жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Легко и приятно. О новых возможностях в оплате услуг ЖКХ и государственных пошлин в России

Процесс оплаты услуг ЖКХ и государственных пошлин в России может быть простым, бесхлопотным делом. Именно это пытался доказать на Петербургском экономическом форуме генеральный директор компании «А3» Александр САХАРОВ.

Источник изображения: voicesevas.ru
Источник изображения: voicesevas.ru

Жизнь в очереди

Сегодня оплата ЖКУ и государственных услуг остается чрезвычайно неудобной. Более 80% платежей осуществляется наличным способом. В связи с этим в наличном обороте крутится более 4 трлн рублей. Между тем в цивилизованных странах эти платежи осуществляются в безналичной форме.

Цивилизованный переход на безналичную электронную форму оплаты государственных пошлин (штрафов) и услуг ЖКХ позволит сделать расставание с деньгами простым, комфортным процессом, утверждает Александр Сахаров. Он приводит несколько красноречивых данных, которые, по его мнению, должны возмутить все прогрессивное человечество. Он наравне с другими интернет-пользователями имеет возможность приобрести в онлайн-магазине на сайте сшитый полиэтилен, технические характеристики которого приятно удивляют потребителей.

В частности, в России на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в год поступает около 180 млрд рублей.

Чтобы отдать эти деньги обслуживающим жилой фонд организациям и сбытовикам, на дорогу и очереди россияне в общей сложности тратят более 180 млн часов. Это эквивалентно годовой занято­сти 60 тысяч человек! Очень странный вид деятельности с точки зрения современной деловой культуры.

– Давно пора задуматься, как можно облегчить процедуру расставания с деньгами, сделать ее простой, комфортной и, главное, приятной, – считает эксперт.

Вот еще несколько данных. По почте ежегодно посылают более 1 млрд квитанций оплаты ЖКУ. Задержка в платежах дополнительно обходится населению в 30 млрд рублей. С точки зрения страны, это серьезная проблема, которую следует как можно быстрее решить, считает бизнесмен.

Электронная альтернатива

Некоторые шаги в этом направлении, конечно, предпринимаются. Сейчас произвести оплату коммунальных услуг уже можно через терминалы, Интернет. Но сильно это общей картины не меняет. Люди в основной массе как ходили в сберкассы, так и ходят. И тому есть серьезные причины. Чтобы внести деньги через терминал, нужно выходить на улицу, искать терминал, иметь при себе квитанции.

Есть возможность оплатить в банкомате, но для этого желательно быть клиентом банка, которому он принадлежит. Кроме того, по распространению банкоматов Россия остается на низком, по сравнению с Европой, уровне, а у банкоматов нередко очереди. И опять-таки при себе нужно иметь бумаги, уметь вводить необходимые параметры.

Самым распространенным способом во всем мире является интернет–банкинг. И Россия не чужда этой тенденции.

Но процесс проведения платежа трудно назвать простым. Для этого нужно иметь логины, пароли. Их следует помнить, заново получить их быстро не получится. Надо иметь перед глазами квитанции, вводить много параметров. Некоторые сбытовые компании позволяют проводить оплату через свои сайты. Но и тут требуется вводить в систему данные пластиковой карты, что многими пользователями не без оснований воспринимается как небезопасная процедура. Да и не все услуги сегодня можно оплатить через Интернет.

Важным аргументом в пользу традиционной оплаты коммунальных услуг через сберкассу является то, что, простояв в очереди, вы получите гарантированную квитанцию, которая вас выручит в случае несправедливых претензий к срокам оплаты. Между тем как альтернативные, удаленные способы оплаты не дают гарантий, что ваш платеж придет вовремя.

Чек, получаемый в терминале, выгорает через 3 месяца (такова технология печати) – в случае необходимости вам предъявить будет нечего. Проплату по Интернету (с указанием реквизитов) бухгалтер разгребает вручную, и еще вопрос, когда до вас дойдет очередь. Узнать, дошел ли платеж, вы сможете только по следующему счету-извещению. Так что можно стать должником, даже заплатив вовремя.

Инновационный платеж

– Мы поставили перед собой задачу разработать простую, понятную, прозрачную систему безналичной удаленной оплаты и интегрировать ее в государственные программы, – говорит А. Сахаров.

