жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Судьба проекта в контексте двух эпох

Вклад СПКТБ «Ленгидросталь» в строительство КЗС невозможно переоценить. Специалисты компании начали работать над этим проектом с 70-х годов прошлого века. Большая часть гидромеханического оборудования дамбы является плодом инженерно-конструкторской мысли проектировщиков компании.

Судьба проекта в контексте двух эпох

СПКТБ «Ленгидросталь» – филиал ОАО «Трест Гидромонтаж» не нуждается в представлении. На счету этой комплексной инжиниринговой организации, специализирующейся на проектировании, производстве, монтаже и сервисном обслуживании гидромеханического оборудования, сотни разработанных и внедренных проектов для гидротехнических сооружений России.

В референц-листе компании числятся такие объекты, как Беломорканал, Волго-Дон, Волго-Балт, канал имени Москвы, крупнейшие гидроэнергетические комплексы на Днепре, Дону, Волге, Каме, Енисее, Ангаре, Колыме, а также Нижне-Свирская ГЭС, Верхне-Свирская ГЭС, Братская ГЭС, Колымская ГЭС, Каскад Вилюйских ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, Красноярская ГЭС, Саяно-Шушенская ГЭС и многие другие уникальные объекты, ставшие национальным достоянием России.

За годы деятельности специалисты СПКТБ «Ленгидросталь» получили 267 авторских свидетельств и запатентовали 47 изобретений, большая часть которых внедрена.

О работе над проектированием механического оборудования в рамках строительства Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений мы беседуем с директором СПКТБ «Ленгидросталь» Валентином Александровичем ДМИТРИЕВЫМ, заслуженным строителем России.

– Валентин Александрович, как начиналась работа над проектом?

– Техническое задание на проектирование механического оборудования для этого уникального гидротехнического сооружения мы получили от института «Ленгидропроект» в 1972 году. В то время ничего подобного в СССР построено не было, поэтому нам предстояло стать первопроходцами в решении интереснейших и сложнейших задач.

Инженеры должны были не только выполнить проект шести водопропускных сооружений с опускными сегментными затворами (общее количество – 64 шт.), но и придумать самое оптимальное решение для оснащения двух судопропускных сооружений. Рассматривались различные варианты гидромеханического оборудования, способного удовлетворить условиям технического задания. Истина рождалась в жарких спорах, разгоравшихся на технических советах и совещаниях.

Первоначально предполагалось, что на С-1 и С-2 будут устроены откатные затворы, передвигаемые с помощью тягачей. Наконец, все единодушно пришли к выводу, что самым целесообразным решением является оснащение судопропускного сооружения С-2 подъемно-опускным затвором с гидроприводом, и устройство на сооружении С-1 плавучих батопортов. Проектирование оборудования для водопропускных сооружений В-1 – В-6, судоходного сооружения С-2, доковых камер судоходного сооружения С-1 выполняло СПКТБ «Ленгидросталь».

Интересные инженерные задачи нам пришлось решать в части устройства гидропривода С-2. Были применены в частности и такие подходы, которые до этого не использовались в гидротехнике. Словом, проектирование стало по-настоящему творческим процессом.

Сегодня С-2 представляет собой судоходный канал шириной 110 м и глубиной 7 м с подъемно-опускным затвором, который в период штиля находится на дне судоходного канала, в бетонном пазу ниже уровня порога. А во время наводнений конструкция поднимается из воды с помощью четырех гидравлических цилиндров и надежно перекрывает судоходный пролет. Всего нами было запроектировано порядка 24 тыс. т конструкций по водопропускным сооружениям и около 3200 т конструкций по С-2, также доковой камеры С-1 – 800 т.

– К сожалению, в XX веке проекту не суждено было полностью воплотиться в жизнь…

– После того как было принято решение достраивать комплекс, проект потребовалось актуализировать. Мы выполнили эту задачу: переработали всю проектную документацию, приведя ее в соответствие с современными строительными нормами и требованиями.

А затем начался долгожданный период монтажа механического оборудования, разработанного нашими специалистами. Его осуществлял трест «Гидромонтаж», филиалом которого является СПКТБ «Ленгидросталь». На площадке были собраны опытнейшие монтажные коллективы из Новочебоксарска, Волгограда, Новосибирска, Боровичей. Все работали, объединившись вокруг цели качественно смонтировать оборудование и запустить объект в срок.

Миссией специалистов нашей компании на данном этапе стало проведение авторского надзора с последующим участием в наладке оборудования.

– Можно сказать, что КЗС является уникальным гидротехническим объектом, аналогов которому в мире нет?

– Думаю, да. Параметры сооружения впечатляют. Длина всего КЗС – 25,4 км, в том числе по акватории 22,2 км. Отдельного внимания заслуживает автотранспортный тоннель, проходящий под морским каналом. Интересно, что функция КЗС не исчерпывается защитой города от наводнений. Она гораздо шире.

Комплекс обеспечивает наземную транспортную связь г. Кронштадта с материком, создание участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга с выводом транзитного транспорта в обход города, формирование западной границы Большого порта, пропуск судов через судопропускные сооружения. Думаю, мы все можем гордиться реализацией такого масштабного проекта.

– Валентин Александрович, вы стояли у истоков проекта и видели обе кампании: и строительство 70–80-х годов, и работу современных специалистов. Можно ли сравнить эти два периода возведения КЗС?

– Строительство началось в 1979 году. Первый камень был сброшен в прораны пролета Горская–Котлин в 1980-м. Движение от Горской до Котлина открыли уже в 1984 году. Было время комсомольских строек. Люди горели желанием сделать для города этот уникальный объект, были полны инициативы и предвкушения успеха.

Коллектив был собран со всего Совет­ского Союза. Возглавлял его хорошо извест­ный горожанам Юрий Константинович СЕВЕНАРД, потомственный гидротехник, талантливый руководитель, который также участвовал в строительстве Красноярской ГЭС, Нурекской ГЭС, Асуанской ГЭС. Так что стройка шла на эмоциональном подъеме.

Была четкая организация всех процессов. Современные строители демонст­рируют несколько иной подход. Я ни в коем случае не скажу, что он хуже или не так эффективен, но определенная разница есть.

– Какое у вас сложилось общее впечатление от участия в данном проекте?

– Очень приятное. Несмотря на длительный срок реализации и трудности технического и организационного характера, мы очень гордимся тем, что такой объект подарен родному городу и что наше участие в нем заметно.

В ближайшее время мы намерены вывезти весь состав СПКТБ «Ленгидросталь» на КЗС и показать результат нашего общего труда. Думаю, такая экскурсия будет не только приятна, но и полезна. Особенно нашим молодым специалистам, в руки которых со временем перейдет история и судьба гидротехнических сооружений России.

Беседовала Елена Никитченко

Фото М. В. Пейсахович

196084, Санкт-Петербург,

Заозерная ул., д. 1, лит. Б

Тел. (812) 331-1150,

факс (812) 331-1191

E-mail: [email protected]

www.lengidrostal.ru

Похожие сообщения

X