жк Днепропетровская 37 студия 3,2

Актуальное

Великая тайна тарифа. Политики и чиновники о необходимости общественного контроля над тарифами на коммунальные услуги

Эксперты, проанализировавшие тарифообразование, утверждают, что коммунальные службы более чем на треть завышают плату, выставляемую потребителям. Долю перекрестного субсидирования в тарифах чиновники и промышленники оценивают по-разному.

Субсидии идут на убыль

По словам заместителя председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Ирины БУГОСЛАВСКОЙ, горожане оплачивают только 82% от среднегородского тарифа на коммунальные услуги. Разница – 18% – покрывается за счет средств городского бюджета и перекрестного субсидирования (т. е. завышенных тарифов для предприятий). Государство идет на это, чтобы снизить для населения и без того большую нагрузку по оплате коммунальных услуг. В бюджете на эти цели предусмотрено более 5 млрд рублей. Но сейчас регионам предписано снижать компенсационную долю.

Бугославская напомнила, что ФЗ-261 претерпел изменения в части сроков установки приборов учета. Правда, наличие приборов учета само по себе не приведет к ресурсосбережению. К сожалению, управляющие компании не занимаются установкой счетчиков, а ресурсоснабжающие организации в этом не заинтересованы – чем больше они продадут, тем больше доходы.

Хотят все знать

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Александр ОЛЬХОВСКИЙ не согласен с тем, что РСО заинтересованы в механическом наращивании объемов отпуска. Прибыль от количества проданного ресурса – всего лишь один из нескольких источников доходности. Руководители коммунальных служб работают по всем направлениям.

Вместе с тем в России конкурентный рынок коммунальных услуг так и не создан, здесь царят монополисты. Поэтому цены на их услуги завышены, а информация как по структуре тарифов и механизмам расчетов, так и по объемам потребления закрыта. Пока не появятся конкуренты и вместе с ними – избыток ресурсов, у потребителя не будет возможности выбирать РСО, и тарифы останутся завышенными.

По мнению депутата, следует повысить роль государственных и общественных организаций в контроле над тарифами. А все необходимые для самостоятельного расчета исходные данные и методика расчета должны быть в легком доступе для желающих провести самостоятельные вычисления.

– Эту великую тайну надо было уже давно открыть людям. Любое злоупотребление начинается с сокрытия информации, – заявил он.

Тарифообразование – статья УК

Член правления саморегулируемой организации «ОККЕРВИЛЬ» Игорь МИХАЙЛОВ разделяет мнение, что у РСО много источников прибыли, не связанных с увеличением реального отпуска ресурса. Так, в тарифе на тепло, по его мнению, имеется, по крайней мере, три слоя накруток. Это проверено на конкретных домах.

Как рассказала председатель саморегулируемой организации «ОККЕРВИЛЬ» к.э.н. Елена ПАНИНА, дому по Ирининскому проспекту было выставлено требование доплатить 23 млн рублей за «недовыставленное теплопотребление» в течение года. Проверка соблюдения законодательно-правовой базы при расчете платы, проведенная независимыми экспертами, показала, что в действительности должником является ГУП ТЭК, которому следует вернуть жильцам 3 млн рублей.

– Мы судились более 50 раз. Что любопытно, как только мы начали задавать правильные вопросы, ГУП ТЭК стал снимать свои претензии по доплате, а суды выносить решение в пользу жильцов. Это говорит о том, что у нас нормальная законодательная база. Нам не хватает ни законов, а их исполнения, – подчеркнула Панина.

Эксперты пришли к заключению, что петербуржцам предъявляют плату, рассчитанную по неверным исходным данным: тарифы накручены, а нормативы игнорируются или применяются неуместно. Аналогичная ситуация наблюдается и в зоне влияния ТГК-1.

По данным правления СРО «Оккервиль», накрутка на тарифы по теплоснабжению для петербуржцев в среднем достигает почти 46%. В целом же по городу речь может идти о десятках миллиардов рублей, незаконно изымаемых у населения только по строке «теплоснабжение». Выплату из бюджета – 5 млрд рублей – которой покрывают разницу в завышенных тарифах, эксперты организации рассматривают как хищение в особо крупных размерах (ст. 159, ч. 4 УК).

