жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Естественный шанс. Общественные деятели — о принципах новой градостроительной политики

В начале осени, практически сразу после назначения на должность губернатора Санкт-Петербурга Георгия ПОЛТАВЧЕНКО, он получил ряд предложений по формированию новой градостроительной политики, оформленный в виде единого документа.

Естественный шанс. Общественные деятели - о принципах новой градостроительной политики

Поступивший в распоряжение нового губернатора документ был выработан петербургскими градозащитниками. Подписала его группа общественных деятелей, возглавляемая кинорежиссером и членом Совета по культуре и искусству при Президенте РФ Александром СОКУРОВЫМ.

Составители документа считают, что Петербург зашел в тупик градостроительных конфликтов, что у власти нет сейчас внятной концепции развития города. Приход нового губернатора они сочли естественным шансом для изменения ситуации.

«Повышение конкурентоспособности города в глобальной мировой конкуренции… может быть достигнуто, если будут реализованы, а не утрачены, естественные преимущества Петербурга – его исторический облик, уникальный по размерам исторический центр, объединяющая людей аура исторического и культурного наследия. При этом город должен постоянно создавать новую городскую среду неизменно высокого качества. Разнообразие и качество – основные свойства, которые создают привлекательность города для людей, занятых в современных индустриях», – написано в документе.

В сложившейся градостроительной ситуации авторы выделяют, по меньшей мере, три проблемы. Это примат строительства над эксплуатацией и благоустройством. Потеря связи между территориальным планированием и планированием транспортной системы города. И, наконец, исчезновение межсубъектного территориального планирования, т. е. механизмов взаимодействия с Ленобластью.

К внутренним проблемам градостроительной отрасли градозащитники относят исключение специалистов-урбанистов из процесса планирования, приоритетность намерений инвестора по отношению к документам территориального планирования, подмену существа градостроительных решений юридической схоластикой.

По сути дела, губернатору предложили пересмотреть действующие прин­ципы градостроительной политики в пользу следующих:

· приоритетное развитие общественных пространств, инфраструктуры как основы функционирования города (т. е. «сначала инфраструктура, потом застройка»);

· приоритет качества перед объемами (т. е. отбор проектов на основании того, улучшают они качество городской среды или нет);

·  полный учет экстерналий – неблагоприятных последствий инвестиционных проектов, оплата которых ложится на городское сообщество;

· приоритет комфорта пешеходов, велосипедистов на улицах, сбалансированный развитием внеуличной сети дорог;

·    приоритет общественного транспорта;

· экономическая сбалансированность, т. е. планирование баланса между налоговой отдачей с территорий и затратами по городским обязательствам по развитию и поддержанию инфраструктуры;

· приоритет долгосрочных эффектов перед краткосрочными;

· приоритет «естественного роста», «капиллярного развития» в большинстве сфер, за исключением транспортной, инженерной инфраструктуры, безопасности, коммуникаций;

· передача ответственности за землю и здания собственникам;

· главенство закона, т. е. обеспечение безусловного исполнения действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия, градостроительства.

Авторы документа считают, что соблюдение этих принципов можно обеспечить, дав городской общественности полный доступ к градостроительной информации, к деятельности Градостроительного совета, Совета по сохранению культурного наследия, Комиссии по землепользованию и застройке, Комиссии по внесению изменений в Генплан, Комиссии по вопросам развития застроенных территорий.

Они предлагают ввести ряд новых процедур для общественно-экспертного обсуждения новых проектов, внедрить конкурсный отбор мастер-планов для развития городских территорий, проводить архитектурные конкурсы на целые ансамбли проспектов, набережных и т. д. А также – строить и содержать дороги, улицы, парки по контрактам жизненного цикла и ввести в действие норму Земельного кодекса о публичных сервитутах.

Пока же, до принятия всех этих кардинальных мер, стоит ввести хотя бы несколько мер срочных административных. Например, обеспечить исполнение законодательства по прекращению сноса исторических зданий, ужесточить контроль над соблюдением красных линий и отказаться от устаревших, не соответствующих требованиям экономии, экологии, биологии и энергоэффективности методов работы по содержанию зеленых насаждений, применив в этой области зарубежный опыт.

Подготовила Наталья Цветкова

Похожие сообщения

X