жк днепропетровская 37 евродвушка

Строим Добро

Энергоаудит: узаконенный дилетантизм. Вступив в действие, 261-ФЗ спровоцировал возникновение хаотичного «серого» рынка энергоаудита. Комментарии экспертов

Российский рынок публичной энергетической экспертизы сегодня переживает трудный этап становления. Шероховатости и перекосы действующего федерального закона «Об энергосбережении» порождают дисбаланс в развитии отрасли. По мнению экспертов, рынок заполнили непрофессионалы.

Энергоаудит: узаконенный дилетантизм

Грибы после дождя

Если еще год назад саморегулирование в сфере энергообследований шло ни шатко ни валко и реальных претендентов на звание СРО в области энергоаудита было днем с огнем не сыскать, сегодня картина обратная. Состояние рынка комментирует генеральный директор компании «Системы энергоэкологической безопасности», ученый секретарь секции «Энергетика» НТС при правительстве СПб, к.т.н. Наум Наумович ДЗЕКЦЕР:

– Рынок энергоаудита сейчас хаотичный, в основном – непрофессиональный. За один только год, с начала 2010 г., количество компаний, предлагающих энергоаудиторские услуги, выросло более чем в 20 раз! По некоторым данным, в России зарегистрировано порядка 200 СРО энергоаудиторов. Что касается Санкт-Петербурга, по непроверенной информации, в настоящее время в городе зарегистрировано 16 СРО, в каждую из которых входит порядка 25 энергоаудиторских компаний, включая компании из других регионов. Вместе с тем могу достаточно ответственно заявить, что профессиональных организаций в регионе с трудом можно насчитать не более десятка.

С экспертом согласен начальник отдела энергоаудита Группы компаний «ТЭТРА электрик» Евгений Александрович ­КИКОТЬ:

– В настоящее время рынок переживает период активного развития, сопровождающийся резким повышением спроса на услуги энергоаудита. Растет и количество энергоаудиторских организаций, готовых обеспечить по­требности рынка. В реестре Минэнерго, по данным на 02.09.2011, уже зарегистрировано 111 СРО в области энергообследований. И в каждой СРО состоит порядка 30 энергоаудиторских организаций. Таким образом, право заниматься энергетическими обследованиями получили, по меньшей мере, три тысячи организаций. В результате рынок энергоаудита переполнился вновь образовавшимися компаниями, имеющими лишь общее представление об энергетических обследованиях.

Узкие места ФЗ

Первые итоги реализации № 261-ФЗ в части энергообследований можно подвести уже сегодня, наблюдая реакцию рынка на публикацию нового закона. Что привнес в деятельность аудиторских компаний № 261-ФЗ «Об энергосбережении», эффективен ли закон с точки зрения правового регулирования рынка? Эти вопросы мы задали участникам рынка.

– Наша компания работает в области энергоаудита с 1996 года, с момента выхода федерального закона № 28-ФЗ, – вспоминает Н. Н. Дзекцер. – Надо отметить, что старый закон имел свои достоинства и недостатки, однако управление энергосбережением до выхода № 261-ФЗ было более четким. Причин много. Основная в том, что управлять энергосбережением должен был один компетентный орган – Ростехнадзор (ранее Главгосэнергонадзор). Сейчас же координирующие функции размыты и распределены между рядом министерств, ведомств, СРО и т. д. Ростехнадзор на протяжении многих лет отвечает за безопасность, в том числе энергетическую (ЭБ), составной частью которой является энергосбережение. Рассматривать эти два понятия в отрыве друг от друга – абсурд.

Самый главный недостаток 261-ФЗ – перекос в сторону энергетических обследований. Почти выхолощенными остаются вопросы стимулирования энергосбережения, энергосервисных контрактов, управления энергосбережением.

Реализация № 261-ФЗ пробуксовывает прежде всего в связи с подменой приоритетов: вместо конкретного системного повышения энергоэффективноcти нашей экономики практически все сводится к проведению энергообследований. Ошибкой является также короткий срок проведения обязательных энергетических обследований – он установлен законом до 31.12.2012. Это зачастую приводит к халтурно проведенным работам и выдаче не соответствующих действительному положению вещей энергетических паспортов. Надо продлить этот срок хотя бы на 2 года.

По мнению специалистов, в некотором смысле закон расширил полномочия энергоаудиторских компаний, однако качество энергообследований от этого только пострадало.