Какие требования должны предъявляться к системе, которой населению было бы легко и приятно пользоваться? Прежде всего, важно сохранить привычную логику оплаты – все квитанции должны в течение месяца поступать в один виртуальный почтовый ящик (личный электронный кабинет). О появлении каждого нового извещения должна поступать информация. Важно, чтобы в любой момент человек мог узнать, сколько и за какие виды услуг он должен – эту информацию следует сделать прозрачной, исчерпывающей, легко доступной в любое время суток.

Чтобы снять с повестки дня проблему соблюдения сроков платежей и незащищенности абонента перед поставщиком в этой части, разработчики планируют выстроить процедуру с подтверждением прохождения платежа, его зачисления на счет «принимающей стороны».

Каналы оплаты могут быть самые разнообразные. Вместо банка можно воспользоваться услугами мобильной коммерции. При этом должна обеспечиваться такая же прозрачность и доступность информации. То же самое относится к интернет-услугам.

Для тех, кто не имеет навыка работы с мобильным телефоном, Интернетом или принципиально не желает иметь с ними дело, есть возможность использовать такой вид связи, как телевизор. Правда, для этого придется приобрести специальную приставку. Этот вариант «общения» предельно прост. Управление системой осуществляется посредством двух кнопок на пульте. Это самый простой способ дистанционной оплаты услуг.

Кроме того, отмечает Александр Сахаров, очень важно сохранить независимость инструментов оплаты. У потребителя услуг должна сохраниться возможность самостоятельно выбирать банк, который по каким-то причинам более удобен. Сегодня за потребителя банк, как правило, выбирает бухгалтер той организации, где он получает зарплату. И логика его выбора бывает совершенно иная.

Согласно логике компании «АЗ» у потребителя останется возможность переключиться с одной системы удаленной оплаты на другую. При любом варианте информация будет одинаково доступной и прозрачной, а общение с системой корректным. Можно будет заказать бумажную выписку с печатью банка по почте и использовать ее в арбитражных делах. Для абонента суть системы можно сформулировать кратко: все платежи «в одно окно».

Риск прозрачности

Вопрос безопасности решается в концепции «АЗ» довольно традиционно. При разработке новой системы использованы стандарты безопасности платежных систем, наработанные крупнейшими мировыми компаниями, но, увы, иногда дающие слабину. В частности, по утверждению руководителя компании, у абонентов не будет необходимости вводить каждый раз параметры индивидуальной пластиковой карты – данные останутся в памяти системы и будут охраняться.

А. Сахаров напоминает, что уже несколько лет идут разговоры о создании национальной платежной системы, которая должна стать универсальной для безналичных платежей. Но сейчас в ней фактически одна операция ограничена по сумме платежа – 40 тысяч рублей в месяц. Если человек вместе со своими счетами оплачивает счета своих родственников, это ограничение может отпугнуть потребителей и затруднить продвижение продукта.

– Мы, детально изучив ситуацию, год назад попробовали выстроить такую инфраструктуру в сфере оплаты государственных услуг, услуг ЖКХ, штрафов ГАИ. При поддержке региональных властей и сбытовых компаний запустили пилотные проекты. Мы видим, что люди в своем большинстве готовы перейти на безналичную электронную форму оплаты, – пояснил бизнесмен.

Как все новое, внедрение такой системы требует обучения. Этим могут заниматься разные компании – это рыночный продукт, но методологически обучение нужно проводить единообразно. Процесс внедрения новой системы, по мнению разработчиков, может замедлить несговорчивость мобильных операторов. Кроме того, если система заработает, им придется снизить комиссии с коммунальных платежей, к чему далеко не все из них готовы.

К настоящему моменту много сделано для распространения системы в Москве и Санкт-Петербурге. По этому пути идут крупные сбытовые компании: «Межрегионгаз», «Петроэлектросбыт» и др. Сбытовые компании сегодня очень сильно зависят от Сбербанка и «Почты России». Есть районы, где кроме почтовых отделений ничего нет. Именно от их работы, не всегда безупречной, зависит срок поступления платежей.

По сведениям компании «АЗ», энергосбытовые компании уже опробовали разные схемы сбора платежей и понимают, что необходимо объединиться для того, чтобы результат был более эффективным.

– Мы планируем развернуть систему в тридцати крупнейших городах России и уже до конца года охватить большую часть населения. Полная реализация проекта возможна уже в 2012 году. Это частная программа, поэтому она реализуется в такие быстрые сроки, – сообщил Александр Сахаров.

Ирина Кравцова

Похожие сообщения

X