жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Сдал объект – строй следующий (ФКП «Дирекция комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» Министерства регионального развития РФ)

Торжественное открытие Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, завершившее беспрецедентную по срокам 30-летнюю историю реализации уникального гидротехнического проекта, для города на Неве стало без преувеличения главным строительным событием года.

Генеральный директор ФКП «Дирекция КЗС Минрегиона России», заслуженный строитель РФ Владимир ЩЕКАЧИХИН рассказывает о себе и о главной стройке своей жизни.

– Владимир Иванович, почему среди множества строительных специальностей вы выбрали для себя именно гидротехнику?

Щекачихин.jpg– Мой выбор не был случаен – в советское время гидротехническое строительство получило огромное развитие: внедрялись новые эффективные методы возведения плотин и гидроузлов, создавались новые конструкции судоходных шлюзов, водозаборных, регуляционных и портовых сооружений. А профессия инженера-строителя всегда была престижной и полезной для общества.

– Как вы пришли работать на КЗС? Помните свои первые месяцы на стройке?

– В 1982 году я получил диплом Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина (теперь это Санкт-Петербургский государственный политехниче­ский университет). Моя специальность – инженер-строитель-гидротехник.

Работать на стройке, как и многие мои ровесники, я начал еще до окончания института.

На Комплекс защитных сооружений пришел в 1981 году, строительство дамбы тогда только начиналось. Я поступил электромонтажником в службу подрядчика «Ленгидроэнергоспецстрой» – Строительно-монтажное управление № 1. Затем работал мастером участка, прорабом, начальником и, наконец, был назначен директором управления. Первым моим объектом на КЗС было водопропускное сооружение В6.

– Несмотря на тяжелые времена и фактическую остановку стройки, вы не ушли с проекта КЗС. Какой период оказался самым трудным?

– Перерыв в строительстве объектов КЗС продолжался более 10 лет – с начала 1990-х до 2003 года. Это были непростые времена для страны в целом и очень тяжелые для многих объектов строительства. Подрядным организациям важно было продержаться – не растерять производ­ственную базу и специалистов. И участие даже в небольших проектах строительства или эксплуатации объектов оказывалось значимым для организации.

С 2001 года я работаю в службе заказчика в проекте завершения строительства Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Сложным и интересным был как период возобновления строительства – разделение проекта на части, отбор подрядчиков, так и период активной реализации контрактов и испытаний поставленного оборудования.

– В историю Санкт-Петербурга вы войдете как директор КЗС, при котором строительство дамбы было, наконец, завершено. Заслуги кого из предшественников вам хотелось бы отметить?

– Юрия Константиновича СЕВЕНАРДА – грамотнейшего специалиста, блестящего руководителя строительства и настоящего профессионала.

– На кого вы опирались, завершая такой сложный объект? Чье мнение было авторитетным?

– Проектом завершения строительства Комплекса защитных сооружений управляли Минрегион России и ФКП «Дирекция КЗС Минрегиона России» с участием консультанта-инженера, консультанта-проектировщика и группы реализации проекта. Четкая структура управления, отлаженное взаимодействие участников строительства и, несомненно, личный вклад, целеустремленность и ответственность многих специалистов сделали возможным завершение такого грандиозного строительства.

– За последние 10 лет в России появились проекты в области гидростроительства, которые привлекли бы ваше внимание как профессионала? Велика ли, на ваш взгляд, потребность страны в новых гидротехнических сооружениях?

– В нашей стране сейчас реализуется несколько крупных гидротехнических объектов – начато строительство Нижнебурейской гидроэлектростанции, строится Усть-Среднеканская ГЭС на р. Колыме, в предпусковой стадии Богучанская ГЭС на Ангаре, возводятся Зарамагские ГЭС и другие гидроузлы на Кавказе. В настоящее время интересным с инженерной точки зрения является строительство Ленинградской гидроаккумулирующей станции.

Потребность страны в новых гидро­электростанциях велика. Дело в том, что для тепловых или атомных станций требуются многие часы и даже сутки, чтобы увеличить или снизить мощность, передаваемую в энергосистему. Аварии в энергосистемах и отключение крупных энергетических объектов, произошедшие в последнее время, показывают, что требуется оперативное решение вопросов снятия пиковых нагрузок в энергосистемах. И эту функцию в настоящее время могут выполнять только гидроэлектростанции.

