жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Цена на скорость. Комментарии экспертов

В 2011 г. приобрел конкретные очертания амбициозный проект ОАО «РЖД»  – создание сети высокоскоростных магистралей. Принять соответствующее решение Правительству РФ помог Чемпионат мира по футболу 2018 г. Экономика проекта до сегодняшнего дня остается не вполне понятной.

Весной этого года руководство ОАО «Скоростные магистрали», дочерней компании ОАО «РЖД», предъявило общественности основные параметры проекта по строительству выделенной линии для скоростного движения поездов между Москвой и Санкт-Петербургом. Одновременно получили официальное подтверждение планы правительства и РЖД построить скоростную ветку от Москвы до Екатеринбурга протяженностью 1500 км через Владимир, Нижний Новгород и Казань, а также короткую ветку между Казанью и Самарой. Высокоскоростное движение в России предусматривает движение поездов со скоростью до 400 км/ч.

Невозможно сравнивать

Эти замыслы получили, что называется, большую прессу, причем не всегда благожелательную. Стоимость всех трех проектов составляет, согласно подсчетам ОАО «Скоростные магистрали», порядка 2,5 трлн руб. При этом экономическая обоснованность этих затрат, так же как и их эффективность, трудно поддается проверке.

Критики проекта сомневаются в наличии в России достаточного платежеспособного спроса на скоростные пассажирские перевозки. Сравнивая же стоимость ВСЖМ 1 (Москва – Санкт-Петербург) со стоимостью аналогичных объектов в Китае, Аргентине и других странах мира, они получают результат, который говорит не в пользу России.

Изначально «Сапсан», развивающий скорость до 250 км/ч на действующей линии между Москвой и Петербургом, рассматривался как экономвариант скоростного движения. 15 млрд руб., вложенных в модернизацию существующей инфраструктуры, не идут ни в какое сравнение с заявленными в апреле 2011 г. 1,2 трлн руб. на строительство ВСЖМ 1. Однако практика показала, что разгонять «Сапсан» до 350 км/ч, как это предполагалось сделать вначале, на общей линии технически невозможно. Кроме того, к лету 2011 г. инициаторы проекта ВСЖМ стали называть более скромные цифры.

– До проведения тендера стоимость трассы Москва – Петербург (протяженность ее составляет 658 км) оценивается в сумму от 500 до 700 млрд руб. – без учета мостов и вокзальных комплексов, – поясняет Денис МУРАТОВ, генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали». – Вокзальные комплексы дают довольно быструю окупаемость, поэтому выведены в отдельный проект. Один километр дороги будет стоить от 19 до 26 млн евро, с учетом геологических условий и выкупа земли у частных собственников.

Не исключено, что по итогам проведения тендера сумма затрат окажется более низкой, благодаря тому, что РЖД ведет работу по гармонизации строительных стандартов с европейскими нормами, а также тому, что мы предоставим победителю готовые результаты геологических изысканий.

При этом, говорят эксперты, прибыль скоростной дороги, при стоимости проезда по ней на уровне $100, вряд ли окажется выше 300 млн руб. в год.

Спрос, рожденный предложением

В 2010 г. «Сапсан» перевез 1,8 млн человек, «оттянув» с соответствующих авиалиний 30% пассажиров, согласно данным, опубликованным в газете «Ведомости». При этом заполняемость «Сапсана» оказалась чуть выше 80%.

На этом фоне 8–12 млн пассажиров в год, прогнозируемые ОАО «РЖД» для ВСЖМ 1, выглядят чересчур оптимистично. Еще больше вопросов вызывает уровень потребительского спроса на высокоскоростные перевозки между менее развитыми в экономическом отношении городами, скажем, Самарой и Казанью.

– Подобные проекты не имеют прямой экономической окупаемости нигде в мире, – утверждает Д. Муратов. – Поэтому они финансируются на средства государства. Или кредитными средствами, выданными исключительно под гарантии государства. Но социально экономический эффект, приносимый ими, всегда в 3–4 раза превышает вложения.

