жк днепропетровская 37 евродвушка

Строим Добро

Проект со взглядом в будущее. ОАО «Ленгидропроект»

Об уникальности Комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС) известно далеко за пределами нашего региона. Необходимо отметить особый вклад в его создание специалистов ОАО «Ленгидропроект». C 1966 года Институт является генеральным проектировщиком КЗС.

Первым шагом на пути к разработке проекта стала подготовка технико-экономического обоснования защиты города от наводнений. В этой работе рассматривались все возможные способы защиты, из которых были выбраны и детально разработаны два основных варианта защиты – «Западный» и «Восточный».

По итогам всестороннего сопоставления этих вариантов был принят первый из них, предусматривающий строительство защитных сооружений общей длиной 25 км на границе Невской губы и Финского залива Балтийского моря.

46 лет назад проект КЗС по своим масштабам являлся уникальным, а ответственность – колоссальной. Взявшись за разработку проекта КЗС, Ленгидропроект открыл новую страницу своей истории.

Специально для разработки техниче­ского проекта КЗС в Ленгидропроекте был организован отдел ленинградских объектов. Его возглавил главный инженер проекта КЗС, заслуженный строитель России Сергей Степанович АГАЛАКОВ, под руководством которого были приняты все основные компановочные и конструктивные решения защитных сооружений, за исключением оборудования судопропускных сооружений, реализованные при строительстве КЗС. Последние 30 лет главным инженером проекта КЗС являлся Сергей КУРАЕВ, заслуженный строитель России.

Перед проектировщиками стояла непростая задача – создать объект многоцелевого назначения. Помимо защиты многомиллионного города от наводнений, КЗС должен был выполнять функции по обеспечению судоходства, автомобильного движения, энергоснабжения, при сохранении гидрологического режима без ухудшения экологического состояния акватории. Генеральный директор ОАО «Ленгидропроект» Сергей ВОСКРЕСЕНСКИЙ отмечает, что благодаря своей многофункциональности КЗС расширил традиционное представление о проектировании.

В состав основных сооружений защиты вошли два судопропускных сооружения (С-1 и С-2) с подходными каналами, шесть водопропускных сооружений (B-1 : B-6), одиннадцать защитных дамб (Д-1 : Д-11), объекты эксплуатационного и обслуживающего назначения. По гребню защитных сооружений проложена скоростная автомагистраль на шесть полос движения, замыкающая Кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга.

Результат работы инженеров впечатляет. Максимальный уровень подъема воды при наводнении, на который рассчитаны защитные сооружения, составляет 4,55 м. Подобное наводнение, по подсчетам исследователей, возможно лишь раз в 1000 лет. Сооружения защиты сохраняют работоспособность и при поверочном уровне 5,15 м, возможном один раз в 10 000 лет.

Высокой оценки заслуживают результаты работы по обеспечению беспрепят­ственного движения судов из Балтийского моря в устье Невы. Эта задача решалась с учетом перспективного развития судоход­ства с возможным увеличением габаритов и осадки судов. В связи с чем порог южного судопропускного сооружения C-1 шириной 200 м предусмотрели на глубине 16 м, а северного судопропускного сооружения С-2 шириной 110 м – на глубине семь метров. При угрозе наводнения эти пролеты перекрываются уникальными металлическими затворами.

Особую роль КЗС играет и в системе энергоснабжения. В Кронштадте, в поселках Горская и Бронка, а также на судопропуск­ных сооружениях располагаются пять трансформаторных подстанций, связанных кабельными линиями. Их предназначение заключается как в энергообеспечении гидротехнического объекта – КЗС, так и в объединении электросетей системы Ленэнерго южного и северного берега Невской губы кабельной линией напряжением 110 кВ.

С начала разработки технического проекта КЗС ведется мониторинг экологического состояния акватории Невской губы и Финского залива. К решению вопросов охраны окружающей среды и минимизации влияния КЗС на гидрологический режим и экологическое состояние прилегающей акватории при разработке проекта были привлечены десятки ведущих организаций Ленинграда и страны. Результаты широкого комплекса натурных, теоретических, модельных и лабораторных исследований показали, что защитные сооружения практически не будут оказывать отрицательного влияния на гидрологический и гидрохимический режим, процессы эвтрофикации и санитарное состояние акватории Невской губы, определяемые объемом и качеством очистки сточных вод Санкт-Петербурга. Это подтвердила и независимая международная экспертиза, рекомендовавшая ускорить завершение строительства Комплекса защитных сооружений.

Для минимизации влияния защитных сооружений на экологическое состояние прилегающей акватории при корректировке проекта было предусмотрено и выполнено в натуре строительство локальных очистных сооружений для очистки поверхностного стока с проезжей части скоростной автодороги – участка КАД, построенного по гребню защитных сооружений.

За время строительства КЗС в связи с развитием науки и техники проект защитных сооружений постоянно совершенствовался. Главный инженер ОАО «Ленгидропроект» Борис ЮРКЕВИЧ отмечает, что были изменены типы затворов судопропускных сооружений, электроснабжение КЗС было переведено на напряжение 110 кВ, было установлено согласно новым требованиям обеспечения безопасности новое электронное оборудование и инженерные системы безопасности, а также разработаны и внедрены на новой элементной базе системы автоматизированного управления КЗС. Все изменения проекта начиная с 1995 года по настоящее время были рассмотрены и одобрены Государственной экспертизой.

Одно из наиболее знаковых событий текущего года – ввод в эксплуатацию всех систем ключевого объекта КЗС – судопропуск­ного сооружения С-1. Цель этого комплекса гидротехнических сооружений с плавучим затвором и автодорожным тоннелем, а также инженерными сооружениями и зданиями заключается в обеспечении работоспособности системы защиты от наводнений, безопасного пропуска морских судов в порт Санкт-Петербурга и открытие автомобильного движения по всему замыкающему участку кольцевой автодороги вокруг города по КЗС.

Проведенные натурные испытания затворов всех судопропуск­ных и водопропускных сооружений подтвердили их надежную и бесперебойную работу, а следовательно, и возможность уже сейчас защитить Санкт-Петербург от морской стихии при угрозе наводнения.

В целом реализация проекта показала, что по своим масштабам и многофункциональности КЗС сложно сравнивать с каким-либо другим гидротехническим объектом. Свой вклад в создание уникального комплекса защитных сооружений внесли проектировщики ОАО «Ленгидропроект», чей инженерный талант и опыт сделали этот объект поистине бесценным, не имеющим аналогов в мире.

Лого_Ленгидропроект.jpg

ОАО «Ленгидропроект»

197227, Санкт-Петербург,

пр. Испытателей, д. 22

Тел. (812) 395-2901

факс: (812) 394-4426, 395-2912

E-mail: [email protected]

www.lhp.rushydro.ru

Другие материалы по теме

X