жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Созидание начинается с храма.

В День строителя завершаются общестроительные работы в храме первоверховного апостола Петра

12 августа в юбилейный 55-летний профессиональный праздник строителей в новом храме первоверховного апостола Петра (покровителя Петербурга) пройдет молебен строительного сообщества Северной столицы по случаю окончания общестроительных работ.

храм первоверховного апостола Петра

К этому событию в храме, возведенном в парке Строителей в Невском районе города, благотворители шли трудных 7 лет. Кажется, что храм вобрал в себя лучшее, что есть у петербургских строителей: любовь к своей земле, созидательную энергию и совестливость души, кропотливую работу охочих до творческого труда людей, сплоченность и хозяйскую смекалку. Их руками словно управляла генетическая память цеховых профессиональных братств, вкладывавших когда-то давно, еще до революции, свою душу, средства и силы в строительство церквей по всему Петербургу.

Начало

Сегодня возведение нового храма равносильно преодолению почти векового культурно-исторического разрыва между духовными идеалами прошлого и мировоззрением наших современников. В России почти утрачены навыки и цеховой общинной благотворительности, и строительства церковной архитектуры, требующей специальных знаний. Те, кто ставят перед собой задачу возведения храма в XXI веке, по сути, открывают новую страницу истории церковного зодчества. В случае с храмом первоверховного апостола Петра сами строители одновременно оказались в роли творцов и меценатов. Когда в 2004 году Александр Вахмистров, будучи вице-губернатором Петербурга и президентом Союза строительных объединений и организаций, и  администрация Невского района создали попечительский совет будущего храма, им было задумано, что эта церковь станет «залогом укрепления духовности в среде строителей, а стремление к духовному росту будет способствовать восстановлению экономики России».

«Петр» означает «камень», «скала». «И на сем камне я создам церковь свою» – слова Спасителя. Параллель между именем апостола Петра и строительством утвердили в народном сознании покровителя Петербурга еще и покровителем строителей. В День города в 2004 году вместе с парком Строителей на участке земли в 3 га был заложен камень в основание будущей церкви. С тех пор самые разные строительные фирмы оказывали и продолжают оказывать поддержку строительству храма: кто – крупными пожертвованиями, кто – небольшими денежными взносами, а кто-то приносит в дар иконы и даже цветы.

Замысел

Автором образа храма стал архитектор Андрей ЛЕБЕДЕВ из псковского института «Спецпроектреставрация», подразделения московского ОАО «Спецпроектреставрация». Его пригласил для разработки проекта член совета общины храма Юрий ЛУЧКО, возглавляющий ЗАО «СК «Темп». Фирма «СК «Темп» – одна из самых первых благотворителей нового храма, весь нулевой цикл компания построила за свой счет и собственными силами. СК «Темп» также является генподрядчиком строительства церкви Рождества Христова на ул. Коллонтай, в проектировании которой наряду с другими участвовал Андрей Лебедев. Выбор был одобрен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, КГА и Комитетом по строительству СПб.

Архитектор Лебедев создал образ  храма и основные конструктивные решения в неорусском стиле. Этот стиль применялся при строительстве храмов на стыке XIX–XX веков. 50-метровый храм с колокольней выше 60 м стал архитектурной доминантой для всей примыкающей к нему территории. Колокольня тяготеет к московской архитектуре XVI–XVII веков, перекликаясь со знаменитой колокольней Ивана Великого Московского Кремля.

Изначально Лебедевым были задуманы фасады с крашенной в белый цвет лицевой кирпичной кладкой, но затем было принято решение штукатурить фасады храма и остальных сооружений комплекса для последующей покраски. Сегодня нет надежного фасадного красителя, который имел бы хорошую адгезию к кирпичу. Архитектура храма после этого стала еще более традиционной, она отсылает, скорее, к средневековью, чем к эпохе модерна.

Благодаря расположению в парке церковный комплекс будет виден на большом расстоянии. В его состав вошел храм с колокольней, а также отдельные сооружения – дом причта, Западные ворота с часовней св. прпмц. Елизаветы, Северные и Южные ворота. Общая площадь комплекса составляет 5120 кв. м.

Храм удачно спланирован. Слева при входе расположена магазинная лавка, справа – крещальня, чуть в стороне – гардеробная. Все служебные помещения – отдельны. Здесь учтены все нюансы храмовой жизни. Даже усопшего можно будет вносить в храм через отдельный вход левого предела, не отвлекая прихожан от ведения праздничных служб. Поскольку храм с каменными полами, а большую часть года в Петербурге холодно, в заботе о людях здесь были устроены теплые полы с подогревом.