Опыт других стран наглядно говорит о том, что на расстояниях между городами до 900 км ВСМ является наиболее эффективным видом транспорта и стимулом для развития регионов. Например, Лилль был стагнирующим шахтерским городом, а теперь благодаря внедрению ВСМ стал третьим по значению финансовым центром Франции. Высокоскоростное железнодорожное сообщение под Ла-Маншем позволяет 400 тысячам граждан Франции жить и работать в Лондоне. В Испании в результате строительства новой магистрали приток туристов в Малагу вырос на 25%.

ВСМ меняют представление людей о расстоянии и времени, стимулируют мобильность, конкурентоспособность и качество жизни людей и ориентированы далеко не только на бизнес, как это принято считать.

Риск поделен

Как бы там ни было, риски сбыта высокотехнологичной услуги государство оставляет себе. Создавать высоко-скоростные магистрали предполагается на условиях государственно-частного партнерства, по договорной модели контрактов жизненного цикла.

Половину стоимости проекта государственный бюджет внесет в течение первых 4 лет его реализации.

Оставшуюся половину победителю предстоит привлечь в виде кредитов от иностранных банков под гарантии РФ. Их компания будет гасить из средств, перечисляемых российским бюджетом в течение 30 лет – срок, на который рассчитан контракт жизненного цикла. В эти выплаты включается и маржа компании от поддержания дороги в рабочем состоянии. Ее размер будет зависеть от качества работы железной дороги.

В итоге 100% собственности на созданный объект инфраструктуры остается в руках государства.

– Таким образом, на стадии создания объекта инфраструктуры снижается нагрузка на бюджет, – заявил Д. Муратов на форуме «Стратегическое партнерство 1520». – Однако главное достоинство этой договорной модели в том, что благодаря длительному сроку контракта и привязке платежей на этапе эксплуатации к состоянию объекта у инвестора появляется мотивация поддерживать надлежащие технико-эксплуатационные качества объекта в течение всего срока. Кроме того, с государства снимаются риски, связанные с ошибками проектирования и строительства, с неправильной эксплуатацией, снижается объем административно-хозяйственных издержек.

Предполагается, что для полноценного участия в тендере на строительство и последующее обслуживание дороги компаниям придется организовать консорциумы, в состав которых войдут банки, проектные бюро, строители и железнодорожные операторы. Конкурсная документация находится сейчас в стадии подготовки. «Скоростные магистрали» намерены объявить тендер уже в декабре и провести его в течение 2012 г.

После заключения КЖЦ в форме концессионного соглашения и финансового закрытия сделки в 2013 году концессионер приступает к проектированию и строительству ВСЖМ 1, которое планируется завершить к 2018 году.

Передача скорости

Несмотря на довольно жесткие условия, желающих поучаствовать в тендере достаточно. Среди них называют немецкую DB, французскую SNCF, испанскую RENFE, а также компании из Китая и Южной Кореи. От испанской государственной компании – оператора железных дорог ADIK поступило на этот счет официальное заявление.

При этом победителю предстоит не только построить дорогу, но и передать технологию. Проектным командам предстоит предложить свою комбинацию из существующих сегодня технологий: строительства на балласте (насыпи), на «тощем» бетоне и на эстакадах.

В любом случае государство и РЖД отказываются от ответственности за выбор технического решения. Все технические и технологические риски предстоит поделить между собой проектировщикам и провайдеру.

Отдельный тендер будет проводиться на поставку подвижного состава для ВСЖМ 1. В выигрыше должна оказаться та компания, которая предложит лучшие условия трансфера технологии или более высокую степень локализации производства. Д. Муратов приводит в пример Китай, где уровень локализации в производстве подвижного состава составляет 98%. В производстве поездов «Ласточка» для Сочи уровень локализации достигает 80%.

Одной из проблем экономики России, по мнению западных экспертов, является большая удаленность городов друг от друга при слабых транспортных связях. Это снижает мобильность людей и препятствует интеграции. В этом смысле ВСМ действительно могут стать драйвером роста для регионов, по которым пойдут скоростные поезда.

Наталья Андропова

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X