жк Днепропетровская 37 студия 3,2

Актуальное

Победа российской гидротехники. КЗС в цифрах и фактах

Более 30 лет продолжалось строительство крупнейшего Комплекса защитных сооружений на Балтике, призванного защитить Санкт-Петербург от наводнений и акваторию Финского залива от антропогенного воздействия, связанного с жизнью мегаполиса. В августе 2011 года КЗС передается в постоянную эксплуатацию.

В Комплекс защитных сооружений входят:

– защитные дамбы Д1 – Д11;
– водопропускные сооружения В1 – В6;
– судопропускные сооружения С-1 и С-2;
– шестиполосная автомагистраль с мостами, тоннелем, транспортными развязками, проходящая по гребню защитных дамб;
– подходные каналы к судопропускным сооружениям С-1 и С-2.

Масштабы

— 25,4 км составляет протяженность всего Комплекса защитных сооружений
— 22,2 км из них проходят по акватории Невской губы
— 4,55 м составляет максимальный уровень подъема воды, на который рассчитаны защитные сооружения Комплекса
— 306 наводнений было зарегистрировано в Петербурге – Ленинграде с 1703 по 2009 гг. с подъемом уровня воды более чем на 1,6 м выше уровня моря

Объемы

— 26,2 млн кубических метров составляет объем отсыпок в конструкции дамб
— 1 352 тыс. кубометров составляет объем монолитного железобетона, уложенного при сооружении дамб, водопропускных и судопропускных сооружений
— 11 402 т весят конструкции и оборудование плавучего затвора на судопропускном сооружении С-1

Если все строительные конструкции и материалы, заложенные в КЗС при строительстве, погрузить в железнодорожные вагоны и на платформы, получится состав длиной почти в 3 раза больше расстояния от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Объекты

Помимо основных сооружений, находящихся непосредственно в составе Комплекса, по титулу КЗС был построен еще целый ряд весьма интересных объектов. В частности:

– цех в Лодейном Поле по производству железобетонных балок специального профиля;
– специальный причал № 4 в торговом порту г. Выборг;
– путепровод в Лисьем Носу;
– завод по выведению малька лососевых рыб в верховьях Невы;
– уникальный по своим возможностям геодинамический полигон на мысе Шепелева, дающий информацию о подвижках земной коры и давлении водоносных горизонтов. Полигонов такого уровня в Северном полушарии только два – в России и в Греции.

Изобретения

Главной инновационной разработкой, выполненной советскими учеными и инженерами в ходе строительства КЗС, стала конструкция сегментного плавучего затвора для С-1, состоящая из двух батопортов, опорных рам, шаровых опор и приводов батопортов. Работа затвора обеспечивается автоматической системой управления. При корректировке проекта батопорты были модернизированы, с тем чтобы они могли успешно эксплуатироваться в сложных погодных условиях, при повышенной ледовой нагрузке. В частности, была разработана система мягкой посадки батопорта на порог.

Для автомобильного тоннеля под С-1 разработана особая конструкция деформационного шва между отдельными секциями с применением ОМЕГА-профилей.

Ряд новаций коснулся систем инженерного обеспечения тоннеля. Там появились: дополнительная продольно-поперечная система вентиляции на случай пробок и чрезвычайных ситуаций; дренчерная система пожаротушения с разбивкой на отдельные отсеки; система газового пожаротушения с использованием озононеразрушающих веществ; автоматическая система управления дорожным движением.

Также на участке КАД, проходящем по гребню дамб, реализован уникальный комплекс мероприятий по сбору, отведению и очистке сточных ливневых вод.

Исторические факты

При Петре I для защиты города от наводнений поднимали основания сооружений. В дело шел грунт, извлекаемый при рытье судоходных каналов. Высота насыпей местами достигала 12 м. С той же целью был прорыт Обводный канал.

Вплотную темой защиты Петербурга советские инженеры занялись после наводнения 1955 г., четвертого по силе за всю историю Северной столицы. Превышение ординара тогда составило 293 см.

Во время визита генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. БРЕЖНЕВА в Ленинград, предпринятого специально, чтобы решить вопрос о начале строительства, предприимчивые ленинградцы подняли отметку подъема воды на Невских воротах Петропавловской крепости на 50 см выше. Прием сработал – решение о строительстве КЗС было принято.

Во времена плановой экономики была возможность точно подсчитать прямой экономический эффект от проекта, сложив экономию средств на капитальном ремонте подтопляемых зданий, экономию на бензине, резине, времени в результате проезда транзитного и большегрузного транспорта по КАД в обход центра города и т. д.

Когда Совет Министров СССР принимал решение о начале стройки, Ленгидроспецстрою было поставлено жесткое условие: не переманивать на КЗС ни одного человека с других строительных площадок Ленинграда. В результате производственные ресурсы пришлось формировать с «нуля»: набирать кадры, создавать материально-техническую базу, включая карьеры для добычи нерудных материалов, парк машин и механизмов, предприятия стройиндустрии, жилой фонд и социальную инфраструктуру для гидростроителей и их семей.

Автодорожный мост в районе С-2 был построен значительно раньше примыкающих к нему дамб. Долгое время он представлял загадку не только для тех, кто его видел, но и для иностранных спецслужб. Строители в шутку называли мост «антирейгановским». Когда с двух сторон к мосту были подведены дамбы, все разъяснилось.

Восемь недель продолжались в 1992 г. испытания Северного затвора, проводимые вместе с голландскими специалистами. Были опробованы все варианты закрытия – открытия затворов четырех водопропускных сооружений, чтобы убедиться, что акватория Невской губы «слушается» КЗС. Карту течений удается правильно перестраивать с помощью затворов, обеспечивая промывание всех участков.

Логотип ФКП "Дирекция КЗС Минрегиона России".jpg

Санкт-Петербург,
Торжковская ул., д. 5
Teл.: 496-5060, 496-5036
www.dambaspb.ru

Другие материалы по теме

X