жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Первопроходцы

Специалистам ОАО «Спецгидроэнергомонтаж» довелось начинать, а спустя три десятилетия и завершать строительство Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Первопроходцы

«Мы выросли на хорошей закваске», – говорит об истории своей организации генеральный директор ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени Трест «Спецгидроэнергомонтаж», член Международной энергетической академии и Российского национального комитета международной комиссии по большим плотинам, почетный работник топливно-энергетического комплекса РФ Валерий Ростиславович Мигуренко.

История знаменитого предприятия начиналась в 1942 году. Перед представителями машиностроительных заводов города была поставлена задача собрать вывезенное с Волховской ГЭС оборудование, смонтировать его и обеспечить подачу мощностей в блокадный Ленинград. Позже управляющий Всесоюзным трестом «Спецгидроэлектромонтаж» М. А. Барковский, соратник Г. О. Графтио, убедил Народный комиссариат электростанций СССР в необходимости создавать монтажные организации, способные выполнять заводские операции в условиях строительства. Его слова о том, что «монтаж – это продолжение заводского процесса», на долгие годы стали идеологией предприятия.

Этой идее следовали преемники первого управляющего – К. П. Полушкин (1968–1976 гг.), Г. П. Лохматиков (1976–2002 гг.), каждый из которых до своего назначения на руководящий пост проработал на предприятии не одно десятилетие. Нынешний генеральный директор ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени Трест «Спецгидроэнергомонтаж» трудится в организации 48 лет. За его плечами  десятки введенных в строй гидротехнических сооружений на всей территории СССР, в Российской Федерации, СНГ и за рубежом.

– Валерий Ростиславович, расскажите, пожалуйста, об участии предприятия в строительстве Комплекса защитных сооружений.

– Наше присутствие на Комплексе защитных сооружений можно назвать историческим, так как начало ему было положено еще в 1979 году приказом министра энергетики и электрификации СССР П. С. Непорожнего. В проектно-технической документации в разделе «структура исполнения» была указана наша организация, тогда – Всесоюзный трест «Спецгидроэнергомонтаж». Монтажные работы на строительстве этого сооружения выполняло Северо-Западное монтажное управление треста.

До возобновления строительства КЗС в 2004 году нами было смонтировано 22 280 т гидромеханического оборудования. Четыре из шести водопропускных сооружения были полностью смонтированы и переданы в эксплуатацию.

Когда возведение КЗС возобновилось, отбор строительных организаций проходил уже на условиях тендера. Руководст­вом треста было принято решение встать на комплекс судопропускных сооружений С-1 и С-2, который включает в себя технологическое оборудование и системы управления этим оборудованием, поскольку такие задачи являются нашей основной специализацией. На этом этапе мы выступали в качестве подрядчика в тандеме с ОАО «Трест «Гидромонтаж». К работе подключились проектные институты, а также организации, которые занимались системами управления. Таким образом, сложился коллектив, успешно работающий на этом участке КЗС.

Но надо отметить, что трудно говорить об отдельной роли какой-либо конкретной организации, когда речь идет об экономической и хозяйственной значимости такого уникального сооружения, как Комплекс защитных сооружений.

– Почему? Это как-то связано с затянувшимися сроками строительства, участием очень многих компаний разной специализации?

– Это слишком сложный и многофункциональный объект. Нельзя даже определить, к какой отрасли промышленности относится КЗС. По формальным признакам это гидротехническое сооружение второй категории, но из гидротехники здесь задействованы только доковые камеры, затворы, системы управления.

Если рассматривать отдельно плавучие затворы, то они имеют свои отличительные особенности: непотопляемость, остойчивость, условия по дифференту, умение погружаться и всплывать, ледокольные функции – все это указывает на судостроение. Тягач, приводящий затворы в движение, должен перемещаться по криволинейному пути с помощью специальных двигателей. Это уже область знаний машиностроителей. Добавим сюда полный комплекс общестроительных работ. Получается сложнейшее сооружение, где задействованы интересы самых разных отраслей промышленности с точки зрения их научной, экономической, технологической составляющих.

Но у этого огромного сооружения теперь появляется еще масса функций из области судоходства, обороны, гидрологии, экологии. Не будем забывать и о кольцевой автодороге, проходящей по КЗС, и об энергетическом кольце, которое теперь включает пять подстанций от Горской до Бронки.

По сути, КЗС – это первый постсоветский опыт комплексного подхода к созданию такого уникального сооружения. По грандиозности замысла проектного решения и важности для города он не имеет аналогов ни в России, ни в мире.

Но как определить вклад каждого из многочисленных участников в конечный экономический эффект? К примеру, когда-то мы, энергетики, получали от Гос­плана задание обеспечить определенные мощности под строительство новых производственных или социальных объектов. Тогда мы очень хорошо представляли значимость и долю своего труда, понимали меру своей ответственности, потому что выполняли государственные задачи.

Сейчас комплексных долговременных народно-хозяйственных планов нет. Строительство крупных объектов ведется за счет различных форм финансового кредитования. Поэтому с вводом подобных сооружений сами собой напрашиваются вопросы о будущем КЗС – насколько быстро и за счет чего он окупится, как впишется в городское хозяйство, что выиграет бюджет от его ввода и многие другие.

