жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

ГЧП: трудности перевода. Иностранные компании по-разному оценивают условия ГЧП-проектов в Петербурге

Представители иностранных компаний нередко дают прямо противоположные оценки практике государственно-частного партнерства, которая складывается в России. Участие в ГЧП остается экзотикой даже в глазах компаний, которые пришли на российский рынок с серьезными намерениями.

Компания Strabag AG (Австрия) более 20 лет присутствует на российском рынке, работая в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Сочи. Однако несмотря на это, а также на 30 млн евро годового оборота, более 500 проектов в 36 странах мира, 75 000 сотрудников, безусловное лидерство на европейском рынке и намерение и дальше работать с Россией, компании пока не удалось стать партнером российского государства ни по одному проекту ГЧП.

На конференции «Инновации в девелопменте», состоявшейся весной 2011 г. в Санкт-Петербурге, менеджер Strabag по международным проектам Эрих ВИММЕР оценил вероятные потери компании, понесенные на подготовке и участии в «пустых» тендерах, в сумму до 5 млн евро.

– Мы не можем не задавать себе вопрос, почему опытная компания из Европы не принимает участие в проектах ГЧП в России. По-видимому, мы внутри компании неправильно оценили ситуацию, российский менталитет. Насколько велик российский рынок с точки зрения ГЧП? Думаю, если исключить заведомо неисполнимые проекты, всего их останется около 15. Администрации российских регионов и муниципалитеты должны сделать большую «домашнюю работу». ГЧП – сложный инструмент с точки зрения организационной, управленческой, технической и правовой. Кроме того, он долгосрочный. Частный девелопер никогда не сможет просчитать ситуацию на 20–25 лет вперед, если правила игры будут меняться так непредсказуемо.

Основные проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться, это, во-первых, отсутствие концессионных соглашений, условия которых были бы интересны для банков. Во-вторых, завышенные ожидания властей и несправедливое распределение рисков по проекту. В-третьих, нереалистичная оценка стоимости проектов, низкое качество тендерной документации. Наконец, коррупция. Нам известно, что некоторые проекты 2010 года были заранее, до проведения конкурса, обещаны определенным компаниям.

Тем не менее мы не теряем надежды стать ключевым игроком российского рынка. Его возможности невероятно велики.



Как показывает практика, больше шансов на успех в России, независимо от формата, в котором реализуется проект, имеют те иностранные компании, которые нашли серьезных партнеров внутри страны. Именно консорциум с участием банка ВТБ, оператора аэропортов Fraport AG (Германия) и инвестиционной группы Copelouzos (Греция) сейчас полным ходом занимается реконструкцией аэропорта Пулково.

Начальник отдела по обеспечению условий концессионного соглашения ОАО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Ольга НАЗАРЕНКО рассказывает о том, что успели сделать партнеры за время действия соглашения о ГЧП, подписанного 30 октября 2009 г.:

– 29 апреля 2010 г. соглашение вступило в силу. За полгода пришлось осущест-вить довольно много мероприятий. От прежнего оператора ОАО «Аэропорт Пулково» нам передавался персонал – более 4000 человек, активы, договорная база. Надо было изучить бизнес-процессы, получить разрешительные документы, в том числе лицензию на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности. Операционную деятельность в переходный период осуществляла команда из компании Fraport AG. Далее начался сложный этап проведения переговоров и организации конкурса с целью выбора генподрядчика для осуществления строительных работ, а также международного оператора для управления будущей гостиницей – им, по-видимому, станет Mariott.

В мае 2011 г. ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» направило проектную документацию по 1-й очереди реконструкции аэропорта в Главгосэксперизу. Все это происходило одновременно с текущей операционной деятельностью аэропорта и изменениями, направленными на улучшение качества обслуживания.

Строительство первой очереди должно быть закончено в декабре 2013 г. В нее входит строительство здания для нового пассажирского терминала, строительство сопутствующей инфраструктуры, автомобильных стоянок, гостиницы и бизнес-центра. К 30 июня 2014 г. будет реконструирован терминал Пулково-1. Такая разница в сроках необходима, чтобы запустить систему эксплуатации, переведя всю операционную деятельность из старого терминала в новый.

