жк днепропетровская 37 квартиры

Строим Добро

Дороги – повод для гордости. О приоритетах Петербурга в развитии улично-дорожной сети

Суть и смысл транспортной стратегии Петербурга совпадает с транспортной стратегией всех европейских мегаполисов – максимально разгрузить общие транспортные потоки, «развязать» конфликтные узлы и перекрестки, обеспечить приоритет общественному транспорту.

О перспективах развития Питера как транспортного мегаполиса рассказывает председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры админист­рации Санкт-Петербурга Борис Михайлович МУРАШОВ.

– Недавно вы заявили о том, что собираетесь все дороги Петербурга привести в нормативное состояние к 2015 году. Каким образом планируется решить эту задачу?

Мурашов .jpg– Прежде всего за счет повышения производственной и технологической дисциплины при строительстве дорог. Путем изменения социального статуса дорожного строителя. Путем поощрения тех организаций и людей, которые успешно внедряют новые технологии и изобретения, удлиняющие гарантированный срок годности дороги при удешевлении ее строительства.

Настало время для того, чтобы дать отрасли второе дыхание. Превратить ее из депрессивной, заранее обреченной на неэффективное проедание средств, в интенсивную ударную стройку.

Мы обследовали большинство питерских дорог. Более трети из них признали аварийными. Весенними поправками в бюджет нам уже второй год подряд удается увеличить расходы на текущий ремонт дорог. Достигли приемлемой цифры в 4600 млн рублей. Эта та критическая цифра, ниже которой невозможно работать, ставя целью ежегодное снижение аварийного состояния дорог.

Если в начале года у нас было 33% дорог, находящихся в аварийном состоянии, то к концу года их число сократится до 15%. Это очевидный прогресс. Но ежегодный износ дорожного покрытия составляет около 10%. Нетрудно посчитать, что к 2015 году мы выйдем на ремонт ежегодного износа. Такого не было в новейшей истории города. При этом новые технологии через четыре года снизят и сам износ дорог до 5%. В цифрах – это снижение расходов на ремонт в 2 раза после 2015 года.

Уже со следующего года мы начнем отчитываться перед горожанами не только за освоение средств и квадратные метры ремонта, но и за миллиметры износа построенных и отремонтированных улиц.

– А что будет сделано уже в текущем году?

– В текущем ремонте будет в общей сложности 440 улиц. Это 4 млн кв. м дорог. При этом перед дорожными строителями поставлена задача – завершить весь текущий ремонт городских магистралей до 1 сентября.

Мы понимаем: в конце августа, когда все вернутся из отпусков и начнется подготовка к новому учебному году, любое перекрытие городских магистралей вызовет проблемы. Поэтому так важно было весной взять резвый старт. И это получилось.

В мае – июне в хорошем темпе и качестве были выполнены Английская набережная, Уральская улица, приведены в порядок трасса А-121, Московский проспект, Дунайский проспект, Кубинская улица. Одновременно выполнялись объекты комплексные. Это те улицы, на которых менялись инженерные сети и выполнялся капитальный ремонт. Удачный пример – Большая Конюшенная, Кронверкский проспект и Гороховая улица.

– Как бы вы обозначили направление, в котором развивается транспортная и дорожная отрасль Петербурга?

– Ее специфику сейчас определяет растущая автомобилизация населения. Еще 20 лет назад трудно было предположить, что на дорогах Петербурга одновременно окажется около 2 млн единиц техники. Поэтому городские дороги надо делать особо прочными и ремонтировать качест­венно и быстро.

Мы уже научились, не меняя цены вопроса, использовать при строительстве дорог шведские технологии с применением особо прочных материалов типа порфиритов вместо традиционных габбродиабазов. На проспекте Добролюбова апробирована инновационная технология ресайклинга. Это очень быстрое и недорогое укрепление конструктивных слоев дороги. Производится оно путем их перемешивания и добавления в образовавшуюся смесь специальных составов, повышающих упругие свойства дороги.

Наш город стоит на слабых грунтах, и дороги, которые строились в 1970 году, уже отработали свой срок и требуют замены конструктивных слоев для колоссальных нагрузок автотранспорта нового века. Используя метод ресайклинга, мы получаем двукратную экономию, сохраняя городу миллиарды рублей.

