жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Инструмент будущего

Показатели по поступлению инвестиций в инновационные проекты по России в целом и Петербургу в частности имеют отрицательную динамику. Власти Петербурга поставили  перед собой задачу переломить ситуацию.

На IV практической конференции «Управление инвестиционно-строительными проектами – 2011. Новый старт» директор СПбГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям» Андрей КОРОТКОВ высказал свои идеи и предложения о том, какими средствами можно решить эту проблему.

Организовала конференцию Ассоциация профессиональных управляющих инвестиционно-строительными проектами. А СГХ традиционно выступил информационным партнером мероприятия.

Стратегический курс

– Первое, что было сделано, – определены основные перспективные отрасли, направления, в которых должна развиваться городская экономика.

Это – судостроение, радиологическая медицина, городское хозяйство, фармацевтика, радиоэлектроника, IT-технологии, энергомашиностроение и автомобилестроение.

Почему именно эти отрасли? Потому что радиоэлектроника, энергомашиностроение, городское хозяйство уже имеют достаточно развитую ресурсную и образовательную базы, есть сложившееся производство. Они и должны быть поддержаны городом в форме адресных программ, субсидирования.

Из тех направлений, которые пока не получили достаточного развития в Санкт-Петербурге, но являются перспективными, надежды возлагаются на фармацевтическую отрасль, радиологическую медицину и автомобилестроение. Что касается последнего, то не хотелось бы ограничиться только сборкой автомобилей. Так что поставлена задача стимулирования не столько производственной базы, сколько научно-образовательной и экспериментальной.

Задача развития исследовательских центров ставится также в области судостроения, производства продукции с наибольшей добавочной стоимостью.

Хорошее динамическое развитие в последние годы получала фармацевтическая отрасль. Напомним, что на федеральном уровне принята программа развития фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года («Фарма 2020»), в рамках которой Петербург разработал и принял ряд нормативно-правовых актов и концепцию развития отрасли.

Выстраивание коммуникаций

– Город вкладывает колоссальные средства в реализацию инфраструктурных проектов, чтобы отраслевые компании могли развиваться, – продолжает А. Коротков. – Так, петербургские власти взяли на себя развитие соответствующей транспортной инфраструктуры.

Речь идет о хорошо известных проектах: ЗСД, развитие морского пассажирского терминала, реконструкция аэропорта Пулково, проект надземного экспресса. Все они реализуются по схеме ГЧП.

Проект морского пассажирского терминала уже выполнен в полном объеме. Первые очереди надземного экспресса и реконструкции аэропорта Пулково стартуют соответственно в 2014 и 2013 годах. ЗСД – один из первых в РФ проектов, заявленных в рамках ГЧП. На данный момент он полностью проинвестирован за счет федеральных и городских средств, без привлечения частных инвестиций. Теперь предполагается участие частного капитала. Первоначальное бюджетное финансирование обусловлено тем, что время реализации проекта совпало с мировым финансовым кризисом и поэтому отсутствовала объективная возможность привлечения частных инвестиций. Но поскольку потребность в этом проекте у города была, власти приняли решение отойти от схемы ГЧП и первую-вторую очереди профинансировать за счет федерального и городского бюджетов.

В 2011 году планируется запустить проект «Орловский тоннель», который также реализуется по схеме ГЧП. Он свяжет правый и левый берега Невы. Это первая переправа, которая пройдет под руслом реки.

Помимо этого, технопарк на базе СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича реализует с участием федерального и городского бюджетов проекты, направленные на создание инновационной инфраструктуры, исследования в области IT-технологий.

Особисты

– ОЭЗ предоставляют преференции в части налоговых и таможенных льгот. Резиденты освобождены от платы за технологическое присоединение к сетям энергоснабжения, уплаты налогов на транспортные средства и на имущество. Снижена до минимума ставка налога на прибыль.

В ближайшее время появится много предприятий, специализирующихся в первую очередь на промышленности (в частности, поставках комплектующих для автопрома), а также работающих в сфере фармацевтики, биотехники и электроники.

Поэтому город крайне заинтересован, чтобы инвесторы, которые приходят на его территорию, имели возможность сокращения нормативных сроков реализации проектов. В первую очередь это касается уже подготовленных территорий, подключения к инженерным сетям на границе участка, а также к улично-дорожной сети.

