жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Жилищный кодекс. Пора преобразований. Как отразятся изменения в законодательстве на работе управляющих компаний.

Летом этого года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации. Цель изменений – упорядочить процесс управления многоквартирными домами и создать эффективный механизм контроля исполнительной власти в сфере ЖКХ.

Аналитики утверждают, что Закон РФ от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» направлен на усиление контроля в сфере управления многоквартирными домами как со стороны органов государственной власти, так и со стороны собственников помещений в многоквартирных домах.

Кроме того, он призван повысить эффективность взаимодействия между управляющей организацией и собственниками жилых помещений путем создания советов домов, ужесточить систему регистрации ТСЖ и уменьшить количество нелегитимных товариществ.

В частности, изменения в ЖК существенно расширяют полномочия Госжилинспекции. О том, как это отразится на рынке ЖКХ, мы предложили высказаться нашим экспертам.

Владимир ЗЯБКО, начальник Государственной жилищной инспекции Петербурга:

– Новые полномочия Госжилинспекции реализуются в соответствии с пятой частью ст. 20 Жилищного кодекса РФ в рамках государственного жилищного надзора. О том, готовы ли Госжилинспекции начать эту работу и хватит ли у них сил справиться с валом обращений, которые могут обрушиться на них, на мой взгляд, говорить рано.

Бездоказательно звучат мнения, что администрации могут использовать этот инструмент в своих целях, чтобы убрать с рынка неугодные компании. Закон принят, и он должен исполняться.

В целом я полагаю, изменения в Жилищном кодексе и новые правила предоставления коммунальных слуг собственникам помещений в многоквартирных домах привнесут большую определенность в сферу контроля за управляющими компаниями.

Андрей ГАВРИЛОВ, заместитель председателя комитета по энергетическому комплексу и ЖКХ Ленобласти, начальник департамента ЖКХ:

– Изменения в Жилищный кодекс затрагивают в первую очередь вопросы открытости информации. Я считаю, что это очень важный шаг, потому что сегодня большинство граждан просто не знает, за что платит, почему действуют такие тарифы и куда уходят деньги, которые вносятся в качестве платы за жилое помещение. Жилищным кодексом предусмотрена определенная мера ответственности УК за то, что до граждан не доведены эти сведения.

Система своевременного информирования граждан, безусловно, снимет ряд проблем. Жильцы должны сами решать, что они хотят получать за свои деньги: чтобы их лестничная клетка убиралась каждый день, чтобы дворник мыл еженедельно стены или им нужны в парадной отопительные приборы.

Самый главный вопрос, который решается этими поправками – схема взаимодействия собственников и управляющих компаний. Жители домов должны понять, что управляющая компания – это не враг, а инструмент, которым они должны управлять.

Не могу согласиться с предположением о том, что Госжилинспекции смогут злоупотреблять новыми полномочиями. Рынок ЖКХ пока не столь привлекателен, чтобы компании стояли в очередь. ЖКХ – занятие неблагодарное, которое не приносит особой прибыли. Рентабельность организаций коммунального комплекса либо вообще нулевая, либо составляет не более 2%. Вряд ли найдется много коммерческих структур, которые бы согласились работать на таких условиях.

Именно поэтому я считаю, что изменения в Жилищном кодексе должны улучшить ситуацию в ЖКХ. Плохо только то, что мы опять переходим к директивным мерам и решениям. Впрочем, в тех условиях, в которых мы сегодня находимся, может быть, это оправданно.

Евгений ПУРГИН, председатель совета СРО «Ассоциация управляющих компаний в сфере ЖКХ»:

– Только время покажет, сможет ли Госжилинспекция справиться с возложенными на нее обязанностями. То, что ее преобразовали в Государственный жилищный надзор, конечно, приподняло ее статус и добавило ответственности. Но бояться этого не стоит. Например, Ростехнадзор, который также является надзорным органом, оказывает существенную помощь участникам рынка и не допускает перегибов.

Были периоды, когда жилищную инспекцию использовали в качестве цепного пса с целью устрашения и воспитания нерадивых управленцев. Я сам проходил через такие способы «воспитания», когда мое предприятие в течение двух недель проверяли семь раз, и каждый раз выписывали штрафы по 50 тыс. руб. Со временем участники рынка ЖКХ набрались опыта и стали понимать реальные трудности работы. А инспекторы стали более трезво относиться к своим правам и полномочиям.

Мы все сейчас находимся в стадии взаимного обучения – и надзорные органы, и управляющие компании. Потому что наш рынок по сравнению с западными странами еще совсем молод.

Что же касается утверждения о том, что администрация может воспользоваться данным ей инструментом, чтобы убрать с рынка неугодные компании, то, я считаю, такое вряд ли произойдет. Ведь надзорные органы и Ростехнадзор, и Госжилинспекция имеют федеральное подчинение и никак не зависят от местных властей. Использовать федеральный орган в своих целях администрации достаточно сложно. По своему опыту знаю: чем ближе к центру, тем больше порядка с исполнением закона.

Евгения ПРОТАСОВА, специалист УК «ПромИнвест»:

– Управляющие компании несут социальную ответственность перед жителями, и, несомненно, контроль за их деятельностью необходим. Однако создание даже самой эффективной системы контроля не решит проблему ветхого жилого фонда и пришедших в негодность инженерных сетей.

Важным условием в нашей работе является заинтересованность самих жителей в качестве оказываемых услуг. Жители должны понимать, что именно они дают указания управляющей компании о том, какие работы производить. Необходимо поднимать уровень правосознания жителей, ведь именно они как плательщики должны быть заинтересованы в качестве услуг.

Важно довести до сознания собственников аксиому: любая работа должна быть оплачена в том объеме, в котором она оказана. Невозможно требовать с УК выполнения работ на рубль, заплатив ей девяносто копеек.

Что касается изменений в Жилищный кодекс, то законодатели уже создали предпосылки для такого контроля – введено понятие «совет дома». УК «ПромИнвест» всячески приветствует создание внутридомовых советов, ведь общаться с двумя-тремя представителями дома проще и продуктивнее, чем с широким кругом жильцов.

Наша компания стремится создать такой уровень взаимодействия с жильцами, который позволит им принимать непосредственное участие в жизни своего дома, совместно с УК принимать выполненные работы, высказывать свои пожелания.

Мы создаем уникальный для нашего города ресурс: электронную систему сбора и предоставления жильцам дома информации о состоянии общедомового имущества, величине и сроках образования задолженности за услуги, о графиках проведения ремонтных и профилактических работ.

Записала Светлана Смирнова

Похожие сообщения

X