– Это ваш ответ критикам, которые называют российские дороги самыми дорогими в мире?

– Во многом разговоры о дороговизне наших дорог – это миф. В абсолютных величинах наша смета на строительство километра новой дороги не очень-то отличается от европейской.

Другое дело, что у нас до последнего времени хромало качество исполнения. Брак стоит дорого. Так же дорого стоит частичное перекрытие ремонтируемой дороги. Пробки примерно те же, качество на коротких участках не удержать, сроки строительства нарушаются. Поэтому мы пошли на полное перекрытие обновляемых дорог. Это надежней.

Для оптимизации расценок с 2009 года мы плотно занялись порядком расчета стоимости для одного «квадрата» ремонта. Например, в прошлом году она составляла 1800 руб. за кв. м. А в этом году удалось опустить ее до 1100 руб. И таких цифр удалось достичь во многом благодаря тому, что из смет подрядчика исчезла «шелуха».

Мы, например, убрали у подрядчика коэффициенты за стесненность, за работу «под движением», так как на самом деле укладку асфальта без перекрытия улиц никто не производит. Также вычеркнули из стоимости дорожных работ статьи «перестановки» и «передвижки», отнеся эти расходы к накладным расходам подрядчика.

Порядочные подрядчики не сразу приняли наши условия, но очень скоро согласились. Им гораздо выгодней получить стабильный подряд, чем жонглировать цифрами, рискуя лишиться заказа вообще. Они сосредоточились на качестве и скорости выполнения работ. За качеством следит и специальная служба.

Лишь в последнее время удалось переломить ситуацию и исключить участие в тендерах фирм с плохой репутацией и плохой кредитной историей. Теперь подрядчик дает гарантию качества на 6 лет. Все, что посыпалось, провалилось, подлежит исправлению за счет подрядчика. Сравните: в 2009 году у нас было 36 компаний, которые занимались ремонтом дорог, в прошлом году – 18, а в этом – уже 12. Многие, трезво оценив требования по соотношению цена-качество, сами сошли с дистанции. Остались только те, кто действительно умеет работать.

– Почему появилась необходимость принять транспортную стратегию Петербурга именно сейчас?

– Стратегия – это документ, из которого можно узнать все о транспортной политике города на ближайшее время. В документе учтены новые путепроводы, тоннели, мосты, организация односторонних потоков движения, выделенных полос для общественного транспорта, сооружение пешеходных переходов, создание перехватывающих парковок и прочее.

Он нацелен на создание более комфортной среды обитания для петербуржцев. Ведь при всех прочих решенных вопросах жизнеобеспечения, то есть развитом и доступном здравоохранении, образовании и культуре, нерешенный транспортный вопрос может существенно снизить качество жизни.

Сегодня практически в каждой семье уже есть автомобиль, а то и два-три. Представьте, что все, у кого есть авто, одновременно оказались на дороге… Город встал. Поэтому однажды автомобилист должен будет понять, что хотя бы время от времени удобней, дешевле и проще ездить по городу на общественном транспорте.

Одновременно нужно ликвидировать все конфликтные перекрестки и узлы в Петербурге и сделать среднюю скорость по городу не 15 км, как сейчас, а 30–40, как в Европе.

Мы последовательно выявляем транспортные «тромбы» и устраняем их за счет организации односторонних потоков движения и строительства развязок. В городе таких «тромбов» сотни. Начинаем с самых значимых. Например, приводим в оптимальный вид развязку на Пироговской набережной у Литейного моста. Вскоре появится тоннель под Каменноостровским проспектом в створе продолжения улицы Куйбышева.

Хорошая дорога нужна всем. Это новый уровень жизни. Это и эффективная экономика, и социальный оптимизм. Поэтому, будучи как профессиональный транспортник и инженер человеком, далеким от политики, я, тем не менее, всегда считал дорогу делом политическим. По ее состоянию судят о качестве и профессионализме тех, кто у власти. И я мечтаю о том времени, когда российскими дорогами наши граждане будут гордиться.

Записала Светлана Смирнова

Другие материалы по теме

X