– До выхода в свет 261-ФЗ основными потребителями услуг энергоаудита являлись крупные энергоемкие промышленные предприятия, непосредственно заинтересованные в экономии ТЭР и получении реального эффекта от реализации программ энергосбережения, – обращает внимание Е. А. Кикоть. – 261-ФЗ сделал энергообследования обязательными для отдельных групп потребителей ТЭР, в том числе и организаций с государственным участием (социальные учреждения, МУП, ГУП и т. д.) В большинстве своем это административные здания или помещения, характеризующиеся низким потреблением ТЭР и, соответственно, низким потенциалом энергосбережения. Именно поэтому социальные учреждения не заинтересованы в проведении качественного энергоаудита. Их целью сейчас является формальное выполнение требований 261-ФЗ с наименьшими финансовыми потерями.

Таким образом, с выходом 261-ФЗ на рынке энергоаудита появляется все большее количество заказов на проведение «формального» (или «дешевого») энергоаудита. Такие изменения рынка провоцируют рост количества недобросовестных энергоаудиторов, готовых выполнить работы, даже не выезжая на объект.

Принимая во внимание, что энергоаудит должен осуществляться высококвалифицированными специалистами с применением дорогостоящей приборной базы, становится понятным, что качественный энергоаудит не может стоить дешево.

«Серость» в законе

Что сегодня могут предпринять государство и профессиональные сообщества, чтобы поставить заслон «серым» фирмам, не имеющим опыта в проведении качест­венного энергоаудита, практических навыков, соответствующей технической базы и квалифицированного персонала?

– Система проведения тендеров, где основным критерием для победы является более низкая цена – абсолютно неэффективная преграда для недобросовестных энергоаудиторов, – подытоживает Евгений Кикоть. – И СРО не спасают клиентов от желающих заработать деньги без особых усилий. Любая из трех тысяч энергоаудиторских организаций может предлагать дешевые услуги. Снижение стоимости работ по некоторым конкурсам достигает 90% от стартовой цены. Такой жесткий демпинг вызван непониманием многих компаний-заказчиков, а также аудиторов сути энергетического обследования. Если так будет продолжаться, качество энергетических обследований будет неуклонно снижаться.

Качество энергоаудита зависит и от квалификации исполнителей. Сейчас требования к энергоаудиторам ограничиваются необходимостью прохождения курсов повышения квалификации в объеме 72 часов. Очевидно, что этого времени хватает лишь на то, чтобы ознакомить слушателей с 261-ФЗ, формами энергопаспорта и стандартной приборной базой.

При этом никаких требований к образованию энергоаудиторов (высшее теплотехническое, высшее электротехническое или др.) не предъявляется. Хотя для того, чтобы компетентно судить о техническом состоянии энергетического оборудования, давать рекомендации по его оптимальной эксплуатации, формировать технически грамотные решения для повышения эффективности использования ТЭР, надо быть высококвалифицированным инженером.

– «Серый» рынок существует не только в сфере энергоаудита, это бич всей страны, – делится соображениями Н. Н. Дзекцер. – В последнее время руководство нашего государства заявляет о том, что № 94-ФЗ «О госзакупках» был призван отбирать для выполнения работ и оказания услуг профессиональные организации и таким образом бороться с коррупцией. На деле все происходит с точностью до наоборот: коррупция цветет пышным цветом; конкурсы, тендеры и аукционы выигрывают дилетанты, которые к тому же используют недозволенные приемы. Закон № 94-ФЗ требует серьезной корректировки.

Двигаться дальше

– Для повышения эффективности законодательной и нормативной базы необходимо внести принципиальные дополнения и изменения в ФЗ «Об энергосбережении», – уверен Наум Наумович Дзекцер. – Следует сделать акцент на управлении энергоэффективностью и в конечном итоге – на мотивации и стимулировании энерго­сбережения. Недостаточно качественный закон № 261-ФЗ должен сменить закон «Об энергетической безопасности», который может быть принят в будущем году.

– Рынок энергоаудита нуждается в качественном развитии, – полагает его коллега Евгений Александрович Кикоть. – Необходимо подготовить достаточное количество квалифицированных специалистов. Это не сиюминутная потребность. Если Россия встала на путь энергоэффективности, специалисты по энергоаудиту будут востребованы всегда.

После проведения первичного энергоаудита каждые пять лет организации обязаны проводить энергетические обследования. Соответственно и спрос на эти услуги постоянно будет держаться на высоком уровне.

Подготовила Нонна Цай

Другие материалы по теме

X