В доме причта разместятся воскресная школа для детей, библиотека, зал для проведения мероприятий православной общины, трапезная. Для инвалидов предусмотрены пандусы с незамерзающим покрытием, а также специальный туалет. Есть церковная лавка. На территории храма посажены и удачно прижились елочки, для того чтобы наряжать их для детей перед Рождеством прямо на улице.

работа над проектом

Архитектурная мастерская ООО «МаНАрх», которую возглавляет архитектор Станислав НИКОЛАЕВ, подключилась к работе над храмом на этапе рабочего проектирования в 2007 году. Мастерская стала генеральным проектировщиком для выполнения рабочего проекта по разделам «Генеральный план», «Наружные и внутренние инженерные сети», «Архитектурные и конструктивные решения» и так далее. Специалисты «Спецпроектреставрации» выполнили архитектурные и конструктивные чертежи основного храма.

По словам Станислава Николаева, все криволинейные формы конструкции храма не являются циркульными, они рисованные. Это стало дополнительной сложностью при рабочем проектировании. Стены имеют так называемое «утонение» – завал, то есть наружная поверхность фасадов не вертикальна, а сужается к верху здания, что характерно для архитектуры русских православных храмов.

Конструктивное решение здания необычное. Мощные стены сложены из кирпича. Перекрытия выполнены сводчатыми и являются конструкциями, выполненными в кирпичной кладке. Их массивность подчеркивает фундаментальность православной традиции. Летом в таких церквях не жарко, зимой не холодно. Храм не выглядит большим, а на самом деле высокий и вместительный. В нем располагаются три престола: центральный – апостола Петра, южный – Введение во храм Пресвятой Богородицы и Северный – священномученика митрополита Петроградского Вениамина.

Музыкальные своды

Уже сейчас понятно, что храм у строителей будет очень «музыкальным». Такую славу принесут ему колокола, которые специально для него были отлиты фирмой «Вера» в Воронеже.

– В городе есть колокола более массивные, басовые, но именно подбор 13 колоколов в нашем храме, от самого большого до маленького колокольчика, считается сегодня лучшим в городе, – рассказывает помощник настоятеля храма Михаил ГОДИН. – Звонари у нас штатные, выпускники школы при храме Владимирской иконы Божьей Матери. Мы даже планируем открыть свою школу звонарей.

– Стиль и высота колокольни очень необычные, из-за этого ее иногда сравнивают с минаретом, – говорит директор СМУ-837, организации-генподрядчика, Юрий БАШТИН, – Для невзрачного района со спальными домами создается удачная архитектурная доминанта. Звон колокола разлетится над девятиэтажными домами и будет распространяться дальше.

Внутренняя акустика храма тоже имеет особое значение. В проект изначально была заложена идея достижения максимальной акустики в храме, и для этого было сделано все. Например, так называемые голосники или погашающие закладные, что-то вроде глиняных горшков, которые гасят вертикальные звуковые волны и позволяют избежать эффекта «вокзального эха». Сочетание кирпичных сводов и специальных погашающих закладных дает удивительно ясное звучание, которое позволит храму стать еще и центром духовной музыки Петербурга. В храме уже есть свой замечательный хор.

Экономика и организация проекта

– В Епархии есть отдел, с которым нужно согласовывать проект, чтобы не было отступлений от канонических правил, – рассказывает Михаил Годин, – но нет такой организации, которая вам сделает «все от и до»: и готовый проект предоставит, и храм построит. Специалистов приходится собирать по всей России. А некоторые строители учатся специфике возведения храма прямо в процессе выполнения работ.

– По какому принципу вы ищете специалистов?

– У нас все делается на конкурсной основе, причем выбираем действительно лучших. В отличие от общегородских конкурсов, где побеждает меньшая стоимость работ, для нас она не является основополагающей. Уменьшение цены должно быть не за счет качества. Денег в наш храм вложили очень много, но они на ветер не выброшены. Храм – это вложения для будущих поколений, они не должны пропасть.

Например, нами было принято решение расписывать храм. Но это может занять долгое время. Ко Дню строителей мы хотим полностью подготовить крещальню, которую расписывает бригада художников под руководством Дениса КРЕТОВА, и книжную лавку – ее делает бригада художников Николая СМЕРДОВА. Мы не смогли выбрать, кто из них лучший. Поэтому отдали им два отдельно стоящих помещения, которые будут отличаться и по своему предназначению, и по своему местоположению. Ничего страшного, что симметрии не будет. Эскизы пишут художники, а мы выбираем стилистику. Возможно, сразу две бригады и будут расписывать храм по одним эскизам. Эклектика такая возможна, главное, чтобы в ней присутствовала гармония.

