жк Днепропетровская 37 студия 3,2

Актуальное

«Легкое» решение трудной задачи (ООО «АжиоПроект»)

Станция метро «Автово» была открыта 15 ноября 1955 года. Именно на нее прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. Сегодня эта станция находится под охраной КГИОП. Проект реконструкции подвесных потолков «Автово» был доверен специалистам компании «АжиоПроект».

ООО «АжиоПроект» – эксперт в области производства специальных реставрационных строительных смесей. Задача компании – сохранение памятников культурного наследия и обеспечение долговечности объектов нового строительства посредст­вом применения инноваций в области строительного материаловедения.

Материалы, разработанные компанией, были использованы при реставрации Мариинского театра, павильона Росси, Ростральных колонн, собора св. апостолов Петра и Павла, Строгановского дворца, церкви святого великомученика Пантелеимона, Манежа Кадетского корпуса, дворца Меншикова в Ораниенбауме и других памятников архитектуры. На станции метро «Автово» перед специалистами ООО «Ажио­Проект» стояла задача укрепления конст­рукции подвесного потолка, повышения ее безопасности и сохранения богатого декора без прекращения работы станции.

О решении этой сложнейшей задачи рассказывает заместитель генерального директора по науке компании «АжиоПроект», профессор СПбГАСУ Алексей Михайлович ХАРИТОНОВ.

– Мы сочли целесообразным применить для реконструкции потолка бетон, армированный стеклянным волокном – стеклофиброй. Этот материал имеет целый ряд преимуществ: малый вес, высокая прочность при изгибе, а также высокая динамическая прочность. Кроме того, по истечению 48 часов нормально-влажност­ного твердения потолочные конструкции из стеклофибробетона уже могут монтироваться по месту. К этому возрасту достигается не менее 70% марочной прочности бетона. Отмечу, что ранее стеклофибробетон использовался только для создания декоративных элементов. На станции метро «Автово» из стеклофибробетона впервые были изготовлены крупные навесные конструкции. Это потребовало от нас решения такой технологически сложной задачи, как достижение высокой ранней прочности элементов.

Отличительной особенностью ООО «АжиоПроект» является системный научный подход, затрагивающий проектирование и состава материала, и конструктивных элементов. При этом нами учитываются условия эксплуатации, технологические параметры, требуемый уровень свойств и экономическая целесообразность.

Несколько месяцев сотрудники нашей лаборатории под руководством главного технолога Антонины Алексеевны РЯБОВОЙ подбирали необходимый состав смеси, позволяющий производить монтаж отлитых конструкций с минимальной выдержкой после изготовления. Ведь мини-завод по напылению стеклофибробетона на каркасы кессонов был устроен непосредственно на станции, что исключало возможность применения таких традиционных способов ускорения твердения бетона, как пропарочная или автоклавная обработка.

Мы изготавливали потолки небольшими по площади частями, причем отливали эти части как монолит декора с навесной панелью. Такие прочные и легкие элементы с уже готовой «лепниной» можно монтировать поэтапно, проводя работы лишь над небольшой частью платформы.

Успешно решить поставленную задачу позволило не только применение стеклофибробетона, но и уникальное конструкторское решение, разработанное нашим главным конструктором Михаилом Борисовичем ТАРАБУКИНЫМ. Поскольку станция имеет неправильную геометрическую форму, а время установки элементов ограничено 3-часовыми ночными «окнами», предложенный и внедренный метод крепления металлического каркаса на талрепах дал возможность быстро и качественно произвести монтаж.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех специалистов, принимавших участие в реализации такого сложного и интересного проекта. Сотрудники Комитета по охране памятников сумели быстро оценить ситуацию и понять необходимость применения такого инновационного материала, как стеклофибробетон. Союз реставраторов Санкт-Петербурга командировал для участия в проекте опытных специалистов – настоящих знатоков реставрационного искусства. Особенно хочется отметить заслуги сотрудников фирмы «Горюнов и Горюнов», которые оказали нам значительную помощь в конструировании и изготовлении форм.

На станции «Автово» мы впервые работали с заказчиком ГУП «Петербургский метрополитен» и генподрядчиком ЗАО «Метро-Контракт». Компетентность специалистов, посвятивших жизнь строительству и обслуживанию уникальных подземных сооружений, их спокойное вдумчивое отношение к сложным техническим проблемам и оперативность принятия решений заслуживают самой высокой оценки.

Слаженная работа всех участников реставрационного процесса, уникальная технология монтажа и замечательный по своим характеристикам материал – все это дало возможность эффективно решать стоящие перед нами задачи со значительным опережением графика производства работ.

В конце 2012 года петербуржцы смогут увидеть потолки знакомой станции в первозданном виде.

Записала Елена Никитченко

Санкт-Петербург, Кузнецовская ул., д. 19, оф. 101, 206

Тел.: (812) 643-2396, 448-7940, факс (812) 388-9718

Другие материалы по теме

X