жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное
Строим Добро

Спекулятивный тренд. О проблемах строительства скоростного дублера трассы М10 (Москва-Санкт-Петербург)

К строительству дублера федеральной трассы «Россия» М10 (Москва – Санкт-Петербург), возможно, не удалось бы приступить, не случись кризиса. До 2009 года цены на стройматериалы росли как на дрожжах, а первоначальная стоимость на землю, выкупаемую в зоне отчуждения, подскочила раза в три.

Нестандартный проект

Пробивка дублера трассы «Россия» (М10) началась в апреле 2011 года. Она ведется одновременно с двух сторон – Москвы и Санкт-Петербурга. О специфических трудностях, возникших в ходе строительства магистрали, на V Международном форуме по строительству и недвижимости Российско-британской торговой палаты рассказал заместитель директора по развитию ЗАО «Компакт» Сергей СВЕШКОВ.

– Подготовка к строительству началась 6 лет назад. Все это время шел сбор информации, формирование пакета документов. В течение 2008–2009 гг. велись работы по освобождению земельных участков в зоне землеотвода под трассу в районе Москвы. В настоящее время строится участок 15–58 км (со стороны Москвы). Работы со стороны СПб находятся только на самом начальном этапе.

Этот проект вряд ли удалось бы реализовать, если бы не кризис. В предкризисные годы цены на стройматериалы – цемент, бетон, сталь и т. д. – очень сильно росли, в результате чего достигли немыслимых высот. С каждым годом смета строительства должна была увеличиваться. Это отодвигало возврат инвестиций в необозримое будущее. Но благодаря кризису цены на материалы упали по некоторым позициям в два раза. Это позволило начать работу.

Трассировка дороги неоднократно менялась. В частности – из-за учета интересов инвесторов, участвующих в проекте, их ожиданий. Также потребовалось время на дополнительные «скрепки», «сшивки» проекта с изменившимся за это время законодательством.

Много времени было затрачено на освобождение земельных участков от юридических обременений. Их оказалось значительно больше, чем предусматривалось по проекту вначале.

Документ на землеотвод появился после того, как проект был утвержден экспертизой. Как только стало известно о строительстве трассы, земельные участки в пределах будущего землеотвода стали стремительно скупаться. Также резко вырос спрос на акции предприятий, расположенных в пределах землеотвода будущей трассы. На дороге пожелали заработать многие.

В результате появления большого количества посредников, спекулятивного характера их действий первоначальные цены на землю в некоторых случаях выросли в 1000 раз.

Аппетиты новых владельцев земельных участков и акций предприятий, попадающих в полосу отвода будущей трассы, а также интересы инвесторов привели к тому, что несколько раз менялась трассировка новой магистрали. Однако участок, проходящий через Химкинский лес, разработчики оставили неизменным, несмотря на сильнейшее сопротивление общественности.

«Зеленая» магистраль

В целом, если бы при реализации проекта использовались стандартные расчеты, срок окончания строительства «ушел» бы в следующее столетие, подытожил Сергей Свешков. При этом, по словам руководителя «Росавтодора» Анатолия ЧАБУНИНА, тот вариант проекта строительства дублера трассы «Россия» (М10), работа над которым идет сейчас, проходящий через Химкинский лес – самый экологически щадящий.

Но и этот «самый щадящий» вариант в августе 2010 года пришлось приостановить. После массовых акций протеста президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ поручил провести общественные слушания по выбору оптимального маршрута трассы. Всего рассматривались шесть вариантов прокладки магистрали, рассказывает руководитель «Росавтодора» Анатолий Чабунин. И тем не менее самым целесообразным был признан вариант, проходящий именно через Химкинский лес.

– Он минимизирует все экологические последствия, наиболее экономически эффективен и удобен по срокам строительства, – пояснил глава Росавтодора.

Министерство природных ресурсов и экологии согласилось с этими выводами и выторговало посадку в Лосином острове деревьев на площади 170 га, а также озеленение 500 га в районе поселка Молжаниново (которому планируется придать особый статус). Минтранс, со своей стороны, клятвенно пообещал пресечь вырубку Химкинского леса при подготовке территории к проведению строительных работ.

