жк днепропетровская 37 евротрешка

Строим Добро

Лизинг восстанавливается: круглый стол о тенденциях лизинга дорожной техники

Объем лизинга дорожно-строительной техники практически достиг своих докризисных показателей. По прогнозам специалистов, этот сегмент ожидают самые радужные перспективы. У российских дорожников нет другого пути, кроме срочной модернизации парка машин и механизмов.

Участники круглого стола:

Владимир ДОБРОВОЛЬСКИЙ, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании.

Екатерина ВОРОБЬЕВА, директор Cанкт-Петербургского филиала ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ».

Ксения ЩЕКОТОВА, начальник отдела лизинга оборудования группы компаний «Балтийский лизинг».

Игорь ШАБАЛИН, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала государственной страховой компании «Югория».

– Как вы оцениваете текущую ситуацию в этом сегменте рынка?

Е. Воробьева:

Воробьева.jpg– По итогам 2010 г. объем рынка лизинга дорожно-строительной техники показал значительные темпы роста. Это обусловлено в том числе и низкими показателями объемов заключенных сделок в 2009 г. При этом рынок имеет огромную емкость и потенциал для развития. В России изношенность основных фондов у дорожно-строительных предприятий очень высока. Эти компании испытывают серьезную потребность в обновлении производственных мощностей, а также имеют ресурс для осуществления модернизации.

В 2010–2011 гг. возобновлено финансирование крупных проектов по ремонту и строительству дорог, продолжается строительство замороженных в кризис объектов, происходит восстановление рынка недвижимости и коммунального сектора. Соответственно наблюдается спрос на строительную и дорожно-строительную технику.

Строители стали более активно интересоваться техникой универсального назначения, которая используется как при возведении зданий, так и в строительстве, ремонте дорог, инфраструктурных объектов. Лизинг является одним из наиболее эффективных инструментов ее приобретения.

К. Щекотова:

Щекотова.jpg– Анализируя данные первого полугодия 2011-го по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, следует отметить хорошую динамику по заключению сделок с дорожно-строительной техникой. Количество сделок выросло практически в 2 раза, а прирост нового бизнеса в данном сегменте составил 167,8%. Деловая активность в строительстве явно увеличилась.

И. Шабалин:

Шабалин.jpg– Между сферой лизинга дорожной строительной техники и страхованием этой техники просматривается достаточно сильная корреляционная зависимость. Исходя из этого и судя по количеству заключаемых договоров страхования строительной техники в нашей компании, можно утверждать, что лизинг дорожной строительной техники в Санкт-Петербурге и Ленинградской области восстанавливается после кризиса 2008 года. Тогда рынок лизинга относительно докризисного 2007 года упал примерно на 60%.

Перспективным направлением может считаться лизинг техники, используемой при укладке асфальта. Крупные строительные компании, столкнувшись со снижением объемов работ и падением нормы прибыли, задумались о повышении эффективности своей деятельности. В том числе о производительности и экономичности парка строительной техники и оборудования. Оптимальным выходом в данном случае стал лизинг.

При этом нормой при передаче техники в лизинг стало ее страхование на весь период действия договора лизинга. Это эффективный механизм для минимизации рисков повреждения и хищения дорогостоящей и сложной строительной техники. В нем заинтересованы и лизингодатели, и лизингополучатели – они выступают страхователями примерно в равном соотношении.

В. Добровольский:

Добровольский.jpg– По данным Федерального дорожного агентства при Министерстве транспорта РФ, средний уровень износа дорожной техники, используемой в России, составляет 70%.

Ограничения бюджетного финансирования в сочетании с высоким уровнем износа техники и при сохранении высоких требований к качеству строительства и ремонта дорог – это действительно сложный вызов для российской дорожной отрасли. Поэтому важную роль в решении вопроса финансирования играет лизинг как наименее затратный и наиболее эффективный способ обновления парка дорожно-строительной техники.

В сегменте лизинга дорожной техники до кризиса работало около 100 компаний. В настоящее время число активных операторов этого рынка сократилось до 50–60 (включая небольшие региональные компании). Наиболее конкурентоспособные условия лизинга дорожной техники предлагают около 10 крупнейших федеральных лизингодателей. У небольших лизингодателей, особенно региональных, уровень процентных ставок обычно очень высок и может достигать 30–35% годовых.