В разработке также находится проект энергоцентра, который обеспечит аэропорту независимое энергоснабжение. В рамках первой очереди будет реконст-руирована система топливно-промышленных гидрантов, чтобы организовать заправку самолетов авиационным топливом от разных поставщиков на конкурентной основе и создать лучшие условия для авиакомпаний.

Второй этап развития направлен на увеличение пропускной способности аэропорта. Цель, которая должна быть достигнута к 2039 г., – международный транспортный хаб с пропускной способностью не менее 35 млн пассажиров в год.

Иностранные участники конкурсов нередко жалуются, что позиция инвесторов при проведении переговоров не учитывается, поскольку закон о ГЧП Санкт-Петербурга якобы не предусматривает достаточно гибких инструментов для соглашений о ГЧП. Я бы с этим не согласилась. В переговорах с ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» город шел нам навстречу. Например, в части предоставления финансовых гарантий со стороны субъекта Федерации.

Были достигнуты договоренности по вопросам, которые не оговариваются законодательством специально. Например, подтвердили возможность заключать прямые соглашения между кредиторами, городом и компанией-концессионером, передавать в залог права на имущество и  договоры и т. д. Форма соглашения предлагается не типовая, она может варьировать в зависимости от специфики проекта.

Конечно, нам пришлось учитывать, что Пулково является единственным аэропортом для Петербурга и стратегическим объектом для государства. Мы столкнулись с рядом сложностей в применении Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Формально законом установлена необходимость получать разрешение правительственной комиссии на совершение сделки по приобретению акций или долей в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение. Указанный закон не распространяется на действия ООО «ВВСС», связанные с получением лицензии на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности, поскольку общество не заключало подобных сделок. Тем не менее такое решение Правительственной комиссии было нами получено. Государственные органы признали пробел в правовом регулировании этой ситуации.

Еще одной особенностью проекта является договор подряда по форме Серебрянной книги (ФИДИК). Мы много провели дискуссий, чтобы определить форму и применимое право (право РФ/право Англии). И получили достаточно сложную конструкцию, которая предоставляет, однако, возможность защитить наши интересы как заказчика и влиять на подрядчика при выполнении его обязательств.

Вопросы охраны окружающей среды и благополучия человека являются существенными для иностранных банков при реализации проекта. Мы предоставляем кредиторам большое количество отчетов, связанных с экологией. При разработке санитарно-защитной зоны мы столкнулись со значительными трудностями, поскольку существующая нормативная база и действующие правила не до конца учитывают специфику таких объектов, как аэропорты и аэродромы. Поэтому,  при поддержке и использовании опыта нашего иностранного акционера – компании Fraport, мы взаимодействуем с Роспотребнадзором по данному вопросу.

Если коснуться коммерческой стороны сделки, то Петербург передает нам в аренду земельные участки и аэродромный комплекс, а ОАО «Аэропорт Пулково» – иные объекты недвижимости. По договору купли-продажи мы приобрели у них все движимое имущество, которое необходимо нам для операционной деятельности.

В течение 30 лет ООО «ВВСС» выплачивает Петербургу и ОАО «Аэропорт Пулково» в рамках существующих договорных взаимоотношений фиксированный платеж в размере более 80 млн руб. в год – по договорам аренды. Есть еще переменный платеж, который составляет 11% от валового дохода за соответствующий проектный год.

Соглашением предусмотрен механизм долевой собственности на объекты недвижимого имущества, которые будут вновь построены в рамках реализации проекта, 99/100 долей в праве собственности будет у ООО «ВВСС» и 1/100 – у ОАО «Аэропорт Пулково» как управляющей компании, которая по договору с городом осуществляет контролирующие функции. Предусмотрен также механизм, который по истечении 30 лет позволит соотнести стоимость возвращаемых городу объектов, как полученных в аренду, так и вновь построенных, для расчета суммы компенсации.

Подготовила Наталья Андропова

Другие материалы по теме

X