жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Сочи – наследник БАМа. Об уникальном опыте советских строек

Критики Зимней Олимпиады любят напомнить: Лондон воспользовался Олимпиадой 2012 года для того, чтобы «вытащить» свои депрессивные районы, сделав акцент на реконструкцию. Россия же предпочла создать олимпийскую площадку и инфраструктуру к ней практически с «нуля».

Можно спорить о том, целесообразно ли тратить средства государственного бюджета, чтобы привести в порядок крупнейший курорт страны. Но если посмотреть на ситуацию глазами строителей, становится понятно: задач такого масштаба перед ними не ставили с 1989 г., когда был сдан в эксплуатацию БАМ. Им дали шанс доказать на практике, что мощный отечественный строительный комплекс не только пережил трудные времена, но и сохранил лучшее, что было в советской системе управления строительством.

Неудивительно, что в Сочи встречается немало бывших бамовцев, а одним из лидеров олимпийской стройки является ООО «Корпорация Инжтрансстрой», основателем и руководителем которой является Ефим Владимирович БАСИН, в прошлом – начальник Главбамстроя, Герой Социалистического Труда.

Басин.jpg– Даже человеку, далекому от строительства, ясно, сколь масштабная задача стоит перед нами, – подчеркивает генеральный директор ООО «Корпорация Инжтрансстрой» Е. В. Басин. – Но это нам только прибавляет профессионального азарта. В олимпийском Сочи корпорация ведет строительство Главного олимпийского медиацентра, реконструировала аэропорт, прокладывает сложнейшую в инженерном отношении автомобильную дорогу от горно-климатического курорта Альпика-Сервис до финишной зоны горнолыжного курорта «Роза Хутор» с устройством подъездов к санно-бобслейной трассе, Фристайл-центру, Сноуборд-парку и Горной олимпийской деревне, обустраивает трассу для лыжных гонок двоеборцев. Также мы сооружаем грузовой район порта «Сочи Имеретин­ский» и начали реконструкцию Сочинского мор­ского пассажирского порта.

Ни сотрудники корпорации, ни серьезные сторонние эксперты не сомневаются, что такой объем государственного заказа в Сочи компании удалось получить благодаря уникальному управленческому опыту самого Е. В. Басина.

Собственный стиль

Всегда интересно, как судьба «готовит» человека к самым ярким и творчески напряженным моментам его биографии.

Свои первые шаги в профессии Басин сделал в ярославском Севтрансстрое. Карьеру начал нормировщиком, освоив методы организации труда, изучив расценки, работу со сметой. За недолгий срок прошел путь до начальника СУ-302, научившись рассчитывать производственные силы и мощности, расставлять людей, определять этапы работы.

В 1967 г. в Горьком в качестве заместителя управляющего Гортрансстроя Е. Басин уже руководит 8 000 человек и курирует сотни разноплановых объектов, строящихся на огромной территории Владимирской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Горьковской, Кировской областей, а также в Мордовии, Мари, Татарстане. Коллеги считают, что характерный стиль работы Басина сформировался именно в этот период.

– Мне всю жизнь почему-то «везло»: доставались тяжелые объекты, – говорит он сам. – Я понял, что если не будешь бывать на объектах, не будешь встречаться с людьми, потеряешь контроль над стройкой.

Сдача объектов шла тяжело, убытков было много. Басин сосредоточился на четкой постановке задач, распределении людей по «горячим» и сдаточным объектам.

– Только через годы, поднабравшись опыта, я понял, почему нам, молодым специалистам, руководители Минтрансстроя уделяли так много внимания… Из года в год нас обучали главному предмету в этой школе руководящих кадров – технологии выработки и принятия решений. Наши наставники просто практиковали наработанное многими годами транспортного строительства стратегическое мышление, прививая его нам.

Какие бы объекты ни получал в работу Басин, он всегда начинал с их диспетчеризации:

– У меня всегда под рукой была сводка. Я знал, сколько вагонов вчера и сегодня пришло, сколько разгрузили, какой объем кладки выполнен за смену и сколько отсыпано кубов земли. Для меня это закон – точный оперативный учет всего, что делается на стройке. Я и до сих пор придерживаюсь этих правил. И очень жестко требую, чтобы они выполнялись.

Коллеги вспоминают, что он никогда не руководил из кабинета, по телефону, многие вопросы решал непосредственно на стройплощадках. Умел улаживать одновременно проблемы с заказчиками, субподрядчиками, проектировщиками, снабженцами. Кадровых «революций» не устраивал, но требовал дисциплины и умел быстро сформировать работоспособную команду.