Объем лизинговых операций в кризисный период (2009 г. – начало 2010 г.) значительно сократился, а количество неплатежей возросло. В 2008 году доля сделок лизинга дорожной техники от объема всех лизинговых операций составила 3,95%, в 2009-м – лишь 1,27%. В абсолютном выражении стоимость сделок лизинга дорожной техники в 2009 году по сравнению с 2008-м упала в 7 раз: с 28,44 млрд до 4 млрд рублей.

Однако в 2010 году произошло практически полное восстановление этого сегмента. Доля дорожной техники почти вернулась к докризисным показателям, составив 3,4 % на рынке лизинга. Правда, фактические объемы сделок еще несколько меньше прежних: 24,65 млрд рублей в 2010 году против 28,44 млрд в 2008 году. Но большинство экспертов прогнозируют, что за 2011 год рынок вернется к докризисным показателям, а возможно, и превзойдет их.

Сегмент дорожно-строительной техники довольно рискованный для лизинговых компаний. Как правило, срок государственного контракта составляет один год, в то время как техника предоставляется в лизинг на 3–5 лет. Это становится существенным препятствием для предприятий, когда они рассматривают вопрос о приобретении техники. Дополнительных гарантий платежеспособности предприятия по истечении контракта они предоставить не могут.

Сейчас практикуется увеличение срока контрактов на выполнение работ. Но такая практика еще недостаточно распространена, чтобы существенно повлиять на ситуацию. Довольно продолжительное время основными игроками на рынке лизинга для предприятий дорожного и коммунального хозяйства будут оставаться государственные лизинговые компании. В Государственной транспортной лизинговой компании в 2010 году 80% лизингополучателей по программам государственного лизинга пришлось на предприятия дорожной отрасли.

Многие лизинговые компании демонстрируют большую долю дорожно-строительной техники в структуре своего лизингового портфеля. Но в первую очередь здесь рассматривается лизинг по видам оборудования, а не по отраслям, и дорожно-строительная техника может включать в себя различные виды техники и оборудования, предназначенные для разных отраслей экономики. На само дорожное хозяйство приходится незначительный объем заявляемых поставок.

– Какую дорожно-строительную технику предпочитают брать в лизинг российские компании – отечественную или импортную?

И. Шабалин:

– Лизинговые компании предлагают в основном импортную дорожную технику б/у, реже новую. Наиболее востребованы тяжелые и дорогостоящие машины зарубежного производства: асфальтоукладчики, дорожные фрезы, катки, экскаваторы, бульдозеры, краны. Выбор в пользу импортной техники обусловлен ее надежностью, более высокой производительностью, а порой и тем, что у российских производителей просто не существует аналогов.

Основным препятствием к приобретению техники дорожно-строительными компаниями является ее дороговизна, причем как новой, так и б/у. А также ее низкая ликвидность с точки зрения лизинговых компаний и банков по сравнению, скажем, с автотранспортом.

В. Добровольский:

– В России производством машин для дорожного хозяйства занимаются большое количество предприятий, за счет чего в основном и удовлетворяется спрос. Но доля закупок импортной техники отечественными дорожными и коммунальными службами год от года увеличивается, что, несомненно, усиливает конкурентную борьбу производителей. Все зависит от финансовых возможностей потенциальных лизингополучателей.

Как правило, зарубежная дорожно-строительная техника стоит дороже, чем отечественная, но превосходит ее по своим техническим характеристикам. И ежегодно, благодаря инновационным разработкам, модельный ряд дорожно-строительной техники от зарубежных поставщиков пополняется новыми моделями.

Государственная транспортная лизинговая компания вводит в преддверии осенне-зимнего сезона лизинговые программы с государственным финансированием с нулевым авансом, без первоначального взноса, если она произведена на территории России. Кроме того, значительно снижается ставка удорожания. Возможность сезонной корректировки платежей у нас была всегда.

К. Щекотова:

– Наибольшим спросом по-прежнему пользуется универсальная техника для дорожно-строительных работ (экскаваторы, погрузчики, катки). Также увеличился спрос на технику, предназначенную для земельных работ: бурильные и сваебойные установки, дробильные установки, бульдозеры. Выбор поставщиков всегда остается за лизингополучателями, а они по-прежнему предпочитают импортную технику: JCB, Hyundai, Komatsu, Volvo и др.

Е. Воробьева:

– Пока лизинг импортной техники более популярен, чем российской. Во-первых, строительные компании предпочитают приобретать импортную технику из-за оптимального соотношения цена-качество, во-вторых, она более дорогостоящая и при ее покупке компании чаще нуждаются в привлечении лизингового финансирования. В настоящее время, например, в нашей компании наибольшим спросом пользуются экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, дорожные катки, самосвалы, автогрейдеры.