– Насколько сильно изменились технологии за годы строительства КЗС? Какие особенности оборудования вы бы отметили?

– Прежде всего хочется отметить габариты подъемного затвора на С-2: длина – 117 м, высота – 11,7 м, ширина – 9,8 м, вес – 2500 т. Чтобы приводить его в движение, проектом предусмотрены и установлены гидравлические подъемники – по два с каждой стороны. Они изготовлены специально для С-2 по заказу треста известным немецким производителем Hunger Hydraulik. При всей своей конструктивной обыденности эти гидроподъемники обладают уникальными гидротехническими данными. Каждый из четырех гидроприводов рассчитан на подъем 1250 т. Аналогов подобного по силовой мощи оборудования в России до сих пор не было – самые мощные из установленных на водосбросах гидроподъемников рассчитаны на 1000-тонную нагрузку.

Есть еще несколько серьезных новшеств, которые предложили немецкие поставщики. Например, шток по всей длине в 11,7 м покрыт специальной металлокерамикой, которая не подвергается коррозии. В конструкции гидроприводов применено уплотнение, способное (при такой длине поршня!) обеспечивать герметичность под давлением в 100 атмосфер – подобный высокий класс изготовления оборудования удивил даже бывалых гидротехников.

Отдельно хочется упомянуть о системе управления технологическим оборудованием, которая позволяет синхронизировать движение гидроподъемников. Изначально на С-2 была установлена система производства словацкой компании Prva Petoletka («Первая пятилетка»). Она обеспечила слаженную работу гидроподъемников на первых испытаниях подъема затвора в 2008 году. Два месяца назад ее заменили на общую систему управления Siemens с частотным регулированием приводов. Но мы настояли, чтобы прежнюю систему оставили на вооружении в качестве резервной. К нам прислушались – резервирование на гидротехнических сооружениях стало особенно актуальным после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

– Как вам представляется эксплуатация сооружения при всей его сложности и многофункциональности? Будет ли ваша организация участвовать в обслуживании КЗС?

– С сентября прошлого года мы занимаемся эксплуатацией технологического оборудования под руководством Дирекции в рамках контракта. Трест «Спецгидроэнергомонтаж» гарантирует качество монтажных работ и поставку фирменных комплектующих в сроки, предусмотренные контрактом с поставщиками оборудования. Но формально эксплуатация оборудования не может начаться, пока оно не принято в эксплуатацию. Сегодня выполняются мероприятия по поддержанию оборудования КЗС для выполнения его основной функции – защиты города от наводнений, и мы эту важную функцию обеспечиваем.

Но обслуживание всего комплекса должно поддерживать в рабочем состоянии все его элементы, что требует создания и подготовки большого эксплуатационного коллектива. Это очень серьезная задача, связанная с подбором разных специалистов, их практическим обучением непосредственно на КЗС, и мы готовы в этом участвовать.

– Помимо КЗС, Спецгидроэнергомонтаж по-прежнему работает на объектах гидроэнергетики?

– За исключением Богучанской и второй очереди Загорской ГЭС новых гидроэлектростанций сегодня практически не строят. Поэтому мы ведем работы по реконструкции действующих гидроагрегатов, в частности, занимаемся реновацией Светогорской и Лесогорской станций.

Одна из первых задач при проведении реновации – определить остаточный ресурс гидроэлектростанции. Тогда станет понятным, какие мероприятия нужны, чтобы уменьшить потери, увеличить КПД, повысить установленную мощность и при этом бережно расходовать резервы технологического оборудования. В последние годы такая работа стала одним из основных направлений деятельности предприятия – положение дел в энергетике обрекает нас на работу с действующими электростанциями. Но это тема для от­дельного серьезного разговора.


Трест «Спецгидроэнергомонтаж» был основан в 1942 году как «Специализированная контора № 2» при тресте «Свирьстрой» для организации подачи электроэнергии в блокадный Ленинград.

В 1947 году предприятие реорганизовано во Всесоюзный трест «Спецгидроэнергомонтаж» (СГЭМ). В 1990-м, после акционирования, трест преобразован в ОАО «Спецгидроэнергомонтаж».

Трест является ведущей в РФ фирмой по монтажу гидросилового и гидромеханического оборудования на электростанциях. С 1942 по 1992 годы смонтировано и введено в промышленную эксплуатацию 967 агрегатов на 219 гидростанциях общей установленной мощностью 74,5 млн кВт.

В настоящее время трест ведет работы по реконструкции действующих гидроэлектростанций, проектированию и изготовлению металлоконструкций на промышленных и судопропускных сооружениях.

В структуру ОАО входят 25 дочерних предприятий (в России, Белоруссии, Латвии, Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, Украине, два совместных предприятия в Финляндии и Польше), два завода металлоконструкций и нестандартизированного оборудования, промышленная база со складами в Санкт-Петербурге. Выполняет работы по строительству ГЭС за рубежом: с 1957 года как субподрядчик, с 1985-го – в качестве генподрядчика.


191036, Санкт-Петербург,

Невский пр., д. 111/3, лит. А

Тел. (812) 336-3511,

факс (812) 448-6680

E-mail: [email protected]

http://www.sgem.ru

Похожие сообщения

X