Или в храме висят два киота, которые сделаны по одному проекту, но разными мастерами, чье видение несколько отличается. Это в пределах допустимого. Главное, чтобы манера художников из общей архитектурной стилистики не выпадала. Но для этого у нас есть очень талантливый разработчик внутреннего дизайна Константин АМОСКОВ, работающий в Архитектурно-проектном бюро ЛОВКАЧЕВА. По проекту Амоскова будут делаться киоты, иконостас, прорисовка резных дверей – тоже его труды. Кстати, у нас киоты режут три организации, а на конкурс пришли 6 компаний, среди которых они победили. Причем компания, позиционировавшая себя лучше всех, пролетела с треском, они бракованное изделие изготовили.

– А как строители справлялись с недостатками финансирования?

– Активно строительство храма началось с 2006 года. Но предполагается, что стройка должна развиваться постоянно, а у нас были остановки по 3–4 месяца из-за нехватки финансирования или из-за отсутствия зимой тепла в храме, без которого невозможно было вести работы. Особенность строительства храма состоит в том, что после холодов он должен прогреться 2–3 месяца. На такие ожидания времени уходит очень много. Кроме того, из-за утраты преемственности в строительстве храмов строителям во многом приходится до всего доходить самим, искать методики по всей России, наблюдая за реставрацией храмов.

Спецификой организации и проектирования храма является то, что множество вопросов решается на месте. В частности, современные ГОСТы не рассчитаны на ручную работу, такую как, к примеру, покрытие куполов медью. В случае с этим храмом самостоятельно рассчитывались отдельные узлы для выкладки кирпичной кладки, поскольку она была не простой прямой стеной, а наклонной.

Начальник отдела технического контроля объектов Комитета по строительству СПб Евгений ЖУК, осуществлявший технический надзор за строительством храма апостола Петра, высоко оценил построенное.

– Мне самому как ответственному за технический надзор было интересно здесь работать, – говорит почетный строитель России с 40-летним стажем. – Это настоящее коллективное творчество с обсуждениями, советами, конструктивными спорами, во время которых многому учишься.

Благотворители

Храм первоверховного апостола Петра собрал вокруг себя единомышленников. Среди компаний, чей вклад в этот храм наиболее весом, Союз строительных объединений и организаций под руководством Олега БРИТОВА, Группа компаний ЛСР, помогавшая материалами – кирпичом и раствором. Глава ЛСР Александр Вахмистров лично передал храму бесценный дар – икону с мощами епископа Иосафа Белгородского. Огромную помощь оказали СУ-155, ЗАО «СК «Темп» под руководством Юрия Лучко, компания «Монолит-строй». Неоценимую помощь оказывает вице-губернатор Роман Евгеньевич ФИЛИМОНОВ.

По словам Евгения Жука, необходимо отметить работу генерального проектировщика храма Станислава Николаева, генподрядчика – СМУ 837, ЗАО «СК Темп». Добросовестный, творческий подход на строительстве проявили электрическая компания ООО «Элмонт», прокладывавшая наружные инженерные сети, ООО «Вента-Строй», работавшее на отделке храма ООО «Триада». Мастерски сделало купола храма ООО «Антэй – СПб», слаботочные работы выполнило ООО «ИСВР».

ООО «Экспериментальный завод» изготовило замечательную ограду, освещение территории храмового комплекса и декоративная подсветка фасадов выполнена фирмой «МультиЛайт». Всех тех, кто принимал участие в этом строительстве, наверное, не перечесть, но поклониться за такое доброе дело нужно.

В Невском районе за последние годы появился уже второй храм,

во многом благодаря строителям.

– Строительство храмов приносит настоящее отдохновение, потому что это – творчество, в него каждый вкладывает свою душу, – говорит директор СМУ 837 Юрий Баштин, – Нам надо наполнить храмами наш город. Чем больше вокруг нас таких сооружений, тем быстрее люди придут туда. В церквях особенно нуждаются районы на периферии города, где много молодежи, не знающей, где и как применить свои силы в жизни. Когда рядом будет храм, рано или поздно молодые люди придут в храм, хотя бы постоят, наполнятся этой благодатью, и, возможно, все у них пойдет на лад. Храмовый комплекс в парке Строителей хоть расположен на фоне труб ТЭЦ, среди безликих домов, но выглядит так, как будто он всегда стоял на этом месте и лишь позже здесь возникли девятиэтажки.

Действительно, храм словно ждет часа, когда люди сформируют вокруг него пространство, достойное его. И тогда типовые коробки спального района зрительно отступят, превратятся в фон, отпустив ввысь человеческую душу.

Наталия Ловецкая

Другие материалы по теме

X