жк днепропетровская 37

«Адмиралтейская» вступает в строй

Одним из главных новогодних подарков в этом году для петербуржцев станет открытие станции метро «Адмиралтейская». Оно состоится в конце декабря за несколько дней до Нового года. Это будет 65-я по счету станция петербургского метро.

«Адмиралтейская» – станция особенная. Она – самая глубокая на постсовет­ском пространстве, а возможно, и в мире. Ее глубина составляет почти 100 метров. Спуск в подземный зал будет осуществляться по каскаду эскалаторов, что связано с невозможностью создать единый эскалатор такой длины. Аналогичное решение применено на «Пролетарской».

Строительство «Адмиралтейской» растянулось почти на двадцать лет. Впервые задача построить в центре Петербурга станцию метро была сформулирована еще в «Плане развития Ленинградского метрополитена до 1980 года», датируемом концом 50-х годов. Тогда считалось, что «Адмиралтейская» будет располагаться между двумя станциями третьей линии – «Невским проспектом» и так и не построенной «Университетской».

Непосредственно к возведению «Адмиралтейской» удалось приступить лишь в 1980-х годах, причем проектировать ее стали уже в составе пятой линии, на участке «Садовая» – «Спортивная». Проходческие работы в подземном вестибюле «Адмиралтейской» были выполнены в 1990-х годах. В 1997 году, когда этот перегон сдавали в эксплуатацию, участок от «Садовой» до Приморского района решили временно отдать под продолжение четвертой, Правобережной ветки.

Долгое время не удавалось найти место выхода на поверхность в историческом центре Петербурга. «Адмиралтейская» надолго осталась станцией-призраком. Проезжая мимо нее, поезда снижали скорость.

В 2008 году был решен вопрос о расселении дома в Кирпичном переулке под строительство вестибюля и наклонного хода станции. Годом позже начался полный демонтаж исторического здания, построенного в начале XIX века. Постройка считалась выявленным объектом культурного наследия как место жительст­ва известного ленинградского режиссера Николая АКИМОВА.

В 2010 году здесь началась проходка наклонного хода станции «Адмиралтейская». Сложность работ по сооружению эскалаторного тоннеля заключалась в крайне неустойчивых грунтах, которые располагаются на протяжении практически всей трассы. Практически половина трассы ТПМК проходила в условиях плывуна. Вторая трудность заключалась в необходимости сохранить уплотненную застройку Центрального района, где каждый дом является памятником архитектуры. Ситуацию усугубляли также стесненные условия строительной площадки, которая была в два раза меньше, чем этого требовалось.

Использование для проходки современного тоннелепроходческого комплекса позволило свести осадки земной поверхности к минимуму. Щит, получивший название «Аврора», был изготовлен в Германии. В разработке его проекта участ­вовали специалисты ОАО «Метрострой». Эксперты отмечают, что это было очень смелое решение, т. к. в мире еще не существовало практики проходки тоннелей под углом в 30 градусов с помощью тоннелепроходческих комплексов.

Работы проводились в непосредственной близости от жилых домов, что налагало на строителей дополнительные требования по соблюдению Закона Санкт-Петербурга от 12.01.2004 № 793-2 «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время». Технология строительства предполагала круглосуточную работу ТПМК. Метростроителями было принято решение об установке на время проходки над строительной площадкой пневмокаркасного сооружения, которое не только обеспечивало звукоизоляцию, но и защищало ее от осадков в зимний период.

Проходка наклонного хода длилась всего два с половиной месяца. Намного меньше, чем потребовалось на подготовку к проведению работ. В апреле 2011 года эскалаторный тоннель длиной более 120 м был успешно пройден, и тем самым была завершена сложнейшая технологическая операция, благодаря которой «Адмиралтейская», наконец, обрела свой выход на поверхность.

После этого специалисты филиала ОАО «Метрострой» – Управления механизации (они выполняли одну из самых важных функций проходки – монтаж/демонтаж и управление комплексом) приступили к разборке деталей ТПМК, а их коллеги из ЗАО «СМУ-9 Метрострой» начали монтаж эскалаторов.

Сегодня на станции завершаются работы по оформлению вестибюлей. Новое здание в Кирпичном переулке, повторяющее формы и фасады снесенного дома, возведено в несущих конструкциях. Инвестором строительства нового здания выступает ЗАО «Советник». Оформление станции выполнено по проекту заслуженного архитектора России Александра КОНСТАНТИНОВА, ранее разработавшего проекты «Достоевской», «Спортивной», «Волковской».

Светлана Смирнова

Похожие сообщения

X