жк днепропетровская 37 евротрешка

Метро оптом – дешевле

Петербургскому метрополитену запланировали грандиозное будущее – принята к исполнению программа развития метро до 2025 года. Предусмотрено строительство 45 новых станций (из них 7 – до 2015 года). К концу этого срока в петербургской подземке будет 109 станций (сейчас их 64). Общая длина линий почти удвоится (со 112 км до 193 км).

Разрабатывали программу развития петербургской подземки НИПИ Генплана и НИПИИ «Ленметрогипротранс». Отметим, что за 65 лет петербургского метростроения все объекты метрополитена: линии, депо, инфраструктура подрядчика – Метростроя, вплоть до общежитий, – были запроектированы «Ленметрогипротрансом».

Наш собеседник – Владимир Александрович МАСЛАК, генеральный директор ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс».

– Владимир Александрович, что означает принятие новой программы для Петербурга?

Маслак_55.JPG– Петербургский метрополитен занимает четвертое место в Европе (мы уступаем только Москве, Парижу и Лондону) и двенадцатое в мире по объему пассажироперевозок. При этом московский метрополитен в три раза больше петербургского, а про европейские столицы и говорить нечего – их сеть гораздо более разветвленная, станции практически через каждые полкилометра. Принятая схема показывает, что расположить станции в пешеходной доступности возможно, и реализация этой схемы в полном объеме позволит весьма существенно разгрузить город.

При планируемом финансировании программа позволяет за 15 лет сократить отставание метрополитена от темпов развития Петербурга.

– Кстати, о финансировании. Что в этом смысле предусмотрено программой?

– Вопрос финансирования всегда стоит остро. До 1998 года метрополитен финансировался исключительно из федерального источника, в последние же годы объем софинансирования из федерального бюджета снизился до 7–8%. Времена, когда в бюджете РФ затраты на развитие метрополитена Санкт-Петербурга были представлены отдельной строкой, миновали – на данный момент все эти затраты фактически лежат на городском бюджете.

– Выполнима ли запланированная схема только при городском финансировании?

– Выполнима, но только на сегодняшний день. Если увеличится финансирование аналогичных проектов в Москве, то через два-три года лучшие специалисты всех направлений – производственного, научного, проектного – окажутся в столице, и для петербургских объектов мы можем просто не найти исполнителей.

Между тем имеющийся план предполагает достаточно интенсивное развитие. Программа предусматривает вложение 30 млрд рублей в год, на сегодняшний день нами осваивается порядка 9,5 млрд рублей. Максимального освоения капиталовложений мы достигли в 2008 году – 15,5 млрд рублей, когда сдавали четыре станции – от «Спасской» до «Волковской».

– Учитывая сложности с финансированием, рассматриваются ли возможности сокращения расходов на строительство метро?

– Мы предлагали губернатору варианты по оптимизации и удешевлению строительства. В частности, существенно удешевит процесс создание пусковых комплексов не менее чем из трех станций. При организации пусковых станций поочередно мы вынуждены на каждой из них устраивать оборотные тупики с камерами съездов. Это участки ручной проходки с постепенно увеличивающимся диаметром тоннеля, впоследствии расходящимся на два тоннеля. Это дополнительный риск осадки поверхности, это дорого. Но такой участок есть на каждой станции, которая даже временно является конечной. Соответственно, чем больше станций запускается одновременно, тем дешевле в конечном итоге обходится их строительство.

Большие споры были по поводу необходимости строительства двух станций на Крестовском острове – рядом проходит Западный скоростной диаметр, и на первый взгляд проблем с транспортом нет. Но если не строить тут вторую станцию метро, длина перегона будет более 3 км, значит, возникнет необходимость создавать зону коллективной безопасности, которая регламентирована пожарными нормами на случай возгорания и эвакуации людей из вагонов.

Такая зона представляет собой практически подземную станцию, и ее стоимость составляет около 75% от стоимости обычной станции метро. При этом эксплуатировать ее в штатном режиме невозможно. Строительство же «Новокрестовской» позволит удобно добираться и до стадиона, который сейчас возводится, и до близлежащего участка ЗСД.

– Владимир Александрович, расскажите подробнее и о других станциях …

– В Петербурге немало зон транспорт­ной дискриминации, выпадающих из пешеходной доступности (расстояние до метро более километра). Это юго-западные районы, часть Купчино, Ржевка, Пискаревка и т. д. Даже центральная часть Гражданки оказалась неохваченной скоростным подземным транспортом.

Очень активно развивающийся Приморский район имеет только одну станцию – «Комендантский проспект». У нас проведены изыскания на продолжение этой линии. Однако по желанию администрации города этой линии придется сделать «крюк» к станции «Зоопарк». А затем – вернуться на Комендантский в сторону Северного кладбища, до которого из Парголово также очень сложно добираться. У наземного выхода конечной станции будут перехватывающие парковки, позволяющие двигаться дальше в область.

В район Лахты и Ольгино, куда перенесен Газпром-Сити, метро придет уже после 2025 года. Такие далеко идущие планы не означают, что проектирование ведется только по ближайшему временному срезу. Мы должны сразу предусмотреть пересадочные станции.

Станции пилонного типа более приспособлены для формирования пересадочных узлов. Такая конструкция позволяет в случае отсутствия финансирования остановить проходческие работы в любой точке, забетонировав забой временной крепью и оставив его в таком состоянии на какой угодно срок.

Односводчатую станцию законсервировать невозможно, ее необходимо обязательно завершить. Поэтому, например, изначально односводчатую «Бухарестскую» мы перепроектировали на пилонный вариант. «Международная», где сейчас уже заканчивается строительст­во, – колонная, с уширенным междупутьем, так как она оборотная и необходимо строительство между путей одного-двух тупиков для отстоя и мелкого ремонта поездов.

Станция «Адмиралтейская» будет завершена в этом году. Это образец долгостроя, причем не по технологическим, а по политическим причинам. В 1997 году станция была выполнена на проход, и с этого момента ее транзитом минуют поезда до «Спортивной» и «Чкаловской». Все это время она оставалась на стадии основных конструкций.

Архитектура новых станций, конечно, отразит дух города. Метрополитен, по предложению «Ленгипрометротранса», возвращается к станциям закрытого типа, на которых пути отделяются от платформы дверями. Это повышает безопасность – и пассажиров, и эксплуатации. При этом и финансовая сторона вопроса в выигрыше – такие станции более дешево обходятся при строительстве и отделке и строятся быстрее.

Ленметрогипротранс.JPG

191002, Санкт-Петербург,
Большая Московская ул., д. 2
Тел. (812) 316-2022,
факс (812) 712-5252
E-mail: [email protected]

Другие материалы по теме

X