жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Дорога, которую выбирают. Об открытии новой трассы Малой Октябрьской железной дороги

В середине июля Малая Октябрьская железная дорога в Петербурге стала длиннее на 10 километров. В торжественной обстановке состоялось открытие ее второй трассы, которая протянулась от Купчино до станции Царское Село.

Открытия новой трассы детской железной дороги ждали много лет (см. СГХ № 126). Старожилы рассказывают, что несколько раз строители начинали ее строительство, а потом откладывали. Мешали то кризис, то отсутствие денег, то еще какие-то проблемы.

Кстати, строительство первой детской железной дороги в Ленинграде тоже пришлось переносить. По первоначальному плану оно должно было начаться еще в 1939 году. А саму трассу детской железной дороги предполагалось проложить от Невского лесопарка до реки Оккервиль. Но осуществиться этим планам помешала Великая Отечественная война. И лишь в 1947 году вспомнили о былом начинании. В 1948 году по Малой Октябрьской железной дороге уже пошли первые поезда. Ее трасса проходила от Озерков до Старой Деревни.

Малая Октябрьская железная дорога на севере города просуществовала почти полвека. Но в 1960-е годы ее начали укорачивать, застраивая городские окраины. Сейчас от нее сохранилось всего два километра путей и две станции – Озерная и разъезд Юный.

Дорога – не игрушка

На открытии новой трассы президент ОАО «РЖД» Владимир ЯКУНИН напомнил присутствующим, что малая железная дорога – это не развлечение или аттракцион, а настоящий центр профессиональной ориентации молодежи на железнодорожные профессии. По его подсчетам, 80% ребят, которые приходят сюда обучаться железнодорожным специальностям, потом выбирают именно профессию железнодорожника. Поэтому делом чести для железной дороги было построить для детей полноценную Малую железную дорогу. Тем более что, по словам Якунина, у детской дороги есть социальная функция, так как обучение, питание и обмундирование детей здесь совершенно бесплатное. А в Петербурге на МОЖД занимаются и дети из детского дома, и из малоимущих семей.

Местом для строительства новой трассы Малой Октябрьской железной дороги была выбрана территория в полосе отвода железнодорожной линии между платформами Купчино и 21-й км. Такое расположение детской дороги не случайно. Именно здесь располагалась насыпь первой в России железной дороги, проложенной в 1837 году между Петербургом и Царским Селом.

Проектная длина главного пути Малой Октябрьской железной дороги составляет 9,9 км, и по этому показателю она уступает только Свободненской (Амурской) детской железной дороге, длина которой 10,5 км. По всем остальным характеристикам новая МОЖД превосходит все имеющиеся в России детские железные дороги.

Уникальный объект

Как рассказали в пресс-службе ОАО «РЖД», новая детская железная дорога представляет собой уникальный транспортный объект. Проект новой трассы разработан институтом «Ленгипротранс».

В рамках проекта ОАО «РЖД» было осуществлено строительство низких пассажирских платформ на новых станциях Царскосельская (в районе остановочного пункта 21-й км), Молодежная (в районе остановочного пункта Купчино) и на разъезде Юный (в районе остановочного пункта Шушары). Произведена укладка мостов через реки Волковку и Кузминку.

На станции Царскосельская построен ангар для отстоя тепловозов и вагонов. На станциях Царскосельская и Молодежная возведены вокзальные комплексы на 40 человек. Кроме того, на протяжении всей трассы произведены работы по укладке пути и переустройству коммуникационных сетей.

Для выполнения этих работ в мае 2009 года между правительством Петербурга и ОАО «РЖД» было подписано соглашение о сотрудничестве. В его рамках правительство города обеспечило финансирование для выполнения работ по выносу из зоны строительства существующих там инженерных сетей.

Оборудована по-взрослому

Слово «детская» в названии железной дороги отражает возраст ее сотрудников. Все они – от стрелочника до машиниста – школьники. А вот системы и механизмы, работающие здесь, вполне «взрослые».

Новая Малая Октябрьская дорога включает в себя три раздельных пункта с разнообразной инфраструктурой. Станция Молодежная впервые на сети детских железных дорог выполнена как станция тупикового последовательного типа. Она состоит из двух приемоотправочных путей с боковыми пассажирскими платформами и одного отстойного пути. Разъезд Юный состоит из одного главного и одного приемоотправочного пути с островной пассажирской платформой между ними. Раздельные пункты Молодежная и Юный оснащены микропроцессорной системой централизации стрелок и сигналов типа ЭЦ-ЕМ, управляемой с единого поста ЭЦ, расположенного в здании вокзала станции Молодежная.

Конечная станция Царскосельская, расположенная на окраине города Пушкина, имеет два сквозных приемоотправочных пути с боковыми пассажирскими платформами, один тупик для оборота локомотивов и пять деповских путей в ангаре, в том числе три для отстоя вагонов и два для отстоя локомотивов. В здании вокзала на станции Царскосельская располагается пост ЭЦ для управления маршрутно-релейной централизацией системы ЭЦ-12-2003. При этом стрелки на деповских путях специально не централизуются для возможности приобщения юных железнодорожников к работе стрелочника.

На перегоне Юный – Царскосельская смонтирована автоматическая блокировка АБТЦ с четырьмя проходными светофорами в каждом направлении. Кроме того, для обеспечения безопасности на участке Купчино – Царское Село установлены системы видеоконтроля железнодорожного пути, а также специальный телевизионно-тепловизионный комплекс.

Эксперты также отмечают, что новая трасса детской железной дороги оборудована всеми современными видами связи – оперативно-технологической, двусторонней парковой, вокзальной оповестительной, поездной и маневровой радиосвязью. Все это позволяет говорить о том, что по своей технической оснащенности новая трасса детской железной дороги является одной из самых современных в стране.

Между тем часть старого оборудования, которое еще используется на российских железных дорогах, здесь все-таки было решено оставить. Ведь будущие железнодорожники должны быть готовыми к любым неожиданностям и нештатным ситуациям. Также решено оставить в строю и старую ветку в Озерках, чтобы проживающим в северных районах Петербурга воспитанникам детской железной дороги не пришлось ездить слишком далеко. А новая ветка сможет активно развиваться.

Владимир Якунин пожелал Петербургу не останавливаться на достигнутом. Продолжить обустройство прилегающей к железной дороге территории можно, построив рядом с Детской железной дорогой Русский Диснейленд.

Такой детский парк может стать не менее уникальным объектом, как и сама дорога. Уже известно, что одна из итальянских компаний разработала и предложила проект строительства развлекательного парка. Однако, как заявили в руководстве ОАО «РЖД», строительство такого парка – это лишь один из вариантов развития данной территории. Решение о его строительстве еще не принято, о сроках или стоимости проекта говорить пока рано.

Светлана Смирнова

Другие материалы по теме

X