Кроме того, город предоставляет инвесторам возможность получения земельных участков как целевым образом, так и на торгах. В определенных перспективных сегментах отраслей экономики при реализации проектов на городской территории возможно снижение их стоимости за счет инвестиционных платежей.

Мы отдаем себе отчет в том, что меры, которые предпринимает город для развития инфраструктуры, и преференции, связанные со снижением ставок по основным видам налогов, на сегодняшний день не являются достаточными, чтобы лидировать в привлечении прямых инвестиций.

Барьеры

– Мы провели переговоры с представителями профессиональных ассоциаций, компаний, работающих на российском рынке. Они считают, что развитию их бизнеса мешает несколько проблем.

Одна из основных – инженерия. Имеется в виду отсутствие инженерно подготовленных территорий под застройку. Локально, точечно нам удается решать эти вопросы. Однако по большому счету инженерно подготовленной земли сейчас в городе нет.

Бизнес также обращает внимание на высокую стоимость подключения к сетям и сложность, связанную с оформлением документов на получение дополнительной мощности.

Вторая проблема – бюрократия. Пока, увы, так и не действует принцип «одного окна». Я, наверное, не преувеличу, если скажу, что в рамках каждого проекта компания сталкивается более чем со 100 ведомствами и организациями. И зачастую она сначала получает исходные данные, потом разрабатывает проект и добивается согласования от тех же организаций, которые выдали ей исходные данные. Далее следует экспертиза, где снова все проверяется. И еще раз проверяют весь пакет документов на стадии ввода объекта. Инвестору зачастую непонятно, как себя вести, он просто теряется в море комитетов, ведомств и служб.

Третья проблема – кадры. Большинство западных компаний, которые пришли на наш рынок со своими технологиями, системами управления, в один голос утверждают, что квалификация специалистов с дипломами российских высших и средних специальных учебных заведений недостаточна для обеспечения необходимого уровня работы на современных высокотехнологичных предприятиях.

Четвертая проблема – таможенное администрирование. Это колоссальнейшая проблема, не позволяющая планировать работу предприятий, зависящих от поставок из-за рубежа. Предпринимался ряд мер, проводились встречи на самом высоком уровне, в частности губернатор В. Матвиенко встречалась с руководством таможни, но большинство проблем пока так и не решены.

В сентябре прошлого года работа Балтийской таможни была приостановлена на 1,5 месяца после внутренней проверки. Нынешней зимой в Петербурге сложилась тяжелая ледовая обстановка, которая не позволяла судам входить в порт. Это еще на месяц усложнило работу компаниям.

Сейчас политика такова, что таможенные посты выводятся из Петербурга на российскую границу. Это создает большинству сборочных предприятий города крайние неудобства. Проблема диагностирована и на федеральном уровне. Принят ряд нормативно-правовых актов, в том числе внутренних, призванных упростить таможенную процедуру, но она почему-то только усложняется.

Пятая проблема – транспорт. Выше я уже говорил о том, какие меры город предпринимает с целью развития транспортной инфраструктуры.

Шестая проблема – законодательство. Она, по моему мнению, является наименее острой. Поскольку мы находимся в конкурентной среде, необходимо анализировать ситуацию, причем не только на российском, но и зарубежных рынках, так как мы от них всецело зависим. Поэтому работа с законодательством – перманентна.

Новый администратор

– Итак, проблемы выявлены. Следующий шаг – необходимый комплекс мер, который призван их решать. Правительство Санкт-Петербурга готовит программу, направленную на улучшение инвестиционного климата.

От разговоров пора переходить к конкретным действиям, иначе ничего не изменится.

Мы считаем, что для решения означенных проблем должно быть создано уполномоченное агентство, которое бы выполняло функции взаимодействия, привлечения инвесторов, занималось решением комплексных проблем, препятствующих привлечению прямых инвестиций в регион. Ничего нового мы не изобретаем: во всех крупных западных городах работают агентства, призванные привлекать инвестиции, налаживать контакты с компаниями, заинтересованными в выходе на локальный рынок. До августа такое агентство будет создано и в Петербурге. На него ляжет ответственность за реализацию концепции улучшения инвестиционного климата.

Важно понимать: все, что планируется делать – это с глобальной точки зрения всего лишь инструмент, призванный сделать нашу жизнь и жизнь наших детей лучше.

Ирина Кравцова

Другие материалы по теме

X