жк днепропетровская 37

Автово: микс технологий (ЗАО «Метро-Контракт»)

Капитальный ремонт одной из красивейших станций Петербургского Метрополитена – «Автово» – первый со времени ее строительства. Работы проводятся без закрытия станции и остановки движения пассажирского и технологического транспорта.

«Автово» – единственная станция мелкого заложения первой очереди Петербургского метрополитена, построенная открытым способом работ. Десятилетия эксплуатации, активное городское строительство, динамические воздействия увеличивающегося потока наземного транспорта привели к нарушению гидроизоляции строительных конструкций станции, и, как следствие, пришли в негодность элементы декоративного потолка. Его капитальный ремонт выполняет ЗАО «МЕТРО-КОНТРАКТ».

Основная деятельность компании – ремонт и комплексная реконструкция объектов городской подземной магистрали: гидроизоляция, ремонт верхнего строения пути и инженерных сетей, проектирование. На многих объектах метрополитена требуется реализация целого спектра специальных работ. Например, при реконструкции вентиляционных шахтных стволов необходимо производить работы, связанные с монтажом инженерных сетей, гидроизоляции, крупногабаритных металлоконструкций, вентиляционных устройств. Все это – будничная работа сотрудников ЗАО «МЕТРО-КОНТРАКТ».

Специалистами компании выполнялся капитальный ремонт таких станций, как «Девяткино», «Горьковская», «Пролетарская», «Рыбацкое», «Садовая».

Излишне говорить об отличиях капитального ремонта действующей станции от нового строительства. Это и стесненные условия, и ежедневная сборка и разборка вспомогательного оборудования, и невозможность использования крупногабаритных механизмов, и необходимость тщательного контроля производства работ. А самое главное – крайне короткий период полноценной строительной деятельности во время так называемого «ночного окна».

Станция метро «Автово» – объект архитектурного наследия. Поэтому проект капитального ремонта потолка, выполненный компанией «Ажио-проект», был согласован с КГИОП. Проект подразумевал не только проведение серьезных гидроизоляционных работ, демонтаж старых элементов потолка, изготовление и установку новых, но и капитальный ремонт старой системы электроснабжения, находящейся «в теле» потолка.

– Нам сразу было понятно, что работа предстоит уникальная, потому что без закрытия станции подобные мероприятия еще никогда не проводились, – рассказывает главный инженер компании Геннадий Леонидович САВЕЛЬЕВ. – Следовательно, такого опыта ни у кого нет, и нам предстояло в какой-то мере быть первопроходцами.

Специалистами ЗАО «МЕТРО-КОНТРАКТ» и компании «Ажио-проект» была разработана технология изготовления и монтажа крупногабаритных элементов и деталей, в точности соответствующих первоначальным. То есть сейчас на станции работает мини-завод по изготовлению кессонов и панелей из стеклофибробетона, нанесенного на каркасы из нержавеющей стали. Части закладных конструкций изготавливаются на нашей производственной базе, а потом завозятся на место строительства для дальнейшей сборки. Важно, что все закладные элементы выполнены из нержавеющей стали, что позволит избежать коррозии.

Работа производится круглосуточно. В дневное время выполняется комплекс подготовительных работ и частичная замена сетей электроснабжения. В ночную смену – гидроизоляционные операции по нагнетанию жидких растворов и демонтажные работы. Для удобства и оперативности проведения демонтажа и гидроизоляционных работ были сконструированы специальные нетиповые подмости. Они вполне себя оправдали, и вскоре после начала капитального ремонта на первом подготовленном под монтаж участке был закреплен пробный элемент декоративного потолка.

– Спустя некоторое время после его установки стало понятно, что пока нам не удалось достичь необходимой прочности изделия, которая гарантировала бы его долгую службу, – вспоминает Геннадий Леонидович Савельев. – Поэтому совместно с проектной организацией было принято решение усилить каркасы кессонов и увеличить количество стеклофибробетона.

Мы старались соблюсти необходимый баланс жесткости и легкости конструкций, а также следили за тем, чтобы у каждой теоретической выкладки было практическое подтверждение. Казалось бы, после успешного завершения этого этапа работы можно было действовать по шаблону. Но вскрытие новых участков потолка поставило перед нами сложные задачи. Были участки, на которых рыхлый бетонный массив пришлось вырубать и делать новый.

Современные гидроизоляционные материалы и технологии позволяют рассчитывать на долгий безремонтный срок эксплуатации восстановленного потолка станции «Автово». Тем более что комплекс гидроизоляционных работ, выполненный компанией ЗАО «МЕТРО-КОНТРАКТ», – многоступенчатый. Он включает в себя и нагнетание цемента за обделку для заполнения возможных пустот, и гидроизоляцию с помощью инжект-системы для ликвидации микротрещин и восстановления разрушенной структуры конструкций. Последним этапом станет обмазочная гидроизоляция, характеристики которой по гибкости и устойчивости на отрыв соответствуют самым высоким стандартам.

– Скажу без преувеличения, – продолжает Геннадий Леонидович, – что если бы все работы выполнялись только в «ночные окна», реализация проекта растянулась бы на долгие годы. Конечно, сейчас для пассажиров созданы определенные неудобства, но главное – станция работает. Через год мы планируем завершить капитальный ремонт. Выдержать такие сроки помогает грамотно организованное производство. Все кессоны формируются в три этапа: создание укрупненных узлов на территории механических мастерских ЗАО «МЕТРО-КОНТРАКТ», их комплектация и подготовка к монтажу на специально созданной технологической площадке в депо «Автово» и нанесение стеклофибробетона непосредственно на строительной площадке.

Я не стал бы говорить о перспективах данного метода в плане его повсеместного применения. Все-таки подземных сооружений, имеющих плоский потолок, в Петербурге не так много. Но как опыт это интересно. Хотя бы потому, что на данном объекте компания смогла показать свой многосторонний потенциал. Если разбить всю работу на несколько составляющих, то каждая из них уже была отшлифована нами ранее, на предыдущих объектах. Здесь же получился некий симбиоз наших знаний, опыта, навыков. Многоступенчатая гидроизоляция, изготовление, доставка и монтаж крупногабаритных элементов в условиях действующего метрополитена, устройство подмостей оригинальной конструкции и главное – производство реконструкции без закрытия станции.

Елена Никитченко

Метро-Контракт.jpg

ЗАО «МЕТРО-КОНТРАКТ»

Санкт-Петербург, ул. Профессора Качалова, д. 15 А

Тел. (812) 412-1410

E-mail: [email protected]

Похожие сообщения

X