в городе строительство мусоросжигающих производств. По расчетам Гринпис, если организовать раздельный сбор мусора, это станет гораздо более дешевой и экологически безопасной альтернативой мусоросжиганию. Не мешает новым законом запретить в домах любой этажности строительство мусоропроводов. В других странах от них давно отказались.

Снегоуборка

Начальник отдела комплексной уборки Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Вадим Мизюкин сообщил, что расчет объемов снега, выпавшего этой зимой в Петербурге, показал – в городе должно быть предусмотрено 16 га под снегоплавильные установки, а под снегоприемные пункты следует заложить не менее 240 га территории. Сегодня в городе имеются только два инженерно оборудованных снегоприемных пункта, куда вывозится снег, топится и поступает в системы город-ской канализации на станцию аэрации.

По словам Николая Страшнова, когда проектируются дороги, предусматриваются заглубленные снегоприемные шахты, которые стоят на сетях водоканала. В 90-е годы они были закрыты.

Петербург выходит на 100% канализацию крупных сетей, но на этих сетях не было построено ни одного снегоприемного пункта. Программа по снегоудалению принималась еще в 70-е годы, с тех пор не корректировалась. По этой программе через каждые 3 км набережных Невы по ее северной стороне были построены инженерные подъезды, откуда сваливали снег в реку.

Вадим Мизюкин подтверждает, что в городе когда-то планировали весь снег удалять на акватории Невы. Для этого было построено 17 причалов, большое количество пирсов. На набережной Робеспьера, д. 4, например, был самый большой причал, где одновременно могли сбрасывать снег в Неву пять-шесть самосвалов. Туда свозился снег со всей исторической части города. На Неве всю зиму стоял ледокол, который откалывал глыбы снега для того, чтобы они не застывали. Если снег вывозить в течение трех-четырех часов после выпадения осадков, он абсолютно безвреден для акватории. Это доказал опыт скандинавских стран.

Расстановка приоритетов

Коммерческий директор Санкт-Петербургской экологической компании СПЭК Андрей КОЖИНОВ так прокомментировал проект закона:

– Базовые принципы экологии заложены в этом законопроекте, но они настолько общие, что когда закон вступит в силу, его трактовка может быть абсолютно разной, что создает лазейки для ухода от выполнения экологических требований.

Свои надежды Андрей Кожинов связывает с введением в нашей стране стандартов зеленого строительства, которые базируются на трех критериях: удобство для жителей данного района, экологичность, энергосбережение и водопотребление. Ответственной организацией за отработку нормативов зеленого строительства в России является «Олимпстрой». Он уже подготовил нормативы по зеленому строительству, частично адаптированные под российские особенности. Сейчас нормативы опробуются в Сочи. Планируется, что после окончания сочинской стройки их внедрят по всей России.

Александр Карпов подвел итоги:

– В этом законе должен быть проработан нормальный понятийный терминологический аппарат типов дорог, тротуаров, дворов. Документ косвенно повлияет на планировку генсхем, что очень важно для центра города.

Закон в большей степени адресован проектировщикам новых кварталов, что тоже важно, поскольку уже сейчас в них строятся огромные жилые массивы, к которым ведет однополосная улица. Застройщики новых районов пытаются всячески сэкономить на территориях общего пользования, сужая улицы. Город рискует получить новые районы, которые по своим качествам хуже, чем в центре города.

Наталия Ловецкая

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X