Министру транспорта Игорю ЛЕВИТИНУ пришлось особо подчеркнуть, что возобновление дорожно-строительных работ не означает дальнейшую вырубку леса. По его словам, строительство дорог предполагает лишь вырубку просек в полосе отвода. Заказчик работ должен был вовлечь в публичные слушания общественные экологические организации, чтобы убедить защитников леса в том, что все необходимые экологические мероприятия в начале строительства будут проведены.

В частности, был создан комитет по экологическому мониторингу. И компания-заказчик пригласила участвовать в его заседаниях всех желающих. Для новой автодороги были разработаны «зеленые» стандарты, предусматривающие оснащение трассы шумо- и пылезащитными устройствами, энергосберегающим освещением, системами сбора и очистки ливневых стоков.

Однако позднее трасса Москва – Санкт-Петербург вновь оказалась в центре «зеленого» скандала. Общественные экологи опасаются, что из-за строительства магист-рали может пострадать национальный парк «Завидово» в Клинском районе Московской области.

Между тем лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения ЧИРИКОВА утверждает, что появились предложения о продаже земельных участков, где на данный момент находится Химкинский лес.

Дорога в развязках

Создаваемая платная автомагистраль станет дублером наиболее загруженного участка федеральной трассы М-10 «Россия». Предполагается, что расчетная скорость движения по ней составит 150 км/ч. По разным оценкам, цена быстрой езды может составить от 1 до 5 рублей за километр – в зависимости от сложности дорожного участка и класса автомобиля. Расчет получается довольно сложный, и суммарную цифру пока не берется назвать никто. Участок в районе Химок и на территории Москвы обещают оставить бесплатным.

– Если говорить о стоимости проезда, то ее определит конкурс. Мы выставляем на конкурс отдельные участки дороги. Победит тот, кто предложит самую низкую цену на проезд по ней транспорта. Она будет зависеть от территории, где это будет проходить, сложности самой дороги. Рассчитываем, что она будет примерно от рубля до пяти за километр в зависимости от класса автомобиля. Грузовой автотранспорт будет платить больше, – пояснил Игорь Левитин. И добавил, что такая цена примерно соответствует европейскому уровню.

Протяженность всей магистрали М-10-С составит около 650 км. Полностью автодорогу планируется построить до 2018 г. Ширина ее проезжей части составит десять полос на выезде из Москвы (на участке до аэропорта Шереметьево), восемь полос – в Ленинградской и Московской областях и шесть полос – на территории Тверской и Новгородской областей.

В рамках проекта запланировано построить 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов. В Санкт-Петербурге новая магистраль вольется в федеральную трассу «Скандинавия», ведущую к границе с Финляндией. Первоначальная цена строительства составляла 200–240 млрд рублей, срок окупаемости дороги закладывался на 17 лет. Трасса будет проложена в обход всех населенных пунктов, что позволит избежать традиционных пробок в районе старой Ленинградки.

На участке 15–29 км трасса пройдет восточнее и северо-восточнее Химок, обойдет с севера район Молжаниново, пересечет канал имени Москвы, Международное шоссе (подъезд к аэропорту Шереметьево) и Шереметьевское шоссе. Самым большим объектом на данном участке трассы будет мост через канал имени Москвы, с которого и началось строительство.

Первый участок дороги, с 15 по 58 км, планируется построить к 2014 г. Он создается на основе государственно-частного партнерства. Правительство РФ предоставило государственные гарантии на сумму 24,5 млрд руб. по облигациям, выпускаемым для реализации этого проекта.

Полная стоимость реализации инвестпроекта оценивается в 63,4 млрд руб.

Подписались под финансированием Сбербанк и ВЭБ. Концессионером выступает ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК) – консорциум, сформированный европейскими компаниями Vinci и Eurovia.


До 4 млрд рублей решено увеличить компенсацию экологического ущерба от строительства трассы. Ранее предполагалось выделить компенсацию в 3 млрд руб.


Ирина Кравцова

 

Другие материалы по теме

X