Но для строительства новых крупных гидротехнических объектов нужны значительные финансовые средства, и поэтому сейчас чаще реализуются проекты реконструкции и восстановления уже существующих объектов – малых гидроэлектростанций, оросительных сетей. Еще одна из функций гидротехнических сооружений – предупреждение наводнений. Возьмем, к примеру, борьбу с остропиковыми наводнениями на реках Терек и Кубань на Северном Кавказе – здесь надо строить водохранилища и ГЭС. Или наводнения на сибирской реке Лене. Притоки Лены не осваиваются, поэтому регулярно происходит подтопление Якутска и других городов.

Вообще в России ресурсы гидро­энергетики освоены крайне незначи­тельно, не более чем на 18%. Тогда как во Франции, Норвегии и Швеции – 100%-е использование таких ресурсов, и в других европейских странах этот показатель стремится к 100%. Активно развивается гидротехническое строительство в Китае: здесь возводится 60 плотин высотой более 100 м. Десятки плотин строятся в Турции и Индии. Для развитых и быст­роразвивающихся стран  характерно активное использование гидроресурсов. Все это указывает на необходимость строительства новых гидротехнических объектов и развития гидроэнергетики в нашей стране.

– Есть факторы, которые, на ваш взгляд, тормозят развитие отечественной гидротехники?

– Тормозящим фактором развития гидротехнического строительства является отсутствие государственной политики в области развития гидроэнергетики. Живем сегодняшним днем. К примеру, себестоимость электроэнергии, получаемой от гидроэлектростанции, в пять-десять раз ниже, чем от тепловой электростанции. Но гидротехническое строительство требует «длинных» денег. Нынешняя фаза развития экономики не создала объективных предпосылок для таких инвестиций, поэтому гидроэлектростанций возводится крайне мало.

В то же время, если государство развивает промышленность, к примеру строит алюминиевый завод, то для обеспечения его высокого энергопотребления необходимо возводить рядом и гидроузел – плотину и электростанцию. Сейчас также требуется восстановление вышедших из строя мелиоративных систем для сельского хозяйства. Недостаток финансирования и отсутствие как сегодня, так и в обозримом будущем квалифицированных инженерно-техниче­ских работников и рабочих, безусловно, являются тормозящими факторами развития гидротехнического строительства.

– Что из последних разработок зарубежных коллег в области гидростроения вас удивило, порадовало? Есть проекты, которые хотелось бы реализовать в России?

– Гидротехнические объекты, особенно крупные, уникальны. У российских проектных организаций накоплен опыт и традиции проектирования гидротехниче­ских сооружений. Из разработок зарубежных коллег нам интересны современные механизмы и технологии строительства, новые материалы.

Для специалистов Дирекции КЗС интересен опыт эксплуатации защитных сооружений в Европе, таких как Масланткеринг на Роттердамском фарватере в Голландии и сооружения на Темзе в Англии.

– Как бы вы определили значение такого проекта, как Комплекс защитных сооружений от наводнений, в масштабах строительной отрасли Петербурга в целом?

– Начнем с того, что в проектирование объектов комплекса были вовлечены основные проектные и научно-исследовательские организации Санкт-Петербурга (Ленгидропроект, Ленморниипроект, ЦКБ МТ «Рубин», ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, Ленгидросталь). В реализации контрактов задействованы как петербургские строительные компании, так и крупные организации, в прошлом являвшиеся всесоюзными трестами.

Реализация столь масштабного проекта позволила строительным организациям планировать стабильный финансовый результат на время реализации заключенных контрактов, опробовать новые материалы, строительные технологии, наработать опыт взаимодействия с большим количеством субподрядных и сторонних организаций, участвующих в проекте.

 Положительные результаты повысили деловую репутацию организаций-участников. Например, для ОАО «Метрострой» строительство судопропускного сооружения С-1 явилось первым опытом строительства гидротехнического сооружения. Для таких организаций, как «Гидромонтаж» и «СГЭМ», участие в проекте способствовало возрождению опыта и традиций.

– Чем бы вы хотели заняться после того, как строительство КЗС будет полностью завершено и его эксплуатация отработана до мелочей?

– Строительные и пусконаладочные работы на КЗС будут завершены в текущем году. Сейчас важной задачей является организация эксплуатации объектов КЗС. Заказчик совместно со строителями и поставщиками оборудования разрабатывает инструкции по эксплуатации и обслуживанию, отрабатывает алгоритмы действий при наводнениях.

На вопрос о дальнейшей деятельности я отвечу неоригинально: «Какова судьба строителя? Построил объект – сдай, затем иди и строй следующий!»

ФКП «Дирекция комплекса

защитных сооружений

Санкт-Петербурга от наводнений»

Министерства регионального развития РФ

Санкт-Петербург,

Торжковская ул., д. 5

Teл.: (812) 496-5060, 496-5036

www.dambaspb.ru

Похожие сообщения

X