Испытание на прочность

Ефим Басин всегда отказывался признавать БАМ чисто идеологическим мероприятием застойной эпохи. Он и сейчас утверждает, что освоение и развитие необжитой территории площадью в 1,5 млн кв. км (примерно три Франции) было экономически и политически оправданно. Басин верил в то, что делает, когда после Академии народного хозяйства стал заместителем начальника Главбам­строя. Ему предстояло курировать работу четырех управлений, готовить к сдаче в эксплуатацию первый участок магистрали Усть-Кут (Лена) – Кунерма. На нем также лежала ответственность за сооружение Тайшетского комбината строительной индустрии, завода по ремонту дорожно-строительных машин и Тайшетского железнодорожного узла.

Как обычно, он сразу изменил стиль руководства строительством. Начал внедрять автоматизированную систему управления, хозяйственный расчет, коллективный подряд, разработал систему мер для стимулирования роста производительности и выполнения целевых задач. Сумел сосредоточить основные материально-технические, финансовые, людские ресурсы на решающих участках.

Он стал тем руководителем, который смог довести огромное дело до завершения в условиях недостаточного снабжения и финансирования. До конца 1989 г. надо было ввести в постоянную эксплуатацию 1632 км железнодорожных путей (из 3110), довести путь до технических нормативов, электрифицировать половину Западного участка магистрали и оборудовать устройствами электрической централизации и автоблокировки дорогу от Лены до Ургала.

Помимо этого – построить 15 железнодорожных станций, локомотивные депо, 56-километровый обход Северо-Муйского тоннеля, в составе которого строились два тоннеля, виадуки до 70 м высотой – в условиях сурового климата, сложной гидрогеологии и высокой сейсмики.

В 1989 г. на БАМе было введено основных фондов на 1 млрд руб., 600 км пути и 120 тысяч квадратных метров жилья.

За годы перестройки здесь был сформирован мощный строительный комплекс, обладающий проектными институтами, базой стройиндустрии, трестами с опытом работы в экстремальных условиях Севера.

Предолимпийский Сочи

В 1990-х Басин доказывал Анатолию ЧУБАЙСУ, что приватизацию строительных трестов можно проводить только в комплексе – иначе распыляются активы, утрачиваются мощности. ООО «Корпорация Инжтрансстрой», в момент регист­рации не имевшее даже собственного офиса, развивалось именно так – прирастая проектными, изыскательскими, производственными подразделениями.

– Мы постоянно ищем новые технологии, новую технику, механизмы, – обозначает свой подход Басин. – Например, освоили американскую машину для разборки бетона «Вермиер». Укладку бетона в ведем с помощью комплекса «Гомако». Машины укладочные – свои. Бетонные заводы – свои.

Мы очень мобильны. В течение 1–2 месяцев разворачиваемся практически на пустом месте: то ли это тайга, то ли тундра – все равно. Первым делом создаем базу. Штабы формируем. И приступаем к работе.

Во всем мире, в том числе и в России, заказчику надо, чтобы он обеспечивал только финансирование, все остальное – дело рук исполнителей, генподрядчика. И на это надо идти смело, тогда будет результат. Тогда будет обеспечена наибольшая конкурентоспособность.

Условия Сочи только на поверхност­ный взгляд несравнимы с условиями Сибири. Здесь тоже высокая сейсмика и очень трудная геология. Когда в декабре 2009-го штормом смыло наполовину пост­роенный грузовой порт в Имеретинской низменности, пришлось перенести сроки сдачи объекта в эксплуатацию.

Работу по сооружению автодороги в высокогорном районе были вынуждены начать зимой. Вся доставка материалов осуществлялась по размытым грунтовым склонам, имеющим сильный уклон. Приходилось возить длинномеры вездеходными демпферами, бульдозерами, тащить в гору бетон в трехосных миксерах с полным приводом – техникой в «город­ском» исполнении здесь было не обойтись (см. СГХ № 121).

С точки зрения логистики поставок Сочи оказался не менее пустынным регионом, чем тайга. Компаниям пришлось создавать здесь «олимпийскую» стройиндустрию.

Как всегда, Басин лично определил круг лиц, ответственных за строительство, курирующих объекты, контролирующих выдачу рабочей документации, соблюдение техники безопасности, требований к качеству, к соблюдению экологической политики корпорации. Он постоянно контролирует ход работ с помощью веб-камер на месте в режиме он-лайн и приезжая в Сочи несколько раз в месяц.

Отдавая должное Басину-организатору, сотрудники Инжтрансстроя утверждают, что им передается его влюбленность в профессию, позволяя решать немыслимые задачи.

Подготовила Наталья Цветкова

Редакция выражаем благодарность пресс-службе ООО «Корпорация Инжтрансстрой» за предоставленные материалы.

Другие материалы по теме

X