жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Математически точное проектирование Ново-Адмиралтейского моста в Санкт-Петербурге

Без математического моделирования транспортных потоков сложно представить себе развитие современного мегаполиса. Эта технология позволяет на самых ранних стадиях проектирования дорожных объектов рассматривать и сравнивать различные проектные решения.

По существу, моделирование транспортных потоков – действенный инст­румент для оптимизации стоимости проектов в транспортном строительстве. Он помогает находить наиболее убедительные как с экономической, так и с функциональной точки зрения варианты решений.

В поисках лучшего

В России в целом, и в Санкт-Петербурге в частности, транспортное моделирование, к сожалению, еще не вошло в повседневную практику. И это не может не влиять на качество принимаемых решений в дорожной сфере. С другой стороны, примеры эффективного применения данного метода в России все-таки существуют. В числе таких примеров проект строительства нового моста через Большую Неву в Санкт-Петербурге с выходом на Ново-Адмиралтейский остров.

В этой статье мы попробуем продемонстрировать, в какой последовательности определялись основные техниче­ские характеристики и месторасположение мостового перехода, включая и собственно обоснование необходимости данного объекта.

При анализе существующей ситуации на основании натурных исследований был сделан следующий вывод. Все четыре моста, обеспечивающих в настоящее время связь Васильевского острова с другими районами (Тучков, Биржевой, Дворцовый и Благовещенский мосты), работают на пределе своей пропускной способности. Проблемными узлами при этом являются не сами мосты, а подходы к ним, зажатые системой светофорного регулирования.

Чтобы понять, как будет изменяться ситуация по конкретным объектам в перспективе, пришлось начать с изучения планов градостроительного развития в целом. Прежде всего – проанализировать потенциальные потребности городских районов в отношении пассажирских и иных транспортных потоков.

Занося эти данные в транспорт­ную модель Санкт-Петербурга, можно увидеть, что в ближайшие годы должен увеличиться спрос на автотранспортное сообщение между северо-западной, юго-западной и центральной частями города. Соответственно, для разгрузки существующих на сегодня транспортных связей требуются дополнительные переправы, которые способны перераспределить потоки в центральной части города.

Теоретически в данной ситуации можно было бы применить альтернативный подход: попытаться реконструировать подходы к существующим мостам, с устройством на предмостовых площадях развязок в разных уровнях. Однако, понимая архитектурную специфику исторического центра Санкт-Петербурга, рассматривать всерьез подобный вариант не приходится.

Каждому – свое

В этой связи в планах развития города стоит создание трех дополнительных связей Василеостровского района с другими частями города. Это Западный скоростной диаметр (ЗСД), проходящий по западной кромке острова, тоннель в створе реки Екатерингофки у южной его оконечности и Ново-Адмиралтейский мост в юго-восточной части.

Каждый из объектов имеет особое предназначение. ЗСД является в первую очередь транзитной магистралью, соединяющей юго-западную часть города, район Морского порта и южный участок Кольцевой автодороги с северо-западными районами и трассой «Скандинавия». Екатерингофский тоннель создаст дополнительную круглосуточную связь Васильевского острова с традиционно периферийными частями Адмиралтейского и Кировского районов.

Ново-Адмиралтейский мост ориентирован на перераспределение потоков в рамках исторического центра.

На основе транспортного моделирования был выбран оптимальный створ для размещения объекта. Построенные модели давали возможность рассмотреть несколько вариантов подключения моста к улично-дорожной сети.

На левом берегу Большой Невы связь с Ново-Адмиралтейским мостом, независимо от его расположения, может осуществляться только через набережные Мойки, Пряжки и через Английский проспект. Разработчиками проекта было решено вывести съезды с моста на два односторонних моста через Мойку в створе Английского проспекта и четной стороны набережной Пряжки.

Результаты макромоделирования показали значительную (примерно на 20–25 %) разгрузку левобережных узлов на съездах с Благовещенского и Дворцового мостов, а также на прилегающих к ним улицах.

