жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Наследие и инновации «Автово»

На станции метро «Автово», которая является объектом культурного наследия, ведутся работы по капитальному ремонту потолка. В обновленном виде станция предстанет взору пассажиров в 2012 году.

О том, какие работы ведутся сегодня на станции «Автово» и какой будет эта станция через год, рассказывает начальник Службы тоннельных сооружений ГУП «Петербургский метрополитен» Дмитрий БУРИН.

– Станция «Автово» была открыта 15 ноября 1955 года вместе с другими семью станциями, которые вошли в состав первой линии метрополитена. С тех пор много воды утекло. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. С 2007 по 2009 годы был выполнен комплекс работ по восстановлению гидроизоляции путевых стен и прилегающих тоннелей. Также заменили облицовку путевых стен. Все работы выполнялись исключительно в «ночные окна» без закрытия станции.

После завершения работ метрополитен обратился в КГИОП с запросом о выдаче архитектурно-реставрационного задания на ремонт и реставрацию потолка перронного зала станции. Его состояние вызывало тревогу. По результатам надзора за сооружениями на потолке выявлялись местные разрушения архитектурных элементов потолка – фрагментов кессона, лепного декора, розеток, которые из-за протечек и постоянной вибрации начали отставать.

После получения архитектурно-реставрационного задания и подготовки необходимой документации был объявлен конкурс на разработку проекта. По результатам конкурса право на проектирование получило ООО «АжиоПроект». Проект был разработан, согласован с КГИОП и принят в производство в июле 2010 года.

– Какие работы проводятся сегодня на станции «Автово»?

– Это, прежде всего, работы по восстановлению водонепроницаемости потолка, общая площадь которого составляет более 2500 кв. м. Чтобы заполнить все поры и пустоты в бетоне, проводились гидроизоляционные работы путем нагнетания цементного раствора и полиуретановой смолы.

Кроме того, строителям предстояло осуществить демонтаж и изготовление кессонных и плоских панелей из стеклофибробетона с архитектурным декором для подвесного потолка. Но если раньше элементы потолка крепились прямо на месте, то сейчас мы решили собирать все это по принципу конструктора.

Потолок станции «Автово» собирается из 66 кессонов, 113 плоских панелей и 88 пристенных панелей. По большому счету эта работа является уникальной, так как еще никогда ничего подобного в метрополитене не делалось.

Уникален и технологический процесс ремонтных работ. Дело в том, что непосредственно на самой станции «Автово» за ограждением был открыт цех по производству кессонов и плоских панелей.

Раньше к уже готовым кессонам крепились гипсовые декоративные элементы. Потом их шпаклевали, красили. Здесь же все по-другому. Кессоны изготавливают прямо на станции. Сама оснастка, применяемая для этих работ, тоже может считаться уникальной. В специально изготовленной полиуретановой форме, где уже есть все вырезы под декоративные элементы потолка, укладывают каркас из нержавеющей стали, а затем на нее наплавляется определенное количество стеклофибробетона. В итоге мы фактически создаем прямо на месте изделия с готовыми архитектурными элементами, которые не надо приклеивать.

Преимущество стеклофибробетона в том, что он намного легче бетона. Если бы мы ту же самую конструкцию делали из цементно-песчаной смеси, она бы весила в два раза больше. Так что, применив современный материал в ходе реставрационных работ, мы значительно облегчили конст­рукцию потолка. Этот материал утвержден КГИОП и одобрен для применения на памятниках архитектуры.

Изготовление кессонов на месте избавило и от логистических затрат, учитывая, что доставить в зону работ детали потолка таких габаритов было бы сложно.

Еще одним положительным моментом является то, что все реставрационные работы в составе капитального ремонта потолка на станции выполнялись без ее закрытия. Кессоны и панели крепятся практически круглосуточно прямо над головами пассажиров и над идущими внизу поездами. Добиться этого удалось за счет сооружения специальных подвесных передвижных подмостей, с помощью которых можно вести ремонтные работы, не мешая нормальной работе станции.

– Что представляют собой кессоны и какова технология их крепления на потолке?

– Кессон – это квадрат с размером сторон 3,9 м. Его вес порядка 1,7 т. Когда мы изготовили первый кессон и повесили на постоянное место, он дал трещины. Мы его на следующий день сняли, чтобы оценить, из-за чего могло возникнуть образование трещин. Первый по-настоящему крепкий кессон нам удалось изготовить только с пятого раза. В ходе реставрационных работ мы вносили изменения и в толщину стеклофибробетона, и в конструкцию самого каркаса.

На эти работы ушло порядка двух месяцев. Это нормально, потому что проектировщик рассчитывает прочностные характеристики по расчетным схемам, а по факту нагрузка, вибрация и от движения поездов, и от идущего по поверхности земли транспорта может отличаться от расчетной.

Что касается технологии установки кессона, то наверх он поднимается на специальном подъемнике, а к несущим конструкциям потолка крепится с помощью восьми талрепов. Фактически сам кессон висит, а резьба на талрепах позволяет по геодезическим приборам выставлять его горизонталь, чтобы весь потолок находился на одном уровне. Каждый талреп держит 1,3 т веса. С учетом того, что их восемь штук, в конструкцию потолка закладывается примерно пятикратный запас прочности.

Хочу отметить, что после демонтажа потолка, когда открылись несущие конст­рукции станции, каждая часть потолка осматривалась специалистами тоннельно-обследовательской испытательной станции метрополитена. Были выданы заключения о его техническом состоянии. Итоговый вердикт оказался таким: состояние потолка станции «Автово» работоспособное. Так что станция, построенная еще в середине прошлого века, еще послужит жителям и гостям нашего прекрасного города.

– До завершения капитального ремонта потолка остался год. Успеете?

– Конечно. На начало ноября на станции «Автово» уже был полностью закончен демонтаж потолка, выполнена его гидроизоляция, полным ходом идет монтаж и изготовление всех плоских панелей и кессонов. Практически завершены работы на потолке над пассажирской зоной. Остались секции примыкания к карнизам – элементы примыкания стены и потолка – карнизная система.

Заканчивается и реставрация уникальных люстр, которые являются одними из главных украшений «Автово». 29 люстр, весом по 350 кг каждая, демонтировали. В цеху им заменили патроны, электрические провода, которые прослужили уже 56 лет. Устанавливается новая арматура. Сломанные пики из горного хрусталя меняются на новые. А стеклянные детали моются, чистятся и покрываются специальным лаком.

Нам еще предстоит выполнить реставрацию стеклянных колонн. Они являются одной из визитных карточек Петербурга и даже претендуют на звание одного из чудес света. Колонны на этой станции облицованы декоративным стеклом, и свет, преломляясь в облицовке колонн, создает эффект свечения изнутри. Однако стекло, как и любой другой материал, имеет свой предел прочности. К настоящему моменту на колоннах «Автово» выявлено 88 поврежденных элементов. Нам повезло, что технология изготовления этих уникальных стекол не утеряна. Ею владеют выходцы из Мухинского училища. И сегодня у нас есть понимание, как воссоздать и этот элемент архитектурного убранства станции в первозданном виде.

Беседовала Светлана Смирнова

Другие материалы по теме

X