жк днепропетровская 37 евротрешка

От индивидуального к коллективному. Эксперты о возможности коллективного страхования ответственности членов СРО

Еще не угасли страсти по поводу индивидуальных договоров страхования ответственности с членами СРО, а в повестку дня встает вопрос о разработке договоров коллективного страхования.

В октябре 2011 года более ста машин, находившихся на автостоянке на Новоовсянниковской улице, пострадали из-за работ, которые велись на расположенном вблизи участке ЗСД. Как выяснилось, работы по окраске металлоконструкций осуществлялись субподрядчиком без установки защитных пологов, и с порывом ветра краска попала на автомобили. Ущерб, нанесенный автовладельцам, по самым скромным подсчетам, оценивается в 10 млн рублей.

Это классический пример нанесения строительной компанией вреда третьим лицам. Поэтому участники рынка надеются, что случай будет признан страховым, и страховая компания урегулирует претензии автомобилистов. Это не первое подобное происшествие, краска со строек с удивительной регулярностью попадает на автомобили и другое имущество граждан. Происходят и более неприятные случаи. Однако страховые компании, застраховавшие ответственность строителей перед третьими лицами, не всегда готовы платить.

Очень многое зависит от содержания заключенного договора, от размера страховой суммы, наличия в документе различных оговорок и исключений. Недаром некоторые договоры страхования ответственности специалисты называют фиктивными, заключенными ради галочки и не несущими никакой смысловой нагрузки. В этом плане страхование ответственности, проходящее в рамках саморегулируемых организаций, способствует разработке норм и стандартов страхования.

Первые результаты

Заместитель директора департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ Алексей СУРОВ считает, что механизм страхования членов саморегулируемых организаций уже достаточно четко прописан.

– На уровне национальных объединений и на уровне СРО приняты требования к страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, – поясняет он. – Речь идет об ответственности, которая может наступить в случае причинения членами СРО вреда третьим лицам вследствие недостатка работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Министерством регионального развития приняты методические рекомендации по страхованию гражданской ответственности членов СРО. Кроме того, каждое СРО имеет и свои требования к страхованию. Это требования к виду договора страхования, к минимальному размеру страховой суммы, к объекту страхования, к перечню исключений из страхового покрытия.

По мнению специалиста, уже есть первые результаты – количество происшествий и аварий на строительных площадках стало уменьшаться. Снизилось и количество пострадавших в авариях. Как показывает статистика, большинство аварий и происшествий происходит по тем видам работ, которые исключены из сферы действия саморегулирования.

Размер имеет значение

Однако существует ряд моментов, по которым до сих пор не утихают споры. Например, по поводу размера страхования. В большинстве случаев минимальный размер установлен в 5 млн рублей. Страховщики считают, что это мало, а представители строительного сообщества – что вполне достаточно.

Что касается оценки страховых выплат, то здесь цифры разнятся весьма основательно. По данным страховых компаний, они составляют около 11% от собранных сумм, а по оценкам НОСТРОЙ – всего около 2%.

– В настоящее время страхование строительных рисков сверхприбыльно для страховых организаций, – утверждает А. Суров. – Поэтому надо задуматься над тем, чтобы уменьшать размер страховой премии или увеличивать объем страхового покрытия.

При этом специалист отмечает, что на рынке существуют страховые компании, которые четко выполняют свои обязательства, но есть и такие, которые под разными предлогами отказываются урегулировать убытки или покрывают их лишь частично.

В настоящее время общая сумма страховой ответственности в рамках СРО, по словам А. Сурова, оценивается в 400–500 млрд рублей, а общий размер страховых взносов – в районе 2 млрд рублей. Эти цифры достаточно условны.

В отличие от представителей строительного сообщества страховщики не считают страхование ответственности членов СРО сверхдоходным видом деятельности. По итогам 2010 года в ОСАО «Ингосстрах» было заявлено более 10 страховых случаев на общую сумму свыше 2 млн рублей. К сентябрю 2011 года было заявлено уже 22 случая на 38 млн рублей.