– Как вы строите отношения с производителями ДСТ?

В. Добровольский:

– У нас есть партнерские программы совместно с Министерством транспорта РФ, Федеральным дорожным агентством, отечественными и иностранными производителями транспорта, техники и оборудования. Значительным конкурентным преимуществом ГТЛК является глубокое понимание специфики российской транспортной отрасли. Партнерские программы с производителями позволили нам предложить клиентам значительный дисконт на ряд моделей КДМ. Дорожные предприятия могут приобрести в лизинг комбинированные машины по цене значительно ниже, чем на рынке.

У ГТЛК налажены тесные партнерские взаимоотношения с ведущими российскими и зарубежными производителями техники, такими как Volvo,  Бецема, Коминвест-АКМТ, КамАЗ, ГАЗ и другими.

Е. Воробьева:

– На сегодняшний день у ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ» есть партнерские связи с JCB, Hyundai, Volvo, Hamm, New Holland, Caterpillar, Hitachi, КамАЗ, Урал и другими. Это дает нам возможность предлагать клиентам выгодные условия лизинга спецтехники.

Для производителей и дилеров дорожно-строительной техники очень важна высокая скорость принятия решения лизинговой компанией. Тогда техника, зарезервированная для клиента, будет реализована в максимально короткие сроки. Имея успешный многолетний опыт предоставления лизинговых услуг и отработанные процессы взаимодействия с поставщиками и лизингополучателями, мы стараемся оперативно принимать решения по проектам, а также индивидуально подходить к каждому клиенту.

К. Щекотова:

– С поставщиками наша компания ведет очень активную работу: заключаем соглашения, выводим на рынок совместные предложения для клиентов. Среди наших партнеров, например, такие компании, как Лонмади, Ферронордик Машины, УниверсалСпецТехника, Техстройконтракт, Картрэйд и др.

И. Шабалин:

– Страховая компания в первую очередь выстраивает отношения с заинтересованными сторонами процесса, которыми являются лизингодатель и лизингополучатель. К производителю ДТС у страховой компании будет только одно пожелание – выпускать качественную, надежную технику по доступной цене.

– Насколько совершенна правовая база российского лизинга?

К. Щекотова:

– Все недоработки законодательства о лизинге были очевидны и до кризиса. С ухудшением платежной дисциплины они привели к закономерному эффекту – стало невозможно оперативно защитить имущественные интересы лизинговых компаний. К числу таких недостатков нормативной базы следует отнести прежде всего ошибочную квалификацию лизинга как разновидности аренды, а не обеспеченного кредита, каковым он является по своей сути и признается во всем цивилизованном мире.

Во-вторых, это наличие в процессуальном праве множества норм, позволяющих дебиторам затягивать производство по делам о взыскании задолженности, а судам – потворствовать неплательщикам. Третье – это отсутствие регламентированных механизмов для оперативного изъятия предмета лизинга у неплательщиков. И наконец, отсутствие специальной регламентации отношений, возникающих при банкротстве как лизингодателя, так и лизингополучателя.

– Каковы в целом перспективы лизинга ДСТ?

В. Добровольский:

– Государство сегодня сконцентрировано на динамичном развитии дорожно-строительной отрасли. Повышению качества дорог и росту транзитной привлекательности России способствует увеличение протяженности федеральных трасс, создание качественной инфраструктуры в транзитных коридорах и прочее. Все это создает спрос на дорожно-строительную технику. Также увеличению объемов лизинга будет способствовать увеличение срока контрактов на выполнение работ.

И. Шабалин:

– Снижения темпов роста в этом сегменте не будет, несмотря на спад строительного рынка. Строители стали уходить из мегаполисов в регионы, большое количество питерских строительных организаций активно работают в других субъектах РФ. При этом практически всю строительную технику они транспортируют на место строительства, а это в свою очередь приводит к увеличению рисков повреждения техники при транспортировке. Понимая это, строители страхуют технику по полному пакету рисков. Принимая во внимание наличие корреляционной зависимости между сферой лизинга дорожной строительной техники и страхованием, можно утверждать, что будет и в дальнейшем наблюдаться рост в этом сегменте страхового рынка.

К. Щекотова:

– При текущей динамике, необходимости обновления техники, росте государственных заказов в сфере дорожного строительства, возобновлении инвестиционных проектов спрос на строительную технику будет присутствовать. Рост рынка может составить около 50% к показателю 2010 года.

Подготовила Валерия Кольская

Другие материалы по теме

X