Потребитель вне системы

Все происходящее стало возможным потому, что законы подменяются админист­рированием, а российские потребители оказались за пределами системы, устанавливающей тарифы, поясняет Панина. В договорной цепочке за ними закреплена только обязанность безропотно и вовремя платить столько, сколько напишут в квитанции. Вопрос о качестве услуги не стоит в повестке дня контролирующих и надзорных органов.

К такому тарифному процессу, по словам представителей СРО «Оккервиль», причастны:

– прокуратура, которая самоустранилась от тщательной проверки исполнения законов и постановлений правительства;

– Сбербанк, заблокировавший законный механизм списания задолженности; с дома (организации) списываются средства чохом, без учета целей их сбора;

– госорганы, в частности – Жилищный комитет, районные администрации, Жилищная инспекция. На всевозможных комиссиях, состоящих из чиновников, вместо действительной сверки баланса, проверки обоснованности платы, представителям потребительских организаций выкручивают руки;

– ВЦКП, который длительное время задерживает перевод денег монополистам. Ситуация не афишируется и, видимо, поэтому никого не беспокоит. Между тем только по одному дому ВЦКП сумел задолжать жилищным и коммунальным организациям около 12 млн рублей, в том числе ТСЖ – 6,5 млн руб. (за 2 года), ГУП ТЭК – около 4 млн руб. (за тот же период), Водоканалу – 1,5 млн руб. (за один год).

По мнению Елены Паниной, в Петербурге официальными лицами умышленно замалчивается содержание ФЗ-123, который разъясняет все законы, так или иначе затрагивающие тарифообразование. Кстати, в этом законе говорится, что потребителям, подавшим до 18 сентября 2011 года заявку на установление приборов учета, ресурсоснабжающая организация обязана это сделать за свой счет до 18 сентября.

– Еще много чего неприятного для монополистов и УК там написано. Поэтому закон и не пропагандируется, – считает она.

Ответное слово

Комментируя выступления представителей СРО «Оккервиль», Елена Бугославская пояснила, что тарифы на коммунальные услуги утверждаются после независимой экспертизы и слушаний. Никогда в тарифы не вводятся сверхнормативные или нецелевые расходы. При расчете тарифа по теплопотреблению применяется коэффициент, учитывающий фактическую среднесезонную температуру наружного воздуха.

При этом Комитет по тарифам ни разу не удовлетворил заявки монополистов в полной мере, они всегда уходят недовольные. Информация по структуре тарифов открыта, доступна на сайте КТ и монополистов.

Депутат Александр Ольховский считает, что гражданская активность может повлиять на поведение участников рынка.

– В СПб приватизировано 85% жилья. Хочу обратиться к собственникам – учитесь себя защищать законным способом. Только общественный контроль сможет остановить ценовой беспредел, – заявил он.

Перекрестное субсидирование

Практика перекрестного субсидирования заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробнее. Как рассказала корреспонденту СГХ Елена Бугославская, перекрестное субсидирование сохраняется по холодному водоснабжению, водоотведению и электроснабжению. При этом разницу в тарифах для населения по электроэнергии, холодному водоснабжению и водоотведению оплачивают предприятия. А разницу по теплоснабжению компенсирует городской бюджет.

По данным Комитета по тарифам, перекрестное субсидирование увеличивает тарифы для промпредприятий на 2–3%.

Депутат Александр Ольховский со ссылкой на руководителей компаний утверждает, что эти нагрузки достигают 30–50%, взвинчивая тариф почти в 1,5 раза.

Он также обратил внимание на то, что малый бизнес не понимает, почему с них каждый раз берут заново за технологическое присоединение. Справедливее при расширении производства платить только по факту проведенных работ, а не за работу, обозначенную в бумагах.

Как отмечает Елена Панина (ранее в Госстрое она имела аккредитацию по расчету тарифов для всех категорий потребителей), несмотря на большую разницу в подходах к тарифообразованию для населения и промышленных компаний, многое их объединяет. В частности, и те, и другие тарифы не прозрачны. Получить исходные данные, которые бы позволили убедиться в исполнении законов при их расчете и утверждении, практически невозможно. А значит, злоупотребления в выставлении счетов неизбежны для любой категории потребителей.

Ирина Кравцова

Другие материалы по теме

X