Рассказывая о самом крупном многомиллионном убытке, который произошел при строительстве торгового комплекса в Уфе, заместитель директора петербургского филиала ОСАО «Ингосстрах» Галина ВЛАДЕЛЬЩИКОВА подчеркивает, что объем ответственности и в этом случае был стандартным – всего 5 млн рублей. А так как строительная компания была признана банкротом, то СРО придется выплачивать недостающие средства из компенсационного фонда.

– Не секрет, что страховой полис строительные компании рассматривают как разрешительную бумагу и не более того,– констатирует Г. Владельщикова. – Да и некоторые страховые компании подходят к заключению договоров формально. Но сейчас страховой рынок очищается, у многих недобросовестных компаний отозваны лицензии, повышены требования к уставному капиталу страховых компаний.

В качестве примера можно привести Британский Страховой Дом, выплаты которого по состоявшимся претензиям уже составили более 30 млн рублей. На рассмотрении находятся убытки на 70 млн рублей.

Ответят коллективом

Говоря об основных направлениях развития института страхования в строительной сфере, А. Суров внес некоторые предложения от имени Национального объединения:

– Во-первых, мы предлагаем при расчете страховых тарифов применять понижающие коэффициенты в отношении тех строительных организаций, которые в своей деятельности руководствуются стандартами, принимаемыми Национальным объединением строителей. Думаем, что применение стандартов должно повысить безопасность выполнения работ и соответственно уменьшить вероятность возникновения страховых случаев.

Во-вторых, необходимо исключить случаи недобросовестного страхования, когда страховые договоры заключаются практически фиктивно. Зачастую в таких договорах содержатся условия, которые исключают возможность выплат. Нам представляется, что с развитием саморегулирования величина страховых возмещений будет увеличиваться.

В-третьих, сейчас речь идет только о страховании ответственности перед третьими лицами. Но необходимо страховать и строительно-монтажные риски, здоровье самих работников.

Представители саморегулируемых организаций в области строительства, архитектурного проектирования и инженерных изысканий считают, что национальные объединения должны выработать единые методические рекомендации по страхованию ответственности членов СРО. Такое решение зафиксировано в резолюции II Всероссийской научно-практической конференции по саморегулированию в строительном комплексе. И работа уже ведется.

Предлагается также законодательно закрепить действующие у большинства СРО требования к минимальному размеру страховой суммы, на которую заключается договор страхования ответственности. То есть – внести изменения в статью 55.4. Градостроительного кодекса РФ. Для каждого члена СРО изыскателей и проектировщиков минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности не может быть менее чем 5 млн рублей в год. Для членов СРО строителей – не менее чем 10 млн рублей.

В строительном сообществе высказываются опасения, что страховых сумм по индивидуальным договорам страхования ответственности может оказаться недостаточно для возмещения причиненного вреда. В дополнение к индивидуальным договорам предлагается заключать договоры коллективного страхования ответственности членов СРО. Это позволит наиболее полно обеспечить имущественную ответственность, а также предотвратить выплаты из компенсационного фонда.

Договор коллективного страхования позволит включить в страховое покрытие возмещение вреда, превышающего страховую сумму по индивидуальному договору страхования. К тому же в нем СРО сможет прописать условия, наиболее отвечающие интересам ее членов. Такая форма страхования дает также возможность уменьшить страховую премию за счет объема приобретаемой страховой услуги. Договор коллективного страхования позволит обеспечить имущественную ответственность члена СРО в момент, когда он еще не пролонгировал индивидуальный договор страхования или расторг его.

В то же время профессиональному сообществу еще придется выработать условия коллективного договора, способы его заключения и исполнения. Национальным объединениям СРО в области строительства, проектирования и инженерных изысканий предстоит рассмотреть вопрос о разработке методических рекомендаций по коллективному страхованию ответственности.

Наталья Соколова

Другие материалы по теме

X