Проблема правого берега

На правом берегу Большой Невы рассматривалось несколько вариантов подключения моста к улично-дорожной сети, которые определялись прежде всего выбором того или иного створа. Помимо вопросов обеспечения навигационной безопасности, а также стоимости сооружения, определяющими моментами для выбора стали данные макромоделирования и микромоделирования транспортных потоков.

Разработчики пришли к выводу, что размещение моста в створе между 16–17-й и 18–19-й линиями наиболее эффективно решает задачу распределения потоков на Васильевском острове. В зависимости от зоны тяготения транспорт может повернуть направо или налево, а затем либо продолжить движение по набережной, либо свернуть на одну из линий. По такому же принципу работает Благовещенский мост.

По данным натурных обследований, в утренний час пик транспорт на набережной Лейтенанта Шмидта накапливается в направлении Благовещенского моста от 12–13-й линий, а на Университетской набережной от 1-й линии. Этот затор начинает рассасываться лишь за мостом, после выезда с площади Труда.

Со стороны Адмиралтейского района пробка от площади Труда протягивается до Театральной площади и улицы Декабристов включительно, «подпирая», в свою очередь, потоки, идущие со стороны Кировского района и от Садовой площади; нередки заторы и на Английской набережной, со стороны Сенатской площади.

Строительство нового моста ниже по течению Большой Невы дает возможность транспорту, следующему из Василеостровского района в юго-западные районы и в обратном направлении, миновать проблемные узлы на подходах к Благовещенскому мосту. Новая транспортная связь перенаправит значительные потоки на малозагруженные в настоящее время улицы. Например, это Английский проспект, имеющий достаточно широкую проезжую часть, линии Васильевского острова, западные участки Большого и Среднего проспектов и др.

Для полноценного подключения моста к улично-дорожной сети предусмотрен комплекс мероприятий, включающий в себя реконструкцию ряда улиц, пробивку новых проездов, создание нескольких новых мостов, введение новых схем движения транспорта.

После того как был определен створ, принимались решения по проектированию каждого конкретного узла, перекрестка или транспортной развязки. Это делалось также с учетом данных моделирования. При работе над проектом Ново-Адмиралтейского моста использовался программный продукт VISSIM PTV Vision.

Перспективные показатели транспортных потоков из транспортной макромодели Санкт-Петербурга были переданы в программу микромоделирования. У разработчиков была возможность на основе имитационного моделирования, выполняемого на пиковый период движения, предусмотреть необходимые меры по оптимизации узла. Например – принять решение о введении светофорного регулирования, о строительстве дополнительных съездов или пешеходных переходов в разных уровнях и т. п.

Использование методов математического моделирования при строительстве дорожных объектов – это, прежде всего, вопрос оптимизации стоимости объектов. Решения, принятые с их использованием на стадии проектирования, нередко позволяют значительно сэкономить при строительстве и эксплуатации сооружений. Однако еще больший эффект дает принятие стратегически верных решений в сфере транспортного планирования, что является важнейшим фактором социального и экономического развития городских территорий.


В транспортном моделировании учитываются следующие факторы, влияющие на загрузку улично-дорожной сети и распределение транспортных потоков:

·     ширина проезжей части и количество полос движения;

·     классификация улиц и расчетная скорость движения транспорта;

·     организация движения и наличие светофорного регулирования;

·    наличие парковки вдоль улиц и ряд других факторов, напрямую или косвенно влияющих на скорость движения;

·     динамика демографических показателей в городе;

·     рост уровня автомобилизации;

·     уровень экономической активности и рост     занятости;

·     развитие территорий;

·    развитие производств, тяготеющих к автомобильному транспорту и т. д.


Подготовила Виктория Калинина,
начальник отдела транспортного планирования ЗАО «Институт «Стройпроект»